Оноре Мирабо был очевидцем и участником великих политических и социальных потрясений во Франции второй половины XYIII века. Цена человеческой жизни была тогда совсем невысока и кровь лилась, как говорят, рекой. Да и сам Мирабо прожил всего 42 года, но он, успев активно соприкоснуться с эпохой Просвещения, всё-таки пришёл к мудрому и обязывающему выводу: «Время и действенная память удваивает жизнь».
Он сказал «удваивает», а мог бы и «утраивает», «удесятеряет», то есть продлевает бесконечно, вернее, до тех пор, пока эта память активно жива. Причём, можно сказать, продлевает жизнь и тех, кто уже давно и безвозвратно ушёл из физиологического бытия, и тех, кто обогащает свою жизнь знанием и благодарной памятью об усопших, пожертвовавших собою ради свободы, счастья и благополучия своих
современников и потомков.
«Радости забываются, а печали — никогда», — писал Михаил Лермонтов. Тем более, если печаль вселенская, во всяком случае, всенародная,
объединяющая едиными чувствами тысячи и миллионы людей. К такой горестной печали относятся безысходные чувства скорби по безвременно ушедшим из жизни, погибшим в жестокой борьбе с захватническими и враждебными силами, репрессивным, расстрелянным, замученным, погибшим в ссылках и тюрьмах, от унижений и болезней, холода и голода, жертвам тоталитарных режимов.
Чего греха таить, всегда находились и сейчас ещё встречаются отдельные особи, кто предпочитает не вспоминать о страшных и
унизительных страницах прошлого, не тревожить лишний раз свою избирательную память, им легче и покойнее думать только о себе
любимом, о сиюминутном удовлетворении своих весьма прагматических интересов и капризов. Этот нравственный манкуртизм безусловно и закономерно приводит к духовному обнищанию, к постепенному низведению полнокровного и многогранного понятия «жизнь» к элементарному эгоистичному существованию. И если где-то такие индивидуумы начинают влиять на умы и сердца людей, то там бескрылым становится всё общество, там тревожнее видится будущее. Но противостоять этому вовсе не означает призывать к реваншизму, к сведению счётов, к насаждению жестокости. Нет, это значит культивировать в новых поколениях людей чувство исторической справедливости, чувство благодарности за содеянное в интересах детей и внуков, чувство сопричастности ко всему,
что делалось и делается на этом белом свете. Это значит воспитывать понимание логики неразрывного хода общественного развития,
национальной и гражданской преемственности.
Конечно, решился писать я на такую, на практике далеко не однозначную тему неспроста. Ещё не отзвучали возвышенно пафосные и
пронзительно скорбные звуки 70-летия Великой Победы. А впереди, уже через неделю, надвигается страшная дата нападения фашисткой Германии и её союзников на нашу бывшую супердержаву, что сразу же вызвало огромный патриотический подъём у всех её народов во всех республиках. В том числе и в нашем Узбекистане, 1 млн. 430 тысяч 230 граждан которого приняли участие в той кровавой войне, а более 530 тысяч из них не вернулись с полей сражений.
Так почему же именно в нашей республике 9 мая отмечается не как День Победы, а как День Памяти и Почестей всех погибших за идеалы свободы и независимости своей Родины? Что это — стремление пооригинальнее выделиться, или всё-таки переосмысление самой сущности не поддающегося какой-либо переоценке разгрома нацистских сил в самом их логове — в Берлине с учётом всех составляющих этого исторического события?
Для начала, вспомним, что в течение 20 лет эта важнейшая дата вообще не отмечалась как праздничная. В последние годы совершенно
неоправданно заговорили о том, что, дескать, Сталин не придавал значения важности этого дня. Так ли это? Для Сталина, непосредственно с именем которого советский народ в те годы связывал избавление от ужасов германской агрессии, казалось бы, было только выгодно ежегодно иметь подтверждение широчайших слоёв населения в его исключительных заслугах в деле обеспечения долгожданной Победы. Ан-нет! Слишком много траура было практически в каждой семье, чтобы выделять и чествовать победителей.
Дело, конечно, не в самой дате 9 мая — разгром мог завершиться днём (а то и неделей и даже месяцем) раньше или позже, дело в том, что Победу, в той или иной степени, подготавливали даже погибшие в самые первые и тяжёлые дни той поистине Отечественной
войны. И 9 мая справедливо было бы поминать и благодарить не только дошедших до Рейхстага победителей, но и всех, кто ценой свей жизни и страданий, обеспечивал и обороноспособность своей Родины, и стойкость и мужество всего народа, вставшего на защиту своего родного дома и своих светлых идеалов. Государственный праздник 9 мая в Узбекистане подчёркивает незабвенную Память о всех благородных героях второй мировой войны и Почести именно в их честь!
В отличие от тех стран, где делаются попытки героизировать пособников нацизма, руководствующихся, по сути, человеконенавистническими и ложно патриотическими идеями. Нам с ними не по пути! Никогда, несмотря на все смысловые и логические ухищрения! Ибо это ведёт к новым трагедиям, к новым вспышкам насилия и надругательства над человеческим достоинством и правами людей. Как это имело место быть 5 лет назад в июньских событиях в Ошской области.
Надо, действительно, помнить: «Человек — это звучит гордо!». И ответственность за такой посыл лежит на всех нас, на нашей Памяти!
А. ХОДЖАЕВ