back to top
4.9 C
Узбекистан
Пятница, 27 декабря, 2024

Размышления о реформировании администрации Президента Республики Узбекистан 18.08.2023

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,150ПодписчикиПодписаться

Стратегия развития Нового Узбекистана

Стратегия развития Нового Узбекистана реализуется быстрыми темпами. Новый Узбекистан – это государство:

— которое предоставляет широкие возможности использования государственных услуг для дальнейшего улучшения жизни каждого гражданина;

— где существуют все условия для того, чтобы люди открыто говорили о своих проблемах и вместе работали над их решением;

— которое дает возможность обеспечить безусловную справедливость для всех и чьи граждане равны перед законом, независимо от их социального положения;

— где созданы необходимые условия для развития предпринимательства.

Иными словами, под Новым Узбекистаном понимается открытое и справедливое общество, заботящееся о каждом гражданине. В рамках Стратегии к 2026 г. планируется решить пять ключевых задач: 1) в сфере образования, включая инклюзивное образование, планируется последовательно продолжить создание максимально благоприятных условий, чтобы дети овладели современными знаниями и навыками; 2) обеспечение независимости судебной системы; 3) создание дополнительных рабочих мест, сокращение бедности, повышение доходов населения за счет развития бизнеса; 4) расширение доступа населения к более качественным и квалифицированным медицинским услугам, включая охват всех регионов страны экстренной медицинской помощью; 5) обеспечение населения чистой питьевой водой посредством увеличения объема инвестиций в отрасль.

Критика действий представителей власти в регионах Узбекистана

На фоне реализации Стратегии развития Нового Узбекистана, когда органы государственной власти прилагают много усилий, возрастает критика со стороны оппозиционных блогеров, которые в том числе проживают и за рубежом, но имеют неограниченные возможности в сети Интернет распространять деструктивную информацию, а также периодически давать интервью зарубежной прессе для дискредитации деятельности Президента Республики Узбекистан и его команды по реализации значимых для общества реформ. Примечательно, что критики всегда находят или сами придумывают недочеты на местах в разных регионах и создают вокруг них большой шум, который нивелирует значение происходящих в государстве преобразований, укрепления демократических институтов и защиты прав граждан. Если объединить основные упреки оппозиционных блогеров, то получится следующее утверждение: «“Новый Узбекистан” строят люди из “старого Узбекистана”». Шавкат Мирзиёев, Абдулазиз Камилов, Акмаль Саидов, Садык Сафаев – лица со времен Ислама Каримова. Власть остается жесткой, критиков до сих пор сажают. Силовой и чиновничий произвол против бизнеса продолжается. Средний и малый бизнес не получают бесперебойный доступ к энергоресурсам. До сих пор не упростили условия для экспорта и импорта. Граждане не имеют свободы слова в стране, а их социальные гарантии носят лишь декларативный характер, права человека постоянно нарушаются»

Важно помнить о том, что критики – оппозиционные блогеры – становятся информационным оружием, которое постепенно, но регулярно подрывает основы стабильности в Узбекистане и создает условия для недоверия органам государственной власти и руководству страны. Однако представляется, что привлекать их к уголовной ответственности и запрещать их вещание на территории страны следует только в исключительных случаях, когда нарушение закона конкретными лицами носит очевидный и неоднократный характер. Государственные институты сегодня, к сожалению, не могут столь же эффективно действовать в информационном пространстве, как большая часть деструктивных сил, над этим еще только предстоит серьезно работать. Вместе с тем уже сегодня могут быть предприняты действенные меры, которые позволят оперативно реагировать на проблемы в регионах, находить их эффективные решения и освещать данную работу в СМИ.

Потенциал и целесообразность создания постоянных представительств Президента Республики Узбекистан в регионах

В настоящее время в Администрации Президента Республики Узбекистан проходят реформы по упразднению должностей помощников руководителя Администрации в регионах, секретариатов помощников руководителя Администрации в регионах и сектора по координации деятельности секретариатов помощников руководителя Администрации в регионах. Это призвано исключить власть данных структур, которая нередко обладала большими возможностями, чем местные хокимы. Представляется, что данная реформа своевременна и необходима. Вместе с тем важно, чтобы в каждом регионе страны действовало постоянное представительство Президента Республики Узбекистан, поскольку глава государства должен не только оперативно получать информацию с мест о возникающих там проблемных ситуациях, но и иметь возможность содействия в их разрешении и информирования гражданского общества о достижениях в конкретных направлениях. Иными словами, проблемы и механизмы их решения с конкретными результатами должны обозначаться в информационном пространстве задолго до того, как о них начнут в СМИ рассуждать оппозиционные блогеры.

Сегодня, к сожалению, указы Президента РУ часто не выполняются или выполняются не надлежащим образом и не в полном объеме, поскольку органы региональных и местных властей при выполнении должностных обязанностей руководствуются, прежде всего, внутренними процедурами, нормами, правилами и местными и региональными нормативно-правовыми актами. В связи с этим требуется разработка организационно-правового механизма точного исполнения указов Президента Республики Узбекистан в регионах.

Постоянные представительства Президента Республики Узбекистан в регионах должны быть координаторами между Администрацией Президента РУ, органами власти на местах и гражданским обществом в целях поиска наиболее эффективных решений в интересах всех сторон (сами они не должны обладать властными полномочиями), а также в целях реализации указов Президента Республики Узбекистан в регионах. Данные представительства могут выполнять функции исчерпавших свой потенциал в регионах Народных приемных Президента РУ, в которые со временем вошли лояльные местным и региональным властям представители гражданского общества, принимающие решения в интересах местных и региональных властей.

В постоянных представительствах Президента Республики Узбекистан в регионах могут действовать подразделения по работе с обращениями физических и юридических лиц, проводить аналитику данных обращений по сферам деятельности и содействовать их оперативному и комплексному разрешению.

Функциями постоянных представительств Президента Республики Узбекистан в регионах могут быть следующие:

1) координация деятельности органов государственной исполнительной власти в соответствующем регионе;

2) анализ эффективности деятельности правоохранительных органов в регионе, а также состояния с кадровой обеспеченностью в указанных органах, направление Президенту РУ соответствующих предложений;

3) организациями взаимодействия государственных органов исполнительной власти с региональными и местными властями, политическими партиями, иными общественными и религиозными объединениями;

4) участие в разработке программ социально-экономического развития территорий в пределах региона;

5) организация контроля за исполнением республиканских законов, указов, распоряжений, поручений и указаний Президента РУ, постановлений и распоряжений Правительства РУ, а также за реализацией государственных программ в регионе;

6) согласование проектов решений республиканских органов государственной власти, затрагивающих интересы соответствующего региона;

7) участие в работе региональных и местных органов власти;

8) по поручению Президента РУ проведение согласительных процедур для разрешения разногласий между республиканскими органами государственной власти и региональными органами власти в пределах соответствующего региона;

9) внесение Президенту РУ предложений о приостановлении действия актов региональных органов исполнительной власти в случае их противоречия Конституции РУ, республиканским законам, международным обязательствам Узбекистана или нарушения прав и свобод человека и гражданина;

10) проявляет законодательную инициативу (разрабатывает предложения) по механизму разрешения правовых коллизий в регионе.

Общеизвестно, что одной из наиболее актуальных проблем в настоящее время являются сложные условия работы бизнес-сообщества в стране. Несколько лет назад Президент РУ Шавкат Мирзиёев сделал заявление, что для ускорения развития страны и повышения его инвестиционной привлекательности нужно давать больше свободы предпринимателям и запретил «кошмарить» бизнес. «Предпринимателя трогать нельзя – это запрещено! Предприниматель нас кормит», — заметил Президент РУ. Высокий уровень государственного присутствия в экономике, бюрократия, наличие проблем в налоговой и таможенной сферах, банковской системе препятствуют росту внутренних инвестиций и более широкому привлечению иностранного капитала. Однако руководство правоохранительных структур и контролирующих органов это игнорирует. Кроме того, деятельность силовиков невозможно регулировать только запретами президента, они действовали и будут действовать согласно собственной логике. Можно обязать их не давить на конкретную организацию, но системно решить проблему по всей стране пока не получается. Интересы проверяющих структур почти всегда направлены на то, чтобы создавать бизнесу максимум неудобств: сплетаются коррупционные интересы силовиков, интересы перераспределения власти и финансовых потоков и обычные служебные обязанности в соответствии с действующим законодательством, которое несовершенно (в частности, Уголовный кодекс РУ, Административный кодекс РУ, Таможенный кодекс РУ и другие нормативно-правовые акты).

В связи с этим в качестве первоочередных мер представляется целесообразным:

1) отменить положения нормативно-правовых актов в Узбекистане, в которых предусмотрено поощрение в виде выплаты премий сотрудникам проверяющих структур в случае выявления ими правонарушений (преступлений) в бизнес-среде;

2) исключить в действующем законодательстве Республики Узбекистан дублирующие друг друга функции государственных структур, уполномоченных осуществлять проверки субъектов предпринимательства.

Бизнес всегда ведет большой документооборот, где легко при желании найти несоблюдение правил и интерпретировать как нарушение закона. Судебная система крайне редко защищает права предпринимателей. Бизнесмены понимают, что формальный повод для их преследования всегда можно найти, поэтому уже смирились со своим подчиненным данной несправедливой системе статусом и в условиях правового произвола ушли в теневую экономику. Представляется, что в Новом Узбекистане как правовом государстве такого просто не должно быть. Практику «выкашивания бизнеса» необходимо запретить на законодательном уровне. Более того, независимо от того, в отношении кого проводится проверка и что данный субъект предпринимательства совершил, силовые структуры, налоговые органы, государственные чиновники должны быть образцом чести и достоинства. Давление на бизнес и вымогательство взяток недопустимы и должны жестко наказываться государством.

Предприниматели должны иметь возможность обращаться в структуры, которые целенаправленно будут защищать их права, давать независимую оценку фактам и доказательствам нарушения прав предпринимателей, а также обращаться от их имени в суд для привлечения к ответственности любого из сотрудников силовой структуры или налогового органа, незаконно инициировавшего в отношении предпринимателя проверку или уголовное дело. Вся система жизнедеятельности Нового Узбекистана должна быть организована и защищена таким образом, чтобы и у кого не могло возникнуть даже мысли о вымогательстве взятки под угрозой уголовного преследования и отнятия бизнес. Бизнес – это материальная основа государства, фундамент и опора. Свобода предпринимательства должна стать одной из главных национальных идей, потому надо дать бизнесу максимальную свободу и прекратить политику затягивания гаек.

Формированием соответствующих предложений по изменению законодательства и введения иных механизмов решения проблем предпринимателей, а также организацией обсуждения таких предложений могут заниматься постоянные представительства Президента РУ в регионах.

Исмат КУЧИЕВ

4 КОММЕНТАРИИ

  1. А может просто дать возможность народу контролировать КАК работают на земле указы главы государства? 🙂

  2. Янги Исмат из Янги Кучлюка! Наговорил много и бесвязанно (бла-бла-бла) — словесный понос (слов много, а смысла нет)!!! Или как говорят: «слышал звон, да не знает где он»… очередной блогер!!! Гендерного равенства на тебя нет!

  3. Самуил, если бы ты был нормальнвм гражданином Узбекистана то, понял бы о чём речь. Тебе лижбы покусаться, таким как ты лижбы похаять из своей норы. У таких как правило нет будущего и прошлого тоже видимо нету.

  4. Полностью согласен с Отабек! Дамир ты не оскорбляй товарищей! Самуил ну что ты так с союзником разговариваешь. Ребята прошу всех успокоится и разобраться в вопросе детально.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Акбар Джураев стал серебряным призером Олимпийских игр Париж-2024

Представитель сборной Узбекистана по тяжёлой атлетике Акбар Джураев добавил в ряд своих наград и серебряную медаль Париж-2024. Узбекистанский спортсмен,...

Больше похожих статей