Впервые в Ташкенте прошел концерт, посвященный творчеству одного из основоположников авторской песни — Александру Галичу.
В Узбекистане о бардах знают не понаслышке. Международные и республиканские фестивали в Чимгане и Ходжикенте, собирающие людей разных возрастов и званий, которые пишут и исполняют под гитару авторские песни, имеют у нас давние и прочные традиции, поддержанные на всех уровнях. В программе фестивалей, как правило, выделена и специальная исполнительская номинация. Она позволяет вспомнить об известных бардах и популяризовать имена авторов-современников. Но, к сожалению, песни кумиров прошлых лет, ставшие классикой, все реже и реже звучат на фестивальных и концертных площадках. А поколение юных бардов нового века порою даже не слышало о таких мэтрах авторской песни, как Галич, Анчаров, хотя именно с их именами связано зарождение и развитие бардовского жанра, который, сколько о нем ни спорят, продолжает свое развитие.
Концертную программу по творчеству Галича подготовил и представил в Ташкенте на площадке «Антикафе на Беруни» при поддержке сайта «Письма о Ташкенте» автор популярных в интернете очерков и мемуаров Владимир Фетисов, обладающий недюжинным талантом рассказчика и мастерски исполняющий бардовские песни под гитару. Это его дебютная программа, которая, надо надеяться, может положить начало циклу концертов “Истоки бардовской песни”. На вопрос, что привлекло далекого от сцены человека к популяризации авторской песни, Владимир Фетисов признался, что жанр этот близок ему с ранней юности.
— И мне есть, что об этом сказать, чем поделиться, — говорит он. — Для первого выступления я выбрал творчество Александра Галича — успешного в свое время драматурга, чьи пьесы обошли все русскоязычные театральные площадки бывшего Союза, в том числе и ташкентские. Я бы назвал его судьбу “оптимистической трагедией». Хотелось в кругу интересующихся авторской песней людей вспомнить об этом удивительном человеке и проиллюстрировать свой рассказ его песнями и стихами. Поведать, как он пренебрег всеми благами ради верности своим идеалам и в авторской песне сумел сценически ярко показать многие болевые точки своего времени. Из преуспевающего советского драматурга став опальным бардом, он вынужден был покинуть родину, но песни Галича — вне времени, и порой они пугающе точно ложатся на действительность.
Концерт стал данью памяти барду, который в годы войны жил и работал в наших краях – в Ташкенте и Чирчике. На свет Александр Галич появился 19 октября 1918 года в Днепропетровске, в интеллигентной еврейской семье Гинзбургов (Галич – псевдоним барда, образованный из начальных букв его фамилии, имени и отчества). Считал, что судьба его как-то мистически связана с именем Пушкина. Родился он в день царскосельского лицея, где учился поэт. После переезда семьи в Москву жил в доме, который посещал Пушкин. Родной его дядя — Лев Гинзбург был пушкинистом, председателем Пушкинской комиссии и Общества любителей российской словесности. Галич рос в окружении образованных и творческих людей и рано начал писать стихи – первая публикация появилась в печати, когда ему было всего 14 лет.
Мастерство его стихов, положенных им же на музыку, умение найти верную исполнительскую интонацию и покорять публику своими песнями, безусловно, подкреплялось профессией Галича. В наше время авторы, называющие себя бардами, нередко далеки от литературы и грешат слабыми текстами, не замечая даже откровенных ошибок. У Галича же стихи всегда были высшей поэтической пробы. Литературный институт, оперно-драматическая студия К. С. Станиславского, затем театр-студия Алексея Арбузова… В них он формировался как профессиональный литератор, драматург, артист. Когда грянула война, из-за врожденного порока сердца работал в тылу — вначале в Грозном, потом в Ташкенте, в театральной труппе бывших студийцев, которых собрал в эвакуации в столице Узбекистана А.Арбузов.
После войны Галич писал пьесы, киносценарии, став известным и популярным драматургом, членом Союза писателей и Союза кинематографистов. К авторской песне обратился в апогее успеха на драматургическом поприще. Первые опыты были шутливыми, но звучали диссонансом к официальной эстетике и не публиковались. Позже, когда из сталинских лагерей стали возвращаться реабилитированные, стал слагать иные песни. Такие, как «Облака»:
Я подковой вмерз в санный след,
В лед, что я кайлом ковырял!
Ведь недаром я двадцать лет
Протрубил по тем лагерям.
Нет, он не знал лагерных тягот, но русские поэты и писатели не могли не болеть болями своего народа. Для Галича само молчание, когда совершается несправедливость, было преступным. Не об этом ли поется в его песнях «Памяти Пастернака», «За заборами», «Красный треугольник», «Старательский вальсок»?
Промолчи — попадешь в богачи!
Промолчи, промолчи, промолчи!
Таких песен, советская власть простить ему не могла. Галичу запретили давать концерты, публиковать произведения или выпускать пластинки, запретили даже ставить созданные им пьесы! Друзья организовывали для него выступления на квартирах, распространяли записи на появившихся тогда магнитных пленках. И остановить этот поток свободной авторской песни было невозможно. Дошли записи, вспоминает В.Фетисов, и до Ташкента, и он подростком слушал песни барда в исполнении друга юности Валерия Нисенбойма, в записях на магнитофоне, а затем пел их в кругу друзей.
В марте 1968 года в Академгородке Новосибирска прошёл фестиваль авторской песни, проведённый клубом «Под интегралом». На этом фестивале состоялся единственный публичный концерт Александра Галича в СССР. Фестиваль был действительно общесоюзный — приехали участники из Москвы, Ленинграда, Севастополя, Одессы, Свердловска и других городов Советского Союза. Фестиваль этот открыл таких ярких представителей жанра как Александр Дольский, Юрий Кукин, имена других бардов, ставшие сегодня хрестоматийными. Галич приехал туда в качестве мэтра. Его слушали затаив дыхание, а когда он исполнил свою песню “Памяти Пастернака”, наступило молчание, и весь зал встал.
В песнях Галича современники видели, как поэт обнажает корыстную подоплёку режима, срывая маски с «вождей». Этого ему не простили чиновники от культуры, поставив перед необходимостью покинуть родину.
Выпавшие на долю Галича жизненные тяготы и вынужденная эмиграция не сломили его духа. Голос его продолжал звучать, но теперь по каналам зарубежного радио «Свобода», передачи которого умудрялись слушать в самых разных уголках СССР, в том числе и в Ташкенте, вспоминает В.Фетисов. Но 15 декабря 1977 года этот голос умолк навсегда… И лишь после реабилитации в1988 году, посмертно, Галича восстановили в творческих союзах и вернули публике его пьесы, фильмы, песни.
Правда, как справедливо заметил автор концертной программы, песни его никуда от нас и не уходили. Они звучали и звучат не только в родной ему Москве, но, как видим, и в Ташкенте, где 15 ноября 2014 года состоялся первый большой концерт, ставший данью памяти Галича.
— Судьба его, несмотря на свой трагизм, — сказал, завершая свое концертное выступление В.Фетисов, емко и прочувствованно представивший страницы жизни и творчества Галича в рассказе, слайдовой презентации, в исполненных под гитару песнях, — учит, что путь совести и порядочности не закрыт ни для одного человека.
Тамара САНАЕВА, для сайта https://nuzuz.ru