4 июля в Астане завершился саммит Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС) с участием первых лиц, гостей и Генерального секретаря ООН Антониу Гутерриша, заодно с саммитом посетившего страны Центральной Азии. Меры были приняты беспрецедентные — на въездах в город установили блокпосты, ввели желтый уровень опасности, а силовиков перевели на усиленный режим службы. После саммита лидеры стран занялись текущими делами, а читатели ищут в СМИ конкретику, а не пустые слова о «шанхайском духе» и «единой судьбе человечества». А конкретика есть и весьма интересная.
Саммит проходил под лозунгом «Укрепление многостороннего диалога – стремление к устойчивому миру и развитию», но о мире, в котором можно выгодно работать, уже так много говорили, что интерес сместился в сторону экономики. Одним из главных событий стало вступление Беларуси в члены ШОС. Кто-то из аккредитованной прессы вспомнил статью 13 Хартии (Устава) организации, в которой «ШОС открыта для приема в ее члены других государств региона».
Под «регионом» в Уставе, естественно, подразумевалась не Африка и не Европа, к которой принадлежит Беларусь, но в СМИ эта старая новость не попала. Впрочем, фразу, которую придумал писатель Шолом-Алейхем, сразу вспомнили — «Если нельзя, но очень хочется, то можно». В этой связи журналисты гадали, почему Беларусь 23 года не вступала в ШОС, и почему в 2021 году Александр Лукашенко говорил: «Мы в состоянии эффективно соединить Европу с Азией… Что уже, кстати, и делается нашими усилиями – Беларуси и Китая». Контактам Беларуси в ШОС никто не мешал, его личные встречи с Си Цзиньпинем в статусе наблюдателя проходили ежегодно. Конечно, население Беларуси не скоро ощутит повышение уровня жизни, тем более, что в 29 июня Евросоюз ввел против страны новый пакет санкций.
Но отношения Узбекистана и Беларуси остаются на высоте. Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев в минувшем феврале подчеркнул, что «Узбекистан твердо поддерживает скорейшее вступление Республики Беларусь в ШОС в качестве полноправного члена». Выгода Узбекистана от совместных проектов в рамках ШОС будет существенной, и взнос Узбекистана в бюджете ШОС, установленный в 2023 года в размере 13,6%, уменьшится.
Что же касается логистической сети Беларуси, она и впредь будет представлять интерес для создания эффективного транспортного хаба. Однако транзит грузов в Европу через Беларусь с весны 2022 года лихорадит, поэтому проекты ШОС в создании Транскаспийского транспортного коридора (ТКТК) и железной дороги «Китай – Кыргызстан – Узбекистан» — на подъеме. Оба направления для Узбекистана чрезвычайно важны, так как откроют коридоры на Южный Кавказ, в Европу, на ближний Восток и в Южную Азию, где Пакистан и Индия будут законодателями мод в торговле. В этих направлениях Узбекистан выступает экспортером и транзитной страной и получит возможность переключить на себя транзитные платежи из России и Казахстана.
Конечно, не вся выгода отражается в открытых источниках, так как у любой страны есть проекты, которые афишировать не целесообразно. К примеру, не случайно в Узбекистане не очень подробно пишут о железной дороге «Термез — Мазари-Шариф — Кабул — Пешавар», — она приблизит Узбекистан к морю и сократит время доставки грузов с 35 до 5 дней. При этом крупные денежные вливания Евросоюза в транспортные проекты Узбекистана, о чем также говорили на саммите, окажутся весьма кстати. Наверняка, прежде чем это пообещать, богатые западные европейцы просчитали будущую прибыль и, так же, как Китай, ни одного евро никому дарить не будут, хотя могут списать долг (если это будет выгодно). И если с недополученной прибылью (или с убытками) кто-то все же столкнется, то Узбекистан совершенно точно будет подсчитывать свою выгоду.
Наблюдатели заметили, что инвестиции в Узбекистан намного превысили их число Таджикистану, хотя его пакет инвестиционных проектов тоже был значительный. Одной из причин этого можно считать публикации в СМИ, где говорилось об угрозах Таджикистану из Афганистана. Хотя запрещенный «Талибан» взял власть уже почти 3 года назад, а никакого нападения нет, в массовом общественном сознании сложилось мнение о Таджикистане, как об опасном государстве, поскольку вложишь деньги, но они пропадут. От провокаций не застрахован никто и для агрессии нужны немалые силы и средства, но убеждение в том, что моджахеды готовят нападение, привело к тому, что масса свободных денег идет мимо Таджикистана в Узбекистан.
Обозреватель отдела политики и стран ближнего зарубежья «Независимой газеты» Виктория Панфилова считает, что достижения ШОС выглядят на бумаге гораздо убедительнее, чем в реальности, и разные интересы членов ШОС препятствуют формированию единого вектора действий. В этой связи Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев предложил на саммите провести инвентаризацию соглашений, чтобы усилить роль ШОС на международной арене. Эксперты заметили и то, что Шавкат Мирзиёев внес еще одно сильное предложение — «разработать карту транспортной взаимосвязанности государств ШОС, это позволит определить узкие места и пробелы».
По мнению Виктории Панфиловой, напрашивается вывод, что Узбекистан рассматривает ШОС как платформу для укрепления своего международного влияния и стимулирования экономического роста. С выводом эксперта можно согласиться – Шавкат Мирзиёев прилетал в Астану не просто так. В Астане он провел ряд важных переговоров, в первую очередь с Си Цзиньпинем, и ряд выгодных Узбекистану проектов с Китаем, о которых говорили на саммите, можно назвать уже сейчас.
По всем проектам страна получит гарантированную прибыль и можно утверждать, что она будет даже выше, чем ожидалось. На саммите в Астане обратили внимание, что товарооборот 2023 года России и Узбекистана достиг 9,8 миллиарда долларов, что на 4 миллиарда ниже товарооборота Узбекистана с Китаем – 14 миллиардов долларов. За 1-ю половину 2024 года в Узбекистане освоено свыше 3 миллиардов долларов китайских инвестиций и создано 500 новых (!) совместных предприятий. В Джизакской области совместно с Китаем начали производить электромобили «BYD» и строят технопарк «Заамина», в Ташкенте возводят Олимпийский городок.
Руководители всех областей Узбекистана выезжали в Китай не на экскурсии, а привезли оттуда новые контакты и инвестиции. В свою очередь, за минувшие полгода в Узбекистане из 8 регионов Китая побывали делегации, которые, как известно, тоже приезжают не посмотреть достопримечательности, а только по делу. Узбекские товары поставляются в торговые дома Пекина, Урумчи и других городов. Уже более 2-х лет в Узбекистане идет борьба с бедностью «по-китайски». В 2021 в Китае было заявлено, что с 2013 года около 100 миллионов жителей сельской местности (832 уезда и 128 тыс. деревень) вышли из бедности. Как это им удалось, сегодня могут рассказать и в Узбекистане – в каждом районе отбирают до 15 успешных бизнесменов, которые могут создать по 1000 рабочих мест. Именно им оказывают преференции в налогах и кредитах.
По оценке Виктории Панфиловой, Узбекистан — одна из наиболее комфортных стран для инвестиций, и об этом ей много раз приходилось слышать в ходе инвестиционного форума, который состоялся в Ташкенте в конце мая. В личных беседах его участники, в числе которых были бизнесмены, указывали на созданные благоприятные условия работы в республике.
Что же касается проблем, то из их числа в экономике эксперты выделяют две крупные, с которыми можно справиться не сразу. Но результаты уже видны – за 8 лет число трудовых мигрантов за рубежом сократилось в 4 раза и составляет примерно 1 миллион. Люди трудоустраиваются в странах ШОС и других странах, где могут зарабатывать до 2 тысяч долларов в месяц и выше. Вторая задача – экономия воды. Из-за потерь воды республика теряет 5 миллиардов долларов и в Узбекистане приступили к работам по водосбережению.
Всего на саммите было подписано 25 документов, представляющих для Узбекистана прямой интерес. Основными документами стали «Астанинская декларация», «Стратегия развития ШОС до 2035 года», «Стратегия развития энергетического сотрудничества до 2030 года», а также Программа сотрудничества в противодействии терроризму и Антинаркотическая стратегия ШОС на 2024 — 2029 годы, в которых участники высказались за справедливый мир и порядок.
Андрей Захватов, эксперт по Центральной Азии
Вот это точно замечено:
По оценке Виктории Панфиловой, Узбекистан — одна из наиболее комфортных стран для инвестиций, и об этом ей много раз приходилось слышать в ходе инвестиционного форума, который состоялся в Ташкенте в конце мая. В личных беседах его участники, в числе которых были бизнесмены, указывали на созданные благоприятные условия работы в республике.
Большое спасибо за статью, с интересом и удовольствием прочитала. Очень качественная аналитика!
Достойный руководитель своего государства всегда будет стремиться к сотрудничеству со странами — соседями, к тому, чтобы слышать друг друга и укреплять экономические связи. Радует, что этот процесс между нашими странами набирает обороты! Узбекистану процветания!
Нужно больше рекламы, чтоб вообще читать невозможно было
Аббосхон, у нас много сайтов, которые читать невозможно. А этот сайт хотя бы можно читать, потому что написано человеческим языком. А вот тут нажмите https://ru.sputnik.kg/20240704/dokument-podpisanie-glavy-stran-shos-astana-spisok-1086690645.html . Кто такие вещи печатает, не думают, что кто-то будет читать этот список заголовков. А что внутри это никому не надо. Сами не знают, о чем пишут и людям не дают.