Часть 1
Наталья Нурмухамедова – заслуженная артистка Узбекской ССР, лауреат Премии Ленинского комсомола Узбекистана, «чудесная киз бола», «леди ироничного джаза», обладательница абсолютного слуха и дивного звонкого голоса — родилась в музыкальной семье.
Отец Натальи — один из лучших флейтистов Ташкента — выступал и с оркестрами, и в театрах. Его можно видеть, например, среди музыкантов оркестра в видеоролике, где Батыр Закиров поет песню «Красивая девушка» — это первый флейтист, который появляется в кадре.Мама Натальи – ветеран войны – хорошо пела и играла на гитаре. К слову, фамилия Нурмухамедова переводится как «Свет пророка Мухаммада». Благодаря отцу, в детстве Наташа вместе со старшей сестрой Ларисой следили за репетициями и смотрели спектакли Государственного академического театра оперы и балета им. Алишера Навои не из зала, а из оркестровой ямы. Бывали за кулисами во время выступлений Батыра Закирова.
Во время учебы в престижной, ныне легендарной, ташкентской музыкальной школе им. В. Д. Успенского Наташа нередко пела в одиночку в свободных классах. Считала, чем громче, тем лучше. Ее было слышно на всю школу, что приводило в смятение преподавателей. Тогда же она начала выступать перед зрителями.
Первый раз вышла на сцену в 15 лет в ташкентском доме культуры «Коммунальник». Ей аккомпанировал самодеятельный ВИА со смелым заграничным названием «Энджелс», в смысле «Ангелы». В клубных ансамблях, с которыми сотрудничала Наталья, пели и советские, и зарубежные песни. На слух, например, подбирали «Битлз», сочиняли тексты на русском языке.
В ансамбли ее приглашали за безукоризненный слух, звонкий, чистый голос. Плодотворным контактам способствовал и ее характер: яркий, открытой новым идеям, энергичный, очень позитивный. Была, как говорится, нарасхват.
Позже, уж обретя известность, Наталья привлекала внимание и пышной прической «под Анджелу Дэвис»[1].
В 16 лет она стала успешно участвовать в музыкальных конкурсах. После каждого из них занимала все более высокие позиции на ташкентской музыкальной сцене. Ее, как говорят, заметили в 1969 г. на одном из внутригородских конкурсов самодеятельной песни, который проходил в Электротехническом институте связи (ныне Университет информационных технологий). Вместе с образованной в Ташкентском институте народного хозяйства группой «Спектр» она исполнила в рок-н-ролльном стиле песню «Взгляд» и приобрела известность городского масштаба. Об этом периоде ее творческой биографии читаем на сайте uzrock.net: «Спектр» играл рок-н-ролл с примесью соул, разбавленный ритм-энд-блюзом… Наталья, обладая редким по красоте высоким голосом «заболела» негритянской джазовой музыкой и старалась каждую песню преобразить до неузнаваемости, осовременить».
Во время выступления с ансамблем Шестого ташкентского таксомоторного парка «Зеленый огонек» произошел забавный случай. Бас-гитарист Борис Ладин хотел запустить пиротехнический эффект, но случайно поджег солистке платье из синтетической ткани. «Пожар» быстро затушили, но платье подгорело. Смущенный поджигатель, чтобы искупить вину подарил Наталье фирменный диск знаменитой джазовой певицы Эллы Фицджеральд. Это был узловой момент творческой биографии Натальи. Если до этого она в силу природной одаренности и склада характера инстинктивно тяготела к импровизации, то теперь ее вдохновляло исполнительское мастерство живой легенды джаза.
В 1971 г. Наталью Нурмухамедову — студентку второго курса Ташкентской консерватории по классу скрипки — пригласили в ансамбль архитектурного факультета политехнического института «Синтез», тяготевшего к джаз-року. С ним она успешно выступила на Всесоюзном телевизионном конкурсе «Алло, мы ищем таланты» в 1972 г. На первом отборочном этапе в Ташкенте были представлены песниПавла Аедоницкого «Не заходит Солнце над Россией» и распевная, очень мягкая «Ивушка зеленая» Григория Пономаренко, разложенная на пять голосов. Отборочная комиссия во главе с Александром Масляковым «выписала» ансамблю билет в Москву, где «Синтез» выступил уже с узбекской песней «Вохай бола» и занял второе место.
После московского успеха «Синтез» пригласили на работу в Узбекконцерт. С ансамблем Наталья побывала на гастролях по Средней Азии, на Украине, в Молдавии. Поездок было много, это не нравилось в консерватории. За пропуски Наталью хотели отчислить из вуза, но заступился известный композитор музыкальный руководитель «Яллы» Евгений Ширяев. Перевели на заочное обучение.
Еще во время учебы в консерватории в 1973 г. Батыр Закиров пригласил Наталью как солистку на роль Невесты в созданный годом раньше Ташкентский мюзик-холл для участия в эстрадном спектакле «1973-е путешествие Синдбада-Морехода».
Здесь она училась актерскому мастерству, умению владеть пластикой, мимикой, общаться с партнерами, осваивать пространство сцены, овладевала искусством сценического движения. В дальнейшем это помогло Наталья свободно чувствовать себя на сцене, превращать исполнение песен в маленькие спектакли. В мюзик-холле Наталья проработала до 1978 г., когда в силу разных причин он был закрыт. В те же годы она не оставлял сотрудничества и с другими ансамблями, например, с «Цветом» из Баку, который выступал в программах мюзик-холла, с молдавским «Оризонтом». Он первый в СССР начал играть музыку в стиле фанк. Его сравнивали с американской группой Earth, Wind and Fire.
В 1976 г. Наталья стала дипломантом Всесоюзного конкурса политической песни в Риге с песней «Русские березы» ташкентского композитора Евгения Ширяева на слова известного киноактера Толгата Нигматуллина.
Спустя год с песней Фаруха Закирова «Лань» Наталья Нурмухамедова стала лауреатом Третьей премии всесоюзного телевизионного конкурса «С песней по жизни». Немалую роль в этом сыграла член жюри Алла Пугачева, которой очень понравилась певица из Узбекистана. После этого для Натальи открылись эстрадные сцены всей страны. «Стоило показаться на московском ТВ – ты герой», — говорит она.
Три года певица работала в Росконцерте, выступала с азербайджанской эстрадной звездой Поладом Бюль-Бюль Оглы, в сборных программах с Владимиром Высоцким, Михаилом Боярским, Иосифом Кобзоном, Львом Лещенко, Валентиной Толкуновой, Людмилой Сенчиной… В конце 70-х гг. сотрудничала с ансамблями «Алые маки», «Чаривни гитары» и другими эстрадными коллективами.
Гастрольная программа в России была очень плотной, и Наталья стала замечать, что включилась в бег по кругу, где не было места творчеству и движению вперед. В начале 1980-х гг. она возвращается в Узбекистан и принимает предложение главного дирижера эстрадно-симфонического оркестра Узгостелерадио Евгения Живаева работать солисткой. Теперь, вне гастрольной напряженки, она старалась «понять, определиться, куда двигаться дальше, продумать будущее».
В оркестре Наталья проработала два года, совершенствовала мастерство, накапливала опыт, сделала много студийных записей, часть которых вошла в ее первый альбом «Музыка лета» (1981), среди них, например, выдержанная в традициях гражданского звучания «Заповедный край» (В. Милов — А. Фархади) и эмоциональная «Сердце Джульетты» Анатолия Кальварского, которого в СССР называли «королем симфоджаза». В Ташкенте у Натальи родилась дочка Настенька.
Большой успех пришел в 1983 г. – Наталья Нурмухамедова стала лауреатом Первой премии «Всесоюзного конкурса на лучшее исполнение песен стран социалистического содружества «Крымские зори» в Ялте. Победной песней стал всесоюзный узбекский хит композитора Энмарка Салихова на стихи Пулата Мумина «Киз бола» («Озорница»).
В исполнении Натальи песня обрела новое звучание в джазовом стиле. Она почувствовала, что в узбекскую песню «Киз бола», которая уже была в ее репертуаре, можно внедрить джазовые приемы исполнения. Качая дочку, Наталья напевала эту веселую песенку, насыщая ее джазовыми интонациями, и нашла удачный ход, решив использовать скет (импровизационный набор звуков в джазе). Получилось неожиданно и превосходно! Песня превратилась в джазовый шедевр мирового уровня на основе национального материала. Еще и потому, что автор музыки Энмарк Салихов заложил в этом простеньком произведении джазовые «семена», которые быстро проросли, когда Наталья «пролила» на них живительную влагу своего вдохновения.
Автор благодарит Наталью Нурмухамедову за помощь при подготовке материала.
Александр Попов
Продолжение следует
Фотографии из архива Натальи Нурмухамедовой и открытых источников
Конец первой части
[1] Анджнла Дэвис, боровшаяся за права чернокожего населения США, была тогда самой яркой звездой мирового политического небосклона