back to top
2 C
Узбекистан
Вторник, 7 января, 2025

Ойбек Кимсанбаев: «Будущее сельскохозяйственной науки — за трансфером технологий!»

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,180ПодписчикиПодписаться
Ойбек Кимсанбаев: «Будущее сельскохозяйственной науки - за трансфером технологий!»

В Ташкенте 9 декабря 2017 года прошёл курултай работников сельского хозяйства Узбекистана, на котором впервые чествовали с Днем работников сельского хозяйства Республики Узбекистан дехкан и фермеров, водников и механизаторов, ирригаторов, агрономов, ученых. Незадолго до установления праздника в столице Узбекистана состоялись международная хлопковая ярмарка и 76-е Пленарное заседание международного консультативного комитета по хлопку. Мы обратились к участнику этих форумов, известному учёному, профессору Ойбеку Кимсанбаеву с просьбой поделиться своими суждениями о перспективах развития агропромышленной сферы.

— Учёный, доктор сельскохозяйственных наук, вы представляете в Ташкенте возглавляемый вами Центр прикладной генетики, селекции и семеноводства хлопчатника Волгоградского государственного аграрного университета. Что привезли на международную ярмарку?

Ойбек Кимсанбаев: «Будущее сельскохозяйственной науки - за трансфером технологий!»

— Свои сорта хлопка. Признаюсь, очень приятно было видеть их на «Всемирной выставке достижений хлопководства». Это пока сорта, высеваемые в Узбекистане, в России в течение четырех лет культивируем другие, скороспелые.

Ойбек Кимсанбаев: «Будущее сельскохозяйственной науки - за трансфером технологий!»

В 2017 году на 8 га получили вполне приличный урожай цветного хлопка – зеленого, бежевого, других цветов.

— Результаты ваших работ по выращиванию хлопка в северных широтах впечатляют, слушала интервью, которое вы дали в эфире Волгоградского телевидения, в нем рассказывается и о выращенном вами цветном хлопке.. Большой интерес у читателей вызвало и предыдущее интервью с вами на сайте нашего издания. XXI век привносит в жизнь новые достижения, и вы в числе тех, кто их вершит. Что считаете главной приметой нашего времени?

— Известно, XIX век был ознаменован индустриальной революцией, XX век признан веком покорения космоса. Новое столетие — думаю, со мной согласятся многие — считаю веком технологий, если говорить более конкретно — трех технологий: био, нано и IT-технологий. Сегодня весь мир вращается вокруг этих научных орбит, и агропромышленные комплексы не является исключением. Откликается на требования времени и становится более гибким аграрный сектор Узбекистана. Во многом этому способствуют большие перемены, происходящие в республике, о них сообщают в СМИ. В частности, Узбекистан взял курс на открытость мировому сообществу, в том числе и в решении задач аграрного комплекса. Во многом благодаря руководству страны проходит открытый диалог с крупными зарубежными агрохолдингами и корпорациями. Активно ведётся работа по продвижению на международный рынок сельхозпродукции, осваиваются новые технологии, подписываются многомиллионные контракты. Можно продолжить перечисление. Но наряду с этим, к сожалению, очень мало уделяется внимания такому направлению как «трансфер технологий».

— Термин «трансфер» мало о чем говорит широкому кругу людей. Что имеют в виду под «трансфером технологий»?

— «Трансфер технологий» — один из важнейших продуктов нового столетия. Узбекистан обладает огромным потенциалом в области агротехнологий. Не просто методами возделывания той или иной сельскохозяйственной культуры, но целым комплексом совокупных новаторских идей, применяемых в агропромышленном производстве. Республика в ближайшее время может стать центром по продаже экономически малозатратных и энергосберегающих технологий в области мирового сельского хозяйства. Это может быть передача или отчуждение исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности, объекты промышленной собственности, предоставление права на использование объектов интеллектуальной собственности в рамках лицензий. Возможна передача технологической документации, например, в рамках лицензий на ноу-хау, или же передача технологических сведений, сопутствующих приобретению или аренде (лизингу) оборудования и машин. Включается в понятие трансфера информационный обмен в персональных контактах на семинарах, симпозиумах, выставках, проведение различными фирмами и учеными совместных разработок и исследований, найм новых квалифицированных сотрудников, обладающих определенными знаниями, организация совместных предприятий. Так, передача российских, американских, итальянских, японских, южно-корейских технологий в сфере ОПК, автомобилестроения, космического приборостроения, атомной энергетики и других технологий (Китаю, Ирану, Индии и многим другим странам) осуществляется через выкуп лицензий на производство.
К примеру, сегодня известный международный проект «Волгоградский хлопок», созданный совместно российскими и узбекскими учеными, по информации Минсельхоза РФ и Минпромторга РФ на декабрь 2017 года оценивается в 2.8 миллиардов рублей — это около 40-42 миллионов долларов США. Проект выходит на производственный уровень, а это значит, что РФ готова выстраивать кластерную систему производства. В свою очередь это порождает рынок для новых «трансфертных технологий» в области глубокой переработки, возделывания, хранения и прочих действий с данным видом продукции. Очевидно при этом, что благодаря «трансфертной технологии» оживают и другие отрасли производства и науки: машиностроение, IT-технологии, химическая промышленность. И, безусловно, подготовка кадров.

— То есть, современное сельское хозяйство в Узбекистане может стать двигателем огромного пласта жизни, развивая экономический потенциал всей страны?

— Да, и это очевидно. Аналогичная ситуация и в области биологических методов защиты растений. Узбекским учёным удалось создать новую, более адаптированную форму так называемых энтомофагов (полезных насекомых, борющихся с вредителями). Они выведены искусственным путем, методом in Vitro. В мире существует всего три страны, которые занимаются такими сложными технологиями: Китай, Франция и Узбекистан.
После апробации в 2016 году китайская технология оказалась не адаптирована для использования за рубежом. Учёные активно работают над доработкой своей технологии, к середине 2018 года планируют представить новую производственную линию по выпуску энтомофагов.
Французская технология биозащиты, как это обычно бывает в европейских странах, дорогостоящая, и не каждая компания может себе позволить этот метод, тем более, фермеры. К тому же, французы даже не пытаются запустить производственный цикл по выпуску энтомофагов, так как изначально не хотят конкурировать с китайскими производителями.

— Узбекская технология рассчитана только на местные условия или может быть применена за пределами республики?

— В том-то вся суть, что она очень востребована. Узбекская технология оказалась менее затратной и более адаптивной. Некоторые европейские компании ведут переговоры с узбекскими учёными об использовании данной технологии при помощи трансфера. Не могу озвучить детали процесса переговоров, но сегодня пять крупных компаний готовы приобрести эту технологию вместе со специалистами. Могу озвучить примерную сумму контракта — это 2-3 миллиона евро.

— Так серьёзен интерес именно к биозащите?

— Это экологический чистый метод возделывания сельхозпродукции, в котором не используются химикаты (они стоят денег!) — и это совершенно иная технология. Не секрет, в процессе сельскохозяйственного товаропроизводства существуют различные методы и технологии возделывания продукции, отсюда и разное ценообразование. К примеру, при выращивании овощей и фруктов использованы традиционные технологии по химической защите растений от вредителей и болезней. Естественно, цена на такой продукт будет совершенно другая, нежели на экопродукты, которые во всём мире ценятся выше в разы. Согласитесь, мы не заставим людей, приобретавших продукцию с этикеткой «натуральное», купить товар с надписью ГМО (генетически модифицированный). Другой вопрос, правильно ли делать такое сравнение? Примеров можно привести много. Рынок сельхозпроизводителей давно обрёл чёткие, писаные и «неписаные», правила. Что-то изменить в них или ввести какие-то новшества нелегко. Единственный возможный вариант в решении данной проблемы — это низкая цена и высокое качество товара. И, естественно, ассортимент — новая линейка продуктов, поставляемых на рынок. В этой связи каждое государство стремится войти на рынок «трансфера технологий» как продавец и как покупатель. В случае, когда компания не заинтересована в разработке новой технологии, другая компания может предоставить инвестиции или стать первым пользователем разработки.

— Каким может быть результат применения «трансфера»?

— Только на продажах «технологий» мировые державы зарабатывают в год от 300 до 450 миллиардов долларов, и 25-30% этой суммы приходится да долю технологий в области агропромышленного комплекса.

Есть над чем призадуматься. Хлопководством как перспективным направлением начали всерьёз заниматься в России. В то же время многие западные СМИ активно «муссируют» проблему хлопководства в Узбекистане…

— И призывают республику отказаться от одной из стратегически важных сельскохозяйственных культур? В соцсетях тоже вижу приверженцев данной тенденции. Если с западными СМИ всё предельно ясно, то простые люди порою становятся заложниками системы извне и системы изнутри. Некоторые граждане нашей страны непроизвольно лоббируют интересы крупных компаний, которые не первый год пытаются продать свою неимоверно дорогую технику сельхозпроизводителям. А вместе с техникой технологию переработки и хранения хлопка. Конечно, наше хлопководство сегодня переживает трудный период. Сложно в такой ситуации говорить о перспективах развития. Но предлагаемые бизнес-инициативы западных партнеров толкают нас в так называемую кабалу обязательств и долгов.

— Очень активно сегодня звучат призывы развивать туризм, как это делают, к примеру, в Турции. Не проще ли, мол, дать населению возможность получать доходы за счёт туризма взамен трудоёмкого выращивания хлопка?

— А что нам мешает это делать параллельно? Нужно учесть географическое расположение Турецкой Республики и Узбекистана. Берега Турции омывают теплые моря, и туристический бизнес построен вокруг этих морей: это и шоп-туры, и всевозможные морские круизы. Не встречал людей, побывавших в Турции, которые рассказали бы о путешествии по исторической части страны, хотя там немало исторических достопримечательностей. Конечно, кто-то из туристов интересуется дворцом правителя османской империи Султана Сулеймана (Кануни) или местами захоронения святых. Но опять же — это идеология, нередко красочно преподносимая в виде сериалов. Не имею ничего против.
И всё же закономерен вопрос: что делать? Руководство страны даёт на него чёткий ответ: необходимо переходить на кластерную систему с привлечением высокотехнологических методов решения проблем. Сегодня в Узбекистане существует несколько британских, американских, китайских, южно-корейских, индийских, российских и турецких компаний, которые готовы своим силами собирать и перерабатывать, а затем и продавать продукцию из хлопчатника. Готов ли к этому Узбекистан?

— Какова карта мирового хлопкового рынка? Кто сегодня в активных игроках?

— В новом веке рынок хлопка «перекраивается». Ушли с арены многие ближневосточные страны: Египет, Ливия, Ирак, Сирия. Под сильным прессингом находятся африканские и латиноамериканские страны, Китай, Индия, Пакистан, Бангладеш. Иран скупает практический весь хлопок, произведённый в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, так как эти страны усилили внутреннюю переработку. На рынке глубокой переработки выступают Вьетнам, Камбоджа, Малайзия и другие. В 2017 году на рынке «органического хлопка» активно начали проявлять себя японцы, которые сегодня являются лидерами по переработке и конечной продаже экологически чистого хлопка.

И какие задачи стоят перед хлопководством и наукой нашей страны?

— Непростые. Мы, учёные, должны создавать такие технологии, которые снимали бы с повестки дня возникающие сегодня в обществе проблемы. Но и общество должно относиться к нам не с пренебрежением — наоборот, с пониманием и терпением.
И в конце хотел бы сказать: «Мы работаем! Дайте нам время!..»

Беседовала Тамара Санаева
Фото Александра Куликова

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Акбар Джураев стал серебряным призером Олимпийских игр Париж-2024

Представитель сборной Узбекистана по тяжёлой атлетике Акбар Джураев добавил в ряд своих наград и серебряную медаль Париж-2024. Узбекистанский спортсмен,...

Больше похожих статей