История двадцать пятая. Часть II
В прошлом выпуске рассказ об участнике ансамбля «Ялла», Заслуженном работнике культуры Узбекистана Игоре Халикове, приостановился на том, как джаз-рок ансамбль «Интер», где он играл на тромбоне, успешно выступил на всесоюзном телеконкурсе «Молодые голоса». После этого его пригласили в «Яллу».
В марте 1973 г. в творческой судьбе Игоря Халикова произошло Событие. «Тогда у нас были два концерта в Доме Знаний, — рассказывает Игорь Якубович. – Аншлаг полный. На второй концерт пришли музыканты из «Яллы»: Рожков, Ширяев, Фарух, Шахбоз… И после концерта пригласили меня в «Яллу». Я был очень польщен. Тем более, Герман Рожков сказал, что в августе этого года едем в Берлин на X Фестиваль молодежи и студентов. Это меня очень вдохновило. По просьбе Узбекконцерта мне сделали свободное посещение в консерватории. Учился я неплохо, удавалось сочетать.
Сначала ездили по республике. Первый выезд за пределы был в программе Ташкентского мюзик-холла в июне-июле 1973 г. в Ленинград. Причем в первом отделении я выступал как тромбонист оркестра мюзик-холла (у них не хватало музыканта), во втором – уже как музыкант «Яллы». За это мюзик-холл платил и я был доволен. Отработали там около 10 концертов.
Спектакль мюзик-холла «Путешествие Синдбада-морехода» был сказкой, прекрасные балет, музыка, декорации. Музыкальным руководителем оркестра и одним из авторов музыки был приглашенный ленинградский композитор и аранжировщик Анатолий Кальварский. В постановке спектакля большую роль сыграли Александр Ширвиндт и Марк Захаров, художником по костюмам и декорациям был приглашен Георгий Юнгвальд-Хилькевич, позже известный кинорежиссер. Из Ленинграда переехали в Москву, оттуда в августе в Берлин. Там жили в одной гостинице с Дином Ридом, Карелом Готом, другими звездами эстрады.
Мне было 23 года, работа в прекрасном коллективе, творческая обстановка, интересные зарубежные поездки, тогда это было огромным преимуществом… С удовольствием вспоминаю те времена».
Если «Интер» был активно настроен на джаз-рок, то «Ялла» опиралась на национальные музыкальные традиции. Но духовые звучали: Евгений Ширяев — труба (брал и гитару), Игорь Халиков — тромбон. Вот вам и «медь». Добавляли красок в музыкальную палитру. Через пару лет Ширяев к трубе охладел. Но тромбон Игоря Халикова продолжал звучать: поддерживал музыкальные номера, играл небольшие сольные партии. Все шло своим чередом. Но вдруг зазвучала другая музыка — военная.
В мае 1974 г. двухмесячная гастрольная поездка в Чехословакию, Польшу и ГДР совпала у Игоря с госэкзаменами. Он заканчивал консерваторию. Взял академический отпуск. После зарубежных гастролей проехали еще по городам Союза. Вернулись в Ташкент. В планах было сдать оставшиеся три экзамена и получить диплом. Но! В октябре пришла повестка в армию. На слова в военкомате о том, что ВУЗ еще не закончен и предъявленную справку об академе ответ был короткий: «Вуз не окончен? Ваши проблемы. Вы призываетесь в ряды Вооруженных сил. На два года!». Притом, что тогда выпускники любых вузов служили один год, но поскольку к тому времени Игорь консерваторию не закончил, то, пожалуйте на два года.
Тромбонист «Яллы» Игорь Халиков был направлен в столицу советской Туркмении город Ашхабад, где был определен в сержантскую школу. Через два месяца спокойно пробегал три километра, о чем на гражданке не мог и мечтать. Служи рядовой, сержантом будешь! Да еще в политотделе узнав, что этот молодой солдат фактически имеет консерваторское образование, решили направить его в музыкальный взвод. Но вдруг, прямо на посту, у него открылась язва. Стать сержантом была не судьба, Халиков отлежал пару месяцев в госпитале, был хорошо пролечен и комиссован. Два года свернулись до четырех месяцев и весной 1975 г. демобилизованный солдат вернулся в родной ансамбль «Ялла». Досдал экзамены, получил диплом, выписанный еще прошлым, 1974-м годом.
ВИА «Ялла» (1978). Соло на тромбоне Игорь Халиков
Снова начались гастрольные поездки – долгие, по полгода и больше вне дома. Из-за этого в семье росло напряжение и спустя четыре года по семейным обстоятельствам Игорю Халикову снова пришлось уйти из «Яллы», устроившись на спокойную чиновничью должность в только созданный при министерстве культуры отдел конкурсов, фестивалей и правительственных мероприятий. Им руководил Махмуд Муминович Муратов, сокурсник Игоря, работавший на разных должностях, в том числе министром культуры. Ныне директор Дворца культуры профсоюзов Узбекистана (бывший театр им. Свердлова). К слову, шикарное здание, отличная акустика, многочисленные благоустроенные помещения, гримерные с душем, туалетом, кондиционерами.
В Министерстве культуры Игорь Халиков проработал год, семью, однако, не удалось сохранить. И в 1979 г. он вернулся в ансамбль. Уже в новый состав.
В 1978-79 гг. «Ялла» оказалась в творческом кризисе, появились большие проблемы с составом. Но Фарух Закиров сумел овладеть ситуацией и собрать новый состав, определив его творческую стратегию, как более современное звучание, максимально близкое к мелодичному этно-року в сочетании с плотным обращением к восточной поэтической классике и обеспечением большей свободы творчества участникам ансамбля, который стал более управляемым, сократившись до четырех человек, то есть классического состава рок-группы.
Музыкантов нового состава Игорь знал. Это были искусный барабанщик Алишер Туляганов, блистательный аранжировщик Рустам Ильясов, появившиеся позже покорители гитарных струн Джавлон Тохтаев и Аббос Алиев. Тот состав, который сейчас называют «золотым». Только вместо Алишера за барабанами сейчас Тимур Халиков, однофамилец Игоря, сын Пулата Хашимовича Халикова, заслуженного артиста Узбекистана, дирижёра, композитора, профессора. Известный музыковед Рауф Кадыров в историческом очерке об истории тромбона на эстрадной сцене Узбекистана отмечал, что в «Ялле» «был создан ряд замечательных композиций с участием тромбона в исполнении солиста ансамбля Игоря Халикова,… например, долгое, выдержанное звучание тромбона в песне «Йўл бўлсин», что создаёт в ней густой, бархатный фон».
Со временем стало ясно, что в музыке нового состава «Яллы» «медь» особенно не требовалась, звуки духовых инструментов уже можно было создавать с помощью синтезатора, обогащать диапазон ансамбля, используя гитарные «примочки». В 1986-87 гг. государство приобрело для ансамбля американскую аппаратуру Peavey[1]. Операция проводилась на уровне кабинета министров. Занимался этим музыкальный руководитель ансамбля Рустам Ильясов. Техника обошлась около 120 тыс. долларов. Такой аппарат тогда был только у Аллы Пугачевой.
Сейчас ансамбль в собственном комплекте аппаратуры не нуждается, для выступлений, принимающая сторона, обычно, выставляет свой аппарат.
*
В те годы у «Яллы» были, самые роскошные сценические костюмы на советской эстраде. «Фаруха Закирова, — рассказывает Игорь Якубович, — называли «восточным князем». Восточный комплект для ансамбля разработала выдающийся театральный художник, сценограф и костюмер Алла Коженкова, которая любит Азию, но смотрит на нее по-европейски. За костюмы для «Яллы» она получила Государственную премию имени Хамзы. Примечательно, что это не отражено в ее послужном списке, открытом для общественности в Интернете. А вот костюмы в духе битловского сержанта Пейпера с аксельбантами, это уже творение Фаруха, его видение, как восточного человека».
В середине 1980-х гг. Игорь Халиков постепенно стал заниматься также организационными и административными вопросами. При выезде на гастроли он обычно выезжал на день-два раньше. Принимал с рабочими в аэропорту четыре тонны аппаратуры, реквизит, костюмы, световую технику… Улаживал проблемы, если техника задержалась. Организовывал доставку аппаратуры и реквизита на концертную площадку, отслеживал установку технику и декораций. При выезде за границу оформлял таможенные документы. Кроме того, на нем лежало размещение в гостиницах, решение бытовых вопросов. Это называлось «бригадир ансамбля». Такой работой Игорь занимался, оставаясь музыкантом. Получалось неплохо, тогда как директора в «Ялле» часто менялись, а в этом важном секторе нужен был свой человек, ответственный не по уставу, а по душе, и поэтому в начале двухтысячных, двадцать лет назад, Фарух Закиров предложил официально выдвинуть Игоря Халикова на должность директора коллектива, которую он и занимает уже около двадцати лет.
Александр ПОПОВ
На заставке: Ансамбль «Ялла» (1977). Слева направо. Сидят: Григорий Пушен, Виталий Зубарев, Игорь Халиков, Аббос Алиев, Шахбоз Низамутдинов, стоят: Рахим Арифходжаев, Фарух Закиров, Наргиз Байханова, Эдуард Мендельсон. Фото из архива И. Халикова.
Продолжение музыкальных историй следует
[1] Peavey Electronics Corporation — одна из крупнейших в мире частных компаний. Производит высококачественное концертное и студийное звуковое оборудование, светотехнику, а также музыкальные инструменты. Peavey Electronics второй по величине производитель музыкального оборудования в США.