back to top
2 C
Узбекистан
Пятница, 27 декабря, 2024

Страницы истории музыкальной эстрады Узбекистана. «Восточная волна» Григи Пушена 

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,150ПодписчикиПодписаться

История двадцать четвертая. Часть 2

Продолжаем рассказ о творческой биографии бас-гитариста Григория («Григи») Пушена. Она началась в ансамбле «Скифы», который в первые годы 1970-х гг. многие считали лучшей рок-группой Ташкента, затем «Грига» был приглашен в «Яллу», где проработал пять лет, после чего решил создать свой ансамбль.   

Магистральным направлением творческой активности Пушена стал Ансамбль Современной Инструментальной Музыки/АСМ (в такой аббревиатуре), образованный при Узбекконцерте при участии Мансура Ташматова. (Предполагалось, что он и Наталья Нурмухамедова будут солистами ансамбля). Группа играла электронный джаз-рок, гармонично соединяя в своих произведениях экспериментальное звучание с традициями азиатского мелоса на основе импровизаций. В течение двух лет АСМ побывал во многих республиках СССР, в Венгрии, Индии, ФРГ, Югославии. В 1982 г. Григорий Пушен создал в Ташкенте студию звукозаписи, продолжая писать песни и делать аранжировки. Концерты АСМ превращались в своеобразные беседы о джазе, «Грига», обычно, комментировал то, что играл ансамбль.

В 1985 г. после победы АСМ на ташкентском конкурсе «Джаз сквозь время» коллектив сформировался в таком составе: Григорий Пушен (бас-гитара), Юхан Биняминов (гитара, ситар, национальные инструменты), Семен Мордухаев (саксофон), Адьюр Якубов (клавишные), Батыр Ташходжаев (гиджак) и Андрей Перцев (ударные). Андрей впоследствии уехал в Москву, где сначала выступал в группе «ЭВМ», а потом перешел в рок-группу «Черный кофе».

В мае следующего года на международном джазовом фестивале «Тбилиси-86» ансамбль под управлением Григи Пушена был провозглашен «Открытием года». АСМ, так стали называть ансамбль в СМИ, стал самым зрелищным коллективом фестиваля.

Ансамбль «Григи» Пушена вошел в число наиболее ярких представителей «восточной волны» в советском джазе, группу которых обосновали ферганские ансамбли «Сато» и «Радуга», алма-атинские — «Бумеранг» и «Медео», туркменские — «Гунеш» и «Фирюза» … В звуковой гамме ансамбля критики, как правило, выделяли виртуозную бас-гитару.

«Восточная волна» в СССР находилась под влиянием стиля фьюжн, соединяющего в себе джаз с другими стилями от рока до этнической музыки в формате электронного звучания.

Музыканты много экспериментировали в поисках своего места на «восточной волне». В интервью для газеты «Комсомолец Узбекистана», когда мы беседовали с Григой в июле 1987 г., он назвал главной движущей силой ансамбля «умение по-новому взглянуть на «авангард» и «фьюжн». В этом он видел стратегическую линию развития коллектива.

Некоторые ташкентские музыканты критически относились к новому коллективу. «Ялла», к слову, в том числе. А вот завотделом культуры ЦК КП УзССР Рано Хабибовна Абдуллаева, когда услышала новый коллектив в первый раз, сказала: «Это непонятно, но нам это нужно». На ансамбль обратил внимание Иосиф Кобзон и в дальнейшем старался его поддерживать.

В 1986 г. во время гастролей ансамбля по союзным республикам «в живую и одним дублем», — как говорит Григорий Пушен, ансамбль уже под названием «АНОР» («Гранат» с узб.), приехав на джаз-фестиваль в Таллин, записал в студии Эстонского радио программу, в которой была композиция из семи частей «Вкус гранта». Ее можно считать своеобразным прологом к альбому «Вкус граната», который вышел двумя годами позже. Музыка ансамбля была выдержана в стилистике прогрессивного джаз-фьюжна на основе восточного мелоса.

Программа альбома «Анор». Таллинские записи»

А1 Мелодия

A2 Хорезмские Миниатюры (Открытие)

A3 Импровизация

B1 Импровизация

B2 Хорезмские Миниатюры (Окончание)

B3 Вкус Граната

B4 Яллама Ёрим

Удивительным образом пленки этой записи сохранились в недрах Эстонского радиокомитета и спустя 33 года при поддержке энтузиаста джаза Сергея Климова были обнаружены петербургским звукозаписывающим лейблом под многозначительным названием Soviet Grail («Советский Грааль»), которая ориентировалась на редкие образцы джазовой музыки, преимущественно из республик Средней Азии.  

В 2019 г. лейбл Soviet Grail выпустил записанную в Таллине программу на виниле и CD как полноформатный фьюжн-альбом «АНОР». Таллинские записи». Тираж был очень ограничен — всего 250 экземпляров. К сожалению, лейбл Soviet Grail в 2022 г. прекратил свое существование

В 1988 году «Вкус граната» в обновленном звучании записывается на студии ташкентского завода грампластинок им. М. Т. Ташмухамедова и выходит на всесоюзной фирме «Мелодия». В него вошли практически все композиции, записанные двумя годами раньше в Таллине. Тираж 1270 экземпляров. Название пластинки звучит как «Ансамбль современной музыки п/у Грига Пушена. «Вкус граната», в то время как в аннотации, представляя пластинку, один из основателей Международной джазовой федерации при ЮНЕСКО, известный советский джазовый критик Алексей Николаевич Баташов именует ансамбль как «АНОР», то есть использует новое название

«Выступление ансамбля Грига Пушена на… тбилисском джаз-фестивале, — пишет критик показало наиболее сильную сторону его репертуара, содержащую эксперименты с узбекскими мелодиями и ритмами, фольклором Хорезма и Памира. «Мусульманский джаз», — так в Тбилиси назвали иностранные гости Ташкентский ансамбль, к тому же выступавший в национальных костюмах. У «Анора» современная электронная аппаратура зачастую используется для того, чтобы звучанию обычных струнных и клавишных придать тембры народных инструментов. Синтезатор звучит как узбекская флейта най; гитара имитирует то дутар, то ситар, то танбур. Сопрано-саксофон пронзителен, как сурнай, что также придает музыке национальный оттенок. Экзотическое, неожиданное для джаза звучание».

Альбом «Вкус граната» (FULL LP). В комментарии к этой фонограмме на you tube говорится, что 24 января 2021 г. диск был продан на аукционе с учетом налогов за 58477 руб. То есть по нынешнему курсу около $500.
Скриншот с сайта интернет-аукциона «Мешок» c указанием продажной цены альбома.

С учетом реальных музыкальных достоинств «Вкуса граната» альбом благодаря ограниченному тиражу сразу после выпуска стал раритететом. Причем с изначально высокой ценой, так как пластинки с записями ВИА и рок-групп из Грузии, Армении, Таджикистана, Узбекистана и Монголии могут стоить до ста тысяч рублей.  Что на мой вкус, лучшей композицией на альбоме я бы назвал «Яллама Ёрим». Уж больно хороши там электронные карнаи!

Во второй половине 1980-х гг. с АСМ успешно выступала Заслуженная артистка УзССР Наталья Нурмухамедова, в своем творчестве склонная именно к джазу. Ее выступления на концертах чередовалось с инструментальными джазовыми или рок-композициями. Вместе с Натальей ансамбль в 1986-87 гг. гастролировал по Прибалтике, Закавказью, Средней Азии, Украине, РСФСР, выступал на джазовых фестивалях и на концертах в Риге, Кустанае, Ленинграде. АСМ принял активное участие в записи второго альбома Натальи «Малиновый сироп». Ансамбль аккомпанировал ей на шести треках из десяти: с первого по четвертый, шестой и восьмой. На остальных играли Инструментальный Ансамбль п/у Ю. Чернавского и «Ялла».

Альбом Натальи Нурмухамедовой «Малиновый сироп»

В 1987 году на VIII Всесоюзном конкурсе артистов эстрады АСМ стал лауреатом Третьей премии. Через два года на фестивале «Юрмала-89» песня Григория Пушена «Колдует любовь» на стихи Раима Фархади в исполнении Анжелины Петросовой была удостоена Первой Премии.

К сожалению, видео растянуто по горизонтали, что искажает несомненные достоинства фигуры Анжелы и ее сценического движения.

Благодарю Григория Пушена за помощь при подготовке материала. Фотографии из архива Григория Пушена 

Александр ПОПОВ

Продолжение следует

На заставке: Ансамбль Современной Музыки п/у Григория Пушена и Наталья Нурмухамедова. Слева направо: Адьюр Якубов — клавишные, Юхан Биняминов — гитара, Наталья Нурмухамедова, Андрей Перцев — ударные, Григорий Пушен — бас-гитара, Семён Мордухаев — саксофон.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Акбар Джураев стал серебряным призером Олимпийских игр Париж-2024

Представитель сборной Узбекистана по тяжёлой атлетике Акбар Джураев добавил в ряд своих наград и серебряную медаль Париж-2024. Узбекистанский спортсмен,...

Больше похожих статей