Состоявшийся 4 августа в Ашхабад трехсторонний Саммит
с участием глав государств Туркменистана, Таджикистана
и Узбекистана стал очередным важным практическим шагом на пути дальнейшего расширения регионального сотрудничества, укрепления региональной взаимосвязанности в водно-энергетической и транспортно-логистической сферах.
Одной из ключевых тем в ходе переговоров стало развитие энергетической сферы, в частности сотрудничество в области поставок природного газа, нефти и нефтепродуктов, а также электроэнергии.
Согласно экспертным оценкам, ежегодные нереализованные выгоды в энергетическом комплексе Центральной Азии составляют 0,9% от общего ВВП региона.
В этой связи между главами государств инициирована совместная реализация проектов в сфере гидро и тепловой энергетики, достигнута договоренность о проведении во втором полугодии 2023г. переговоров на уровне руководителей энергетических ведомств, с целью продвижения совместной деятельности в этих направлениях.
В ходе саммита стороны предметно обсудили вопрос об эффективном управлении трансграничными водными ресурсами в бассейне реки Амударьи, имеющей важное значение для обеспечения продовольственной, энергетической и водной безопасности всего региона.
В мае т.г. специалисты зафиксировали в низовьях Амударьи острую нехватку воды, причиной которой стали жара и небольшое количество осадков. В марте-апреле перерасход воды в реке превысил привычный показатель на 50%.
В условиях возрастающего негативного воздействия изменения климата – засуха, сокращение водных ресурсов, с учетом намеченного курса на интенсивное развитие сельского хозяйства, промышленности
и урбанизации, страны региона «сверили часы» по позициям
и проделываемой работе в рамках регионального сотрудничества в данной сфере.
В данном контексте Президент Узбекистана предложил активизировать сотрудничество в таких направлениях, как внедрение передовых водосберегающих технологий и модернизация систем ирригации, цифровизация процессов управления водными ресурсами, совместное развитие инфраструктуры для сбора и хранения селе-паводковых вод. Актуализирована задача по задействованию всего потенциала Международного фонда спасения Арала, а также сотрудничества по линии партнёрских организаций и структур, таких как Всемирный банк и Азиатский банк инфраструктурных инвестиций.
Следует отметить, что в последние годы в Узбекистане расширяется применение водосберегающих технологий. Ими охвачено около 25% орошаемых земель. За счет этого в 2022г. сэкономлено 3 млрд. кубометров воды, которую использовали для орошения 830 000 гектаров площадей, засеянных повторно.
Подписанное 3 апреля 2023 г. Президентом Республики Узбекистан постановление «О неотложных мерах по повышению эффективности использования водных ресурсов» имеет важное значение для определения аспектов работы с целью устойчивого полива посевных площадей сельскохозяйственного назначения в условиях дефицита воды, отмечающегося и в нынешний летний сезон.
В ходе встречи в Ашхабаде отдельное внимание также уделено объединению усилий по созданию интегрированной транспортной инфраструктуры, которая позволит максимально использовать потенциал стран региона в транспортно-логистической сфере, в том числе по формированию приоритетных торгово-транзитных коридоров.
В этом контексте Президент Узбекистана выразил мнение, что развитие международного транспортного коридора Узбекистан – Туркменистан – Иран, активное задействование потенциала Транскаспийского маршрута позволят повысить привлекательность Центральной Азии как транзитного центра международных коридоров Восток – Запад и Север – Юг. Главой нашего государства предложено совместно создавать благоприятные условия для международных перевозчиков, ускорять цифровизацию и увеличивать пропускную способность контрольно-пропускных пунктов.
Следует отметить, что запуск коридора Узбекистан – Туркменистан – Иран с использованием портов Бендер-Аббас и Чабахар имеет стратегическое значение для развития всей Центральной Азии, так как позволит сократить сроки доставки экспортно-импортных грузов, будет способствовать увеличению товарооборота и росту инвестиций, созданию благоприятных условий для дальнейшего развития международных экономических связей и расширения транспортно-логистической сети в регионе.
Это диверсифицирует и укрепит транзитные коридоры, обеспечив более быстрый и надежный доступ к международным рынкам. Кроме того, взаимодействие в области транспорта увеличит объем товарооборота между странами, расширив сферы экономических отношений.
Сегодня Узбекистан уделяет приоритетное значение развитию
и диверсификации международных транспортных коридоров, расширению их пропускной способности, цифровизации цепочек логистики, в том числе процессов прохождения грузов и транспортных средств через пограничные пункты, оптимизации транспортных и иных затрат в стоимости экспортной продукции, повышению скорости доставки грузов.
К настоящему времени в Узбекистане построено и сдано в эксплуатацию более 2,4 тыс. км новых железных дорог, электрифицировано свыше 3 тыс. км и реабилитировано более 1,1 тыс. км железных дорог. 6,4% ВВП Узбекистана приходится на сферу транспортных услуг. 7,4% от общих инвестиций и 29,5% сферы обслуживания приходятся на долю транспорта. Наша страна к 2030г. планирует увеличить пропускную способность своего транзитного потенциала около 2-х раз – до 20 млн. тонн, а также увеличить долю инвестиций в транспортный сектор относительно ВВП страны до 46,7 млрд. долл.
В целом можно констатировать, что вопросы, обсужденные в ходе переговоров в Ашхабаде, напрямую пересекались с задачами
и перспективами общерегионального развития. Можно
с уверенностью сказать, что прошедший саммит стал важной конструктивной частью пятистороннего взаимодействия в рамках Консультативных встреч глав государств Центральной Азии, дополнил данный формат сотрудничества новым практическим содержанием.
Аброр Фатхуллаев, Руководитель отдела ИСМИ при Президенте Республики Узбекистан