Нет, наверно, на нашей планете уголка, где среда обитания столь рукотворна и в такой степени создана трудом поколений в течение тысячелетий, как в Центральной Азии. И это – в краю, несказанно щедро одаренном природой, в благодатной «обители изобилия», как именуют Согд и Бактрию священные книги Авесты. Лишь одно испытание послал для обитателей нашего края Создатель – поскупился на воду. Напоить вволю свою землю – именно это в течение многих веков было мечтой и неустанной заботой наших предков. Как близость моря, его образ пронизывает все бытие и культуру поморских народов, так вода и все связанное с ней издавна стало одним из заветных образов и излюбленных мотивов народного творчества в регионе, где ее так мало. Вот почему нет здесь большего знака почтения, чем поднесенная гостю пиала чая. «Когда человек пьет, его и змея не тронет», – смысл этой поговорки понятен на Востоке каждому.
«…Хоть и было лето, но деревья стояли желтые и листья их осыпались, как глубокой осенью. Поля высохли, и растения поблекли. У иссохшего канала стояли худые люди. Кетменями они долбили скалу.
– Эй, кто вы, – крикнул Фархад, – и для чего долбите скалу?
И рассказали люди, что вот уже три года, как они начали пробивать в скале арык, чтобы пустить воду в город и дать жизнь полям и садам, изнемогающим от зноя и горячего ветра…»
«Вода – это жизнь»… Каким банальным воспринималось это расхожее выражение всего несколько десятилетий назад, когда мы, почти не вдумываясь, читали его на аршинных вывесках, – просто еще один дежурный лозунг… И вот теперь, когда пошел отсчет третьего тысячелетия, – как ясно и тревожно расставила акценты жизнь, какие самоочевидные приоритеты выдвинуло время!
Жизнь… Мир как отсутствие войны, небо, не грозящее разорваться бомбами. И еще – глоток чистой воды из ручья…
«…Взял Фархад кетмень в руки; взмахнул раз, взмахнул два – получился канал больше того, что копали люди три года. Еще раз ударил Фархад кетменем, ударил два, – задрожала гора. Скалы рухнули.
Всю ночь, не покладая рук, работал Фархад. Могучим своим кетменем он ломал скалы и бросал в реку, но поток уносил их с собой. Разгневавшись, Фархад обхватил гору, поднатужился и сдвинул с места.
Еще одно усилие – и река остановит свой бег!..»
Не богатство для себя, подобно другим сказочным героям, добывает богатырь Фархад, не эликсир молодости разыскивает: цель его – повернуть Сырдарью в Голодную степь, дать людям самое дорогое – воду. И, поистине, только такой персонаж и мог стать любимейшим героем узбекских сказаний, вдохновивших великого Навои на лучшее из его творений. Бессмертие подвига во имя жизни, синонимом которой и была веками на Востоке вода… Прекрасная, величественная легенда, которую можно сравнить разве что с мифом о Прометее, даровавшем людям сокровище огня. И могла она родиться только в Центральной Азии, где детей с малых лет учат осознавать драгоценность каждой капли живительной влаги. Вот почему бедный кочевник из древнего суфийского сказания о «райской воде» счел наиболее достойным преподнести в дар халифу, как самое большое сокровище, бурдюк с водой из источника в пустыне. Водой горькой, соленой, но слаще которой нет для жаждущего… Вспомним еще: неотъемлемая часть представления мусульман о рае – множество серебристо журчащих, дарящих прохладу арыков …
А в земной реальности – тысячелетиями две главные артерии жизни определяли весь уклад бытия, все существование и благополучие населения нашего края: две великих среднеазиатских реки – Амударья и Сырдарья. В письменных источниках, в исторических сочинениях, в сказаниях и легендах народов Центральной Азии сохранились сведения о большой роли в древности и средневековье судоходства на Амударье, которая была гораздо более глубоководной, широкой и полноводной, чем сейчас. В гимне Авесты, посвященном богине воды и плодородия Ардви, вдохновенно воспевается «море Ворукаша», описание которого исследователи соотносят с дельтой древнего Окса, отождествляя это таинственное море с Аралом, а богиню Ардви – с божеством Амударьи. До нас дошли рисунки на найденных в Среднеазиатском Двуречье памятниках древности и средневековья, изображающие различные суда. Великому речному божеству, бактрийскому богу Оахшо, от чьего имени происходит таджикское название Амударьи – Вахш, наши предки возводили храмы, устанавливали статуи и алтари…
Хаузы в городах (наряду с арыками – специфически среднеазиатская система городской ирригации), водоемы в сельской местности всегда были главным средоточием жизни, их застоявшаяся вода служила и для полива земли, и питьем для людей и скота. Ну а уж с миршабами, «заведовавшими» распределением воды для дехканских наделов, мало кто мог сравниться могуществом…
Шло неспешное время, сменяли друг друга века. Умолкли на кривых улочках грязных городов крики мальчишек-водоносов: «А вот вода, холодная вода, полкружки за полушку!». Знаменитый бухарский Ляби-хауз, не только славившийся красотой, но и, к сожалению, нередко оказывавшийся рассадником болезней, ныне – только исторический памятник. Зато в центре поднявшегося в песках города, что носит имя великого узбекского поэта, бьет фонтан, украшенный скульптурой легендарного Фархада. Не правителя, не полководца, – созидателя, дарителя воды, а значит жизни…
Кстати, применительно к Узбекистану выражение «живая вода» приобретает в наше время вполне конкретный смысл: на территории республики выявлено более 150 источников целебных минеральных вод. На земле, а точнее под землей Ташкента обнаружены солидные гидроминеральные ресурсы. И в этом, наверное, тоже проявилась мудрость природы: вознаградить своего ребенка чудесным подарком за то, чем другие дети наделены более щедро.
Позаботилась мать-природа и о запасах пресной воды для нас: в горах на территории Узбекистана расположены более 500 ледников – бесценный источник питания Амударьи, Зарафшана, Чирчика. Вода в наших городах, поливы садов, хлопковых, овощных, рисовых плантаций – именно из этого высокогорного «холодильника», щедрого дара природы обитателям Среднеазиатского региона.
Все это для нынешних узбекистанцев – вполне обыденная реальность, и, конечно, сегодня никому не придет в голову воспринимать бесперебойное городское и сельское водоснабжение как замечательное достижение. А многие ли из нас умеют удивляться каждодневному чуду – множеству фонтанов, играющих на солнце тысячами струй? Ташкент называют городом фонтанов, – именно они во многом формируют неповторимый облик узбекской столицы, ее микроклимат. Это и «старожилы» – на столичной площади Мустакиллик и у театра имени Алишера Навои, – знаменитая «хлопковая коробочка»; на площади Хадра, напротив главного входа в цирк. И появившиеся сравнительно недавно: у здания Олий Мажлиса республики, на проспекте X. Абдуллаева; «танцующие» – у гостиницы «Саёхат» и торгового центра «Next»… Обрамленные мрамором и гранитом, украшенные резьбой, скульптурными композициями… Одни из них напоминают прозрачное бушующее пламя, чьи кипящие потоки складываются в очертания огромных фантастических букетов; нежные струи других почти неслышно опадают в «ладони» маленьких водоемов…
И вся эта искрящаяся красота, водное изобилие – в краю, издревле маловодном?..
Высока цена этого чуда, совсем нелегок был путь к нему. Путь, который далеко не завершен еще и сегодня. Люди старшего поколения помнят бравурные газетные статьи, радио- и телерепортажи о победном освоении Голодной степи, «тотальном» орошении бесплодных прежде земель:
«За исторически короткий срок на картах государств бассейна Аральского моря появились новые города и поселки, крупные каналы, такие как Большой Ферганский, Каракумский, Северо-Ферганский, Аму-Бухарский, Большой Андижанский, Каршинский магистральный, и развитая система водохранилищ. Расширяющиеся масштабы деятельности, рост населения все больше вовлекают водные ресурсы в сферу потребления. Одновременно создается мощная система водоотводящих трактов, каналов, сбросных водоемов, озер. Подпитываются крупные подземные чаши на массивах нового освоения Голодной, Каршинской, Джизакской, Сурхан-Шерабадской, Аштской степей, земельных массивах в зоне Каракумского канала, Центральной Ферганы, низовьях Амударьи и Сырдарьи и других зонах региона. Всего освоено более 2-х миллионов га новых земель…»
Вот так преподносилось преобразование земель Средней Азии. Да, шло оно гораздо быстрее и напористее, чем разворачивалось когда-то в Туркестане XIX века. Что же до последствий этого поспешного и недостаточно продуманного перекраивания земли, водной системы, природы… увы, они слишком хорошо известны сегодня. «У вас есть дети?.. Поговорим о воде», – именно так, перефразируя известное высказывание о земле, могли бы ныне начинаться публицистические статьи, размышляющие о будущем Центральной Азии…
И все же – богат, щедр к людям наш край. И люди, живущие здесь, делают многое, чтобы не допустить появления на карте Узбекистана новой пустыни – Аралкум. Осуществляются международные экологические программы, объединяются усилия специалистов, общественных организаций, приняты новые природоохранные документы, которые будут работать на общее благо. Ибо не может оказаться напрасным подвиг Фархада, когда-то ценой своей жизни подарившего соотечественникам самое бесценное сокровище узбекской земли.
…«Салам» – это доброе слово приветствия на Востоке произносят, оглаживая обеими руками лицо: знак того, что отношение к вам собеседника столь же чисто, как лицо, омытое свежей водой…
Л. МУХАМЕДОВА
На заставке фото автора