Президент Шавкат Мирзиёев ознакомился с презентацией дополнительных мер по усилению социальной защиты населения.
Одним из приоритетных направлений является создание комфортных условий для людей с инвалидностью. В рамках этого планируется внедрение цифровой системы установления инвалидности.
Согласно представленному документу, новая система будет опробована в Ташкенте и Навоийской области, а к 1 сентября 2025 года — поэтапно внедрена по всей стране. Медицинские документы будут направляться семейными врачами в Экспертные комиссии в электронном виде. Оценка состояния здоровья будет проводиться сотрудниками центров «Инсон» на основе адаптированных критериев ВОЗ. Вместе с установлением инвалидности будет разрабатываться программа реабилитации, а также фиксироваться информация о необходимости протезирования.
Планируется отмена выдачи экспертными комиссиями рекомендаций по профессиональной реабилитации, обучению, занятию спортом и установлению нетрудоспособности. Эти направления будут регулироваться индивидуально.
Также предусмотрено улучшение условий для безопасного передвижения людей с инвалидностью. Все новые и ремонтируемые здания будут обязаны проходить экспертизу на предмет создания безбарьерной среды. Не менее 10% средств Фонда «Безопасная дорога и безопасный пешеход» будут ежегодно направляться на оснащение перекрестков с учетом потребностей лиц с инвалидностью. Будет создана электронная интерактивная карта объектов с безбарьерной средой.
В тендерах на закупку общественного транспорта смогут участвовать только автобусы, адаптированные для лиц с инвалидностью. Услуги городского транспорта для инвалидов I группы будут предоставляться бесплатно. Будут предприняты меры по привлечению людей с инвалидностью к культурным и развлекательным мероприятиям.
Одним из ключевых предложений стала инициатива проекта «Инсон» при поддержке Всемирного банка. Проект направлен на интеграцию уязвимых слоев населения в общество. В его рамках планируется создание 55 многофункциональных региональных центров обслуживания, предлагающих 20 видов социальных услуг. В Ташкенте, Фергане и Самарканде появятся 4 образцовых центра инклюзивного профессионального образования.
Пять тысяч работников системы социальной защиты пройдут повышение квалификации. Будет разработана нормативно-правовая база для гибкого социального обслуживания и помощи.
Еще одним нововведением станет внедрение «социальной карты», которая автоматизирует процессы назначения, предоставления, мониторинга и оценки социальных выплат и субсидий. «Социальная карта» будет служить как средством оплаты, так и подтверждением принадлежности к нуждающейся категории.
Эта система сначала будет запущена в Ташкенте и Янгиюльском районе, а со следующего года — в других регионах. В итоге, 72 вида социальных услуг, 76 видов помощи и около 200 льгот будут объединены в единую электронную систему. Бумажные документы будут упразднены, что позволит сэкономить время и средства. Полная цифровизация позволит создать «социальный цифровой паспорт», отражающий потребности и возможности каждой семьи.