Немецкие зенитки подбили самолет, и он начал гореть. Летчик, который, несмотря на молодость, совершил уже более 120 боевых вылетов, понимал – до своих никак не дотянуть. Вариантов действий было немного – или выброситься из горящей машины с парашютом и наверняка попасть к фашистам в плен, или …
Пилот, которому было всего 21 год, выбрал второй вариант – он направил горящий погибающий самолет в место скопления гитлеровцев. И через несколько мгновений раздался мощный взрыв, уничтоживший десятки фрицев и танки врага. Но погиб и отважный советский летчик, совершивший наземный таран. Его звали Юрий Ивлиев.
Он родился в Ташкенте, здесь окончил школу, увлекался авиамоделизмом. Как и все мальчишки того времени, мечтал стать летчиком и свою мечту осуществил. После окончания школы в 17 лет поступил в авиационное училище в Оренбурге, где и застала его Великая Отечественная война.
На фронте Юра оказался в сентябре 1942 года и за короткий период прошел путь от рядового летчика до командира эскадрильи. Он успешно и неутомимо бомбил вражеские железнодорожные эшелоны и склады с горючим, уничтожал самолеты фрицев – на земле и в воздухе, ликвидировал 500 немецких солдат и офицеров. В октябре 1944 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
Причем это звание Ю. Ивлиев получил не за свой последний бой в небе над Кенигсбергом в январе 1945 года, где он совершил настоящий подвиг, а за сражения в небе Белоруссии. Хотя Николай Гастелло за то же самое (но в начале войны) был удостоен звания Героя.
Ревущий самолет, пикирующий к земле, скопления вражеских танков и солдат, огонь, взрыв и… вечность. Конечно, мы уже никогда не узнаем, о чем думал отважный ташкентский летчик в те жуткие последние мгновения, когда его боевая крылатая машина неотвратимо неслась навстречу гибели. Возможно, перед ним пронеслась тогда вся его короткая жизнь и, конечно же, родной город, ташкентские улочки, любимая школа, родные и друзья. Он ушел «не долюбив, не докурив последней сигареты» всего за три месяца до Великой Победы. Но почему война так безжалостна!
… В молодости мне часто приходилось проезжать в общественном транспорте остановку в Ташкенте, где кондукторы и водители объявляли – «улица Ивлева» (именно в таком исковерканном виде). Потом, когда узнал чье это имя, был просто потрясен подвигом нашего юного земляка в годы Великой Отечественной войны.
Когда писал этот материал, решил побывать на этой улице, хотя был в курсе, что она еще в 2010 году переименована. Сел в такси и сказал: улица Ивлиева. К моему удивлению молодой водитель без всяких расспросов четко привез меня по этому адресу. Вот ведь как – уже несколько десятков лет нет человека, нет даже улицы с его именем, а память о нем все равно жива!
Она теперь называется Кичик Мирабад – изменилась неузнаваемо. Крутые бутики и великолепные здания, шикарные машины – вряд ли бы Юра, окажись он здесь и сейчас, узнал бы родную улицу. Но все же я бреду по ней, словно надеюсь на какое-то чудо. И вот на одном из домов вижу то, что, наверное, очень хотел увидеть – табличку «Улица Ивлиева». Причем строение не старое и табличка новенькая, так что это не случайность, это позиция.
Через несколько шагов встречаю очень старую постройку, где на обветшалых железных воротах мелом выведено прежнее название. А в конце улицы оно уже вывешено на… английском языке.
После этого как-то потеплело на душе, словно я краешком соприкоснулся с легендой, имя которой Герой Советского Союза капитан Юрий Ивлиев.
Мы сейчас мало знаем о нем. Информацию черпаем в основном из Интернета, где иногда исковеркана его фамилия, напутаны факты боевой биографии, даже имя порой встречается другое. Хотя наверняка в публикациях местных газет в 60-70-е годы часто встречались очерки и зарисовки об отважном ташкентском летчике…
Братская могила в Гродно, где похоронен Ивлиев
Борис САВЕЛЬЕВ.
"Ревущий самолет, пикирующий к земле, скопления вражеских танков и солдат, огонь, взрыв и…"
Автор, внимательно почитайте боевое донесение штаба части. Ил-2 был сбит на втором заходе выстрелом из танкового орудия. Он физически не успел бы "направить" самолет… далее по тексту