Сотрудник международного аэропорта рассказал о шизофрениках, хамстве пассажиров и «грузах 200».
«Работа у меня хорошая. Особенно мне нравится график: работаешь день, ночь, потом двое суток отдыха. В свободные дни можно заниматься другими делами, взять дополнительную работу. Я, например, подрабатываю фотографом на свадьбах.
Но на дежурстве порой такого насмотришься, что на всю неделю хватит. Особенно трудно ночью: и пассажиры нервные, и персонал — всем ведь спать хочется, а не стоять в очереди на таможенном контроле или, наоборот, принимать сотню пассажиров, выдавать им багаж. На частую критику в наш адрес, что сотрудники аэропортов — самые большие хамы, могу сказать одно: да, всякое бывает, но пассажиры тоже не лучше. Нередко нарушая правила перевозки багажа и других процедур, пассажиры находят наглость еще и наорать на нас, предъявляя обвинения и угрозы. Но закон и правила равны для всех, не стоит это забывать.
Однажды ночью прибыл рейс из Европы. Пассажиры получили багаж и мирно катили свои баулы по белому мраморному полу зала аэропорта. Вдруг мы заметили, что один чемодан на колесиках, ручку которого держал солидный пожилой мужчина, оставляет кроваво-красный цвет. Мы мгновенно подняли тревогу, но потом оказалось, что у него разбилась бутылка вина внутри чемодана. Пассажир был спокоен, но все-таки захотел пожаловаться: в разбитой бутылке было коллекционное вино, приобретенное за крупную сумму в иностранной валюте. Однако выяснилось, что пассажир не приклеил на свой чемодан специальный стикер «Осторожно: бьющийся предмет». Как бы досадно не было, виноватым оказался сам коллекционер и любитель вин.
Помню, один мужчина перевозил огромный домашний кинотеатр. Получая багаж, он обнаружил прямо посередине экрана трещину. Ситуация, мягко говоря, была неприятная. Он объявил, что хочет пожаловаться на сервис авиакомпании за халатное обращение к багажу, потому что чемодан был маркирован специальной наклейкой. Когда началось разбирательство, выяснилось, что плохо сработали грузчики аэропорта вылета, грузившие багаж в самолет. В дальнейшем оказалось, что пассажир тоже нарушил правила: его багаж намного превысил 30-килограммовый рубеж, а за перегруз он дополнительно не заплатил. Получается, что этот телевизор сам «вне закона», и у пассажира, разумеется, сразу же отпало желание куда-либо жаловаться.
Самый курьезный случай произошел с одним «шутником — наркокурьером». Это был спортивного вида молодой человек лет 20-23, прилетевший в родные края. В руках у него была небольшая спортивная сумка, больше никакого багажа. На стандартный вопрос: «Что везете в сумке?» — он со спокойным видом заявил: наркотики.
Все сотрудники аэропорта, занятые привычными заботами, устремили взгляд на новоявленного наркокурьера. Мы провели сумку через рентгеновский сканер, затем осторожно открыли ее — там была лишь поношенная одежда и набор швейных иголок. Обстановка накалялась, он продолжал уверять, что, помимо наркотиков, перевозит еще и огнестрельное оружие. Парень даже успел вцепиться в нашего сотрудника, но его оттащили. И в это время из зала встречающих подоспел отец нашего «героя»: как оказалось, он страдал легкой формой шизофрении, и с собой у него не было ничего опасного. Правда, потом с ним все равно провели беседу сотрудники внутренних органов.
Особое удовольствие доставляет грузить отечественную продукцию на экспорт. Ящики с маркировкой «Made in Uzbekistan» — тот еще повод для гордости. А еще интересно общаться с прибывшими иностранцами или просто наблюдать за ними. Порой удается обменяться парой слов о погоде в Европе или какой-нибудь экзотической азиатской стране.
Впрочем, набираясь опыта, ты уже привыкаешь ко всему. Привыкнуть трудно лишь к «грузам 200». В последнее время часто прилетают такие грузы. Кто-то угорел газом, кто-то утонул в речке. Сыновья везут отцов, отцы везут сыновей. Недавно один мужчина привез тело своей жены и ее маленького племянника. Погибли в результате пожара. Бедный мужчина, на него было страшно смотреть: убитые горем глаза, опухшее от слез лицо. Очень жаль этих людей, но на работе не до сантиментов.
Что мне больше всего нравится в моей работе? Удовлетворение от того, что ты оказываешь качественный сервис и клиенты остаются довольны. Ведь поездки должны ассоциироваться с удовольствием, а не с бюрократическими трудностями и нудными очередями. Нравится еще живое общение с людьми, особенно с иностранцами. Я в совершенстве владею русским и английским, немного говорю по-французски и по-немецки. Они бывают приятно удивлены, когда видят, что сотрудники аэропорта владеют языками не хуже них.
Подводя итоги, могу сказать, что работа у меня сложная, но интересная. Как мне кажется, так и должно быть».
Беседовал Шахзод ТАХИРОВ, uz24uz