По утверждению депутата Законодательной палаты Олий Мажлиса Инны Коржиковой, в сфере образования Узбекистана ощущается дефицит кадров.
Недостаток преподавателей особенно заметен по таким предметам, как физика, география, химия, биология, черчение, информатика. В настоящее время в столичных школах не хватает 354 учителей, из которых 282 необходимы именно для русскоязычных школ.
Эксперты Института макроэкономических и региональных исследований отмечают неутешительные показатели общемировых тестов. В 2021 году был проведен тест PIRLS (Международное исследование качества чтения и понимания текста), в котором школьники Узбекистана набрали баллы ниже среднего уровня (437 из 500).
В 2022 году представители страны впервые приняли участие в международной программе оценки знаний 15-летних школьников — тестах PISA (первая международная оценка навыков школьников). Они заняли 72-е место среди 81 страны по математике и предпоследнее место по естественным наукам и грамотности чтения.
По данным экспертов института, основными факторами, влияющими на эффективность системы образования, являются качество учебников, наличие квалифицированных учителей, доступная инфраструктура школ и участие родителей в образовательном процессе.
Вспомним данные, озвученные главой государства на совещании 28 августа 2023 года: из 220 тысяч учителей школ Узбекистана 86 тысяч, или 37 процентов, получили оценку «неудовлетворительно».
Стране нужны профессиональные кадры, и государство принимает модель стимуляции и поощрения. Узбекистан активно работает над улучшением материального стимулирования педагогов. Приняты меры по увеличению заработной платы педагогических работников. Предусмотрены выплаты и премии за успехи и достижения в профессиональной деятельности.
Обладающим сертификатом международного стандарта предоставляется надбавка в размере 50 процентов тарифной ставки. При наличии сертификата Агентства по оценке знаний и квалификаций предоставляется надбавка в размере 20 процентов.
На совещании, прошедшем 28 января 2022 года с участием Президента, было объявлено о создании фонда министра народного образования. На первом этапе фонд получил 300 миллиардов сумов из бюджета. Эти средства направлены на поддержку учителей, которые внедряют передовые педагогические технологии, и на поощрение учеников, достигающих высоких результатов.
Формируются мобильные методические группы, в состав которых вошли преподаватели педагогических институтов, вузов, академических лицеев и специализированных школ. Главная их цель — посещение школ с низким качеством образования, поддержка педагогов в освоении новых методик.
Членам групп начисляются дополнительные надбавки к их заработной плате за выполнение этих задач. Из фонда министра народного образования дополнительные поощрения получили 1 697 квалифицированных педагогов. Размер заработной платы сотрудников библиотек увеличен в 1,2 раза.
Эти меры способствуют привлечению и удержанию высококвалифицированных специалистов в сфере образования, стимулируют профессиональное развитие и способствуют улучшению условий труда педагогических работников. Результатом становится повышение образовательного уровня и достижение стратегических целей развития, считает депутат.
В. Новиков
А смысл методикам обучать? У многих владельцев дипломов нет даже БАЗОВЫХ знаний! Проведите письменную аттестацию на базу по школьной программе под контролем прокуратуры, половину можно дипломов лишать! Я 16,5 лет учителем отработал, таких уникумов видел! Они ещё и с категориями и надбавками!
зато в Ташкенте через каждые 100 метров какая нибудь Cambridge school, Oxford, super puper England school 😆 сразу бросились в глаза эти шараги с громкими названиями как в РФ в начале нулевых на открывали платной херни😆 а в бесплатной тотальная коррупция
Например в Ташкенте из 168 школы чиланзар все бегут из за низкого качества преподования и очень странной программы обучения. И нет предметников .