back to top
24.4 C
Узбекистан
Четверг, 19 сентября, 2024

Не звони палачу или зачем Ташкенту нужны поэты?

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
6,810ПодписчикиПодписаться

Кажется ли вам, что поэзия никому не нужна? Чего ради писать стихи? А сами поэты? Им вечно хочется  чего- то  нового, необычного, страшного, безумного и весёлого. Капризные! Они пронзают  себя кинжалом и пытаются дрожащей ощупью найти карандаш, чтобы сделать записи о своих душевных настроениях. Их гордость и бесконечная   смелось  стали раздражать так, что ташкентцы, занятые исключительно логикой и добродетелью, бросили все свои добрые дела и отправились в театр «Ильхом», где вечером,  19 декабря,  поэты устроили очередное небывалое действо.

Это был новый совместный авантюрно — фантастический  проект  актёров театра «Ильхом»  и поэтов Ташкента  под названием  «Литера». Первое, что следует отметить в спектакле – это  импровизация  игры, доходящая до наивной непосредственности, но при  ясной образности и чётком  выполнении технических задач.  Вечер начался с экспрессивного  штриха –  появления из полумрака сцены актёра Алексея Писцова, который  бросил в воздух пачку  белой  бумаги. Писцов сообщил зрителям, что теперь сценария нет, а  его руки  будто застыли в испуге.  Бледность лица актёра стала контрастировать с белизной разбросанных по чёрному полу листов, как бы усиливая драматизм случившегося. Конечно! Знаменитый гроссмейстер и поэт Муртас  Кажгалеев  тут же улёгся на пол – ведь без сценария никому  не известно, что от поэтов ожидать, а тем более от гроссмейстера!

Или  легендарный  поэт Бах  Ахмедов. Весь спектакль пребывал на втором ярусе сцены.  Рядом с  ним  был деревянный  ящик  из-под яблок. Во время репетиций Бах нашёл этот ящик неизвестно где, сперва сидел на нем и отдыхал, но потом стал ощущать какой- то иной план в своём духовном бытии  и некую связь с будто пленившим его, как возлюбленного, ящиком. На спектакле Ахмедов не растерялся, а придумал для  ящика место в композиции. Он стал для него письменным столом, за которым Бах  успел написать одно из своих самых больших и значительных стихотворений. Прямо во время спектакля! С разрешения Баха я представлю несколько строк из нового произведения здесь:

Немного больно…
Немного колко…
В прицеле всегда твой взгляд!
Зима застыла во мне иголкой
на тысячу лет подряд.

Ох уж эти поэты! А когда они берут в руки гитару, то сила их становится  безграничной.  Ведь  стихи в сопровождении музыки –  это уже глубокое постижение психологии человека и его жизни, а не просто глагол,  хорошо подлаженный  к существительному. Поэтому поэт Фархад Юнусов выигрышно отличался от других поэтов на вечере,  у которых гитар в руках не было. Удачно найденный  идейно-образный диапазон его произведений, казалось, раскрывал нам все тайны жизни и квантовой физики:

Противостояние человека и чёрных дыр.
Вот что держит под напряжением этот мир!

Но были среди участников и такие поэты, которые  не играли на гитаре и не читали  стихов. Взамен этого они  прятали свои  благородные лица от зрителей. Так поступили, например, поэты- прозаики Марат Байзаков и Лакис Филиппидис . Произведениям, которые они написали, дали жизнь в своих устах  актёры  «Ильхома»  Галина Борисова и Ян Добрынин.  Во время выступления Борисова даже поцеловала руку поэтессе Белоедовой. Этот её жест был не только близок духу позднесредневековой мистической эротики, но и подходил по смыслу  текста, давая путь визуальному раскрытию темы произведения Байзакова. 

Здесь я  хочу  отметить, что поэты, скрывающие лица, создают множество проблем   поклонникам своего творчества. Поклонники не имеют возможности подарить любимому поэту  шоколадных  конфет, колбасы, а при встрече  с любимым поэтом не могут  бежать  за ним с криками: «Я сфотографируюсь с моим кумиром или погибну!».  А бег,  как и прослушивание  стихов, очень  полезен и омолаживает организм. 

Вернёмся к поэтессе Наталье Белоедовой. Замечательная поэтесса. Она создаёт структуру для высоких идеалов.  Она выходит к свету  софитов.  Монументальные  складки её платья, стиснутые пальцы рук, кажется, существуют  в земном измерении, в то время  как голова и плечи находятся где- то на небе. Она  читает:

…мне важно, что в тебе дух
прекрасен   не наполовину
весь
это я
наполовину свободная
наполовину нет
наполовину глупая
наполовину знаю
это я плАчу, нахожу, теряю
а затем плачУ
всегда плачУ
не звони, не звони палачу….



И тут гроссмейстер Муртас  Кажгалеев  делает  некий  миттельшпиль –  вскакивает с пола  и максимально воздействуя на  Белоедову   и на зрителя  красным  своим  свитером  и зелёными штанами,  кричит глубоко, звучно и трагично :

Она пишет рифмы тонко,
Она сочиняет шёлком.
Я пиво пью быстро и резко,
Жизнь обжигаю пеплом.
Её мир –  это бабочки, рыбки.
Она ищет метафоры, строчки.
У меня ночные фонтаны,
Моя осень – пурга и
проблемы.

Как  сказала о Муртасе Кажгалееве  известная поэтесса Вика Осадченко: «Чтобы у России был великий поэт Пушкин, пришлось выписать из Африки Ганнибала, а чтобы в Узбекистане был великий поэт  Кажгалеев – нам пришлось выписать гроссмейстера из Казахстана».

Именно  казахстанский  шахматист  Муртас  смог написать лучшие  заметки  о ташкентцах, читая которые каждый житель  Ташкента  сможет узнать себя. Каждый сможет почувствовать, как серая жизнь вокруг становится цветной и ощутить  катарсис, дарованный поэтическим  искусством  Кажгалеева. И вы после этого спрашиваете: «Зачем нужны поэты?» Процитирую  отрывок из текста о ташкентцах:

«В Ташкенте сегодня +15 и солнце. Зима.
Климат делает город. Ташкентцы мягкие. И хоть столица, и три миллиона населения, а ощущение, что городок небольшой. Здесь  все  друг друга знают.  Если не лично, то через друзей, знакомых или родственников. В край –  через  Фэйсбук.

Они ходят на фотовыставки, в театр «Ильхом», ездят в Чимганские горы и знают рок-группу «Крылья Оригами». На выходных тусуются на экскурсиях, пьют пиво в кафешках или отрываются в «Элвисе».

В Ташкенте недавно стали следить за официальным курсом доллара. Здесь всем нужны деньги на текущие расходы, но почти все готовы работать бесплатно. Как сказала одна красавица актриса: «Деньги в могилу не заберёшь, а роли – да!»

Ташкентцы не откажут Вам напрямую – они предложат перенести дело на завтра.

У ташкентцев развита собственная гордость и они не примут сравнение с Самаркандом, Харьковом или Челябинском.  Они чтят Москву, Питер и Соединённые Штаты Америки.»

Тем  временем  Бах Ахмедов, сидя на  втором  ярусе сверху,  у ящика,  покрошил на поэтов  изорванный в клочки  листок бумаги. Видимо, там были  новые прекрасные строки, что-то вроде: «мне спать мешают веки…и ужас потолка…все высохшие реки…все прошлые века…». Только гений мог пустить стихи на конфетти!  Клочки  разлетелись по всей сцене. Праздник!

О Вике Осадченко. Интересно,  много  ли можно  рассказать о большом  поэте в несколько строк новостного материала и  чтобы всё сказанное было чистой правдой? Ведь большой поэт  состоит из многих противоречивых компонентов: из самоуглублённого размышления,  экспрессии мимики и жеста. Из орнамента цветов и крыльев за спиной. Из шкуры с головой зверя, накинутой  на хрупкие плечи. Из единства романтики и реализма в его символической фазе…из пророческого дара наконец! Когда Вика читает свои стихи, то расхаживает по сцене и жёсткой решительностью   жестов  будто разгоняет сгустившийся мрак, расчищая зрение зрителей для яркого света. 

Если глянуть с небосвода –
на земле и жуть и мрак
У поэта есть работа:
говорить, что всё не так.

Как бы тут ни громоздились
золотые города.
Ни на Марсе, ни в России,
Ни на время, никогда.

Свечка светит, ходят тени,
все кривы и коротки.
У поэта есть сомненья.
У поэта есть стихи…

Далее этюд акварелью:  на сцене возникает юный  женственно — миловидный  ангел. Это самая экзистенциальная актриса «Ильхома» – Анастасия Прядкина. Почему экзистенциальная? Потому что произносить слово «экзистенциальный» выходит у неё легко, странно — загадочно и  слово это  становится не просто словом, а структурной частью образа актрисы. Снова и снова в  алых устах  Анастасии лучится и сверкает «экзистенциальный» свет. Это стихи Баха Ахмедова:

… Но однажды встанет у порога
Экзистенциальная тревога.
Тихо скажет: «Здравствуй, это я.
Экзистенциальная… твоя …

Самой сдержанной была актриса Юлия Плакида.  Хотя рыжеволосые женщины бесстрашны, любят риск и способны шокировать публику, Плакида ни разу не легла на сцену, не закатила глаза, и никто её не целовал. Она будто была священна и сверхчеловечна.

А прозаик  Александр Махнёв?  Почему он стал писателем?  Вот, что о себе пишет сам Махнёв:

«Вот был бы я красив… Эдак – высок, широк в плечах, строен, ловок и силён. Обладал бы железной волей, непреклонностью, когда надо, уверенностью в собственной неоспоримости. Наметил бы цель в жизни, научился бы говорить «нет». Воспитал бы в себе напористость, неутомимость, предприимчивость. Стал бы удачлив в бизнесе (с такими данными обязательно бы стал). Имел бы здоровую печень, стопроцентное зрение, крепкую нервную систему и устойчивую психику, не знакомую с депрессиями. Мне бы сроду не пришло в голову сочинять то, что вы теперь читаете.»

Зрители были потрясены и страшно довольны. Некоторые выбегали на сцену, чтобы потрогать настоящих поэтов, снова целовали руки поэтессе Белоедовой, а кто-то даже сказал, что если бы не смог попасть  в театр сегодня, то  непременно  следовало бы умереть. Поэтому актёры  и поэты  обещали  проводить  поэтические вчера аккуратно каждый месяц, ведь получилась не просто поэтическая встреча, а настоящий спектакль – триумф дня! И вы после этого спрашиваете: «Зачем нужны поэты?»


 Текст МАРИЯ  КОРОВИНА
Фото   АНАТОЛИЙ КИМ
            АЛЕКСАНДР  РАЕВСКИЙ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Акбар Джураев стал серебряным призером Олимпийских игр Париж-2024

Представитель сборной Узбекистана по тяжёлой атлетике Акбар Джураев добавил в ряд своих наград и серебряную медаль Париж-2024. Узбекистанский спортсмен,...

Больше похожих статей