back to top
3 C
Узбекистан
Воскресенье, 12 января, 2025

Страницы истории музыкальной эстрады Узбекистана. «Путешествие Синдбада-морехода» в Ташкентском мюзик-холле

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,180ПодписчикиПодписаться

История пятнадцатая. Второе отделение «Нужно только переписать репризы»

Продолжаем рассказ о Ташкентском мюзик-холле (четвертом в СССР), который появился по инициативе нашего великого певца Батыра Закирова. На то, чтобы «пробить» идею понадобилось несколько лет.  Официальное решение о создании мюзик-холла было принято в 1972 году. А через год, гастрольные маршруты Марка Захарова и Александра Ширвиндта пересеклись в Ташкенте. Батыр Закиров познакомил их со сценарием, показал прогон на сцене и Захаров сказал: «У тебя все готово – нужно только переписать репризы». За несколько дней они доработали сценарий, и в мае начались репетиции. Александр Ширвиндт, вспоминал впоследствии: “Это было лето, Ташкент, запах дымящегося мяса, Алайский базар, восторг, и в это время наш друг, художник и режиссёр Юра Юнгвальд-Хилькевич, в то время главный художник театра оперы и балета имени Навои, познакомил нас с замечательным певцом Батыром Закировым. Мы стали вместе работать над сценарием и за неделю его написали. За что впоследствии были удостоены званий лауреатов премии Ленинского комсомола Узбекистана”.

В основу сюжета легло традиционно-сказочное развитие событий, по мотивам нескольких новелл из «Тысячи и одной ночи», образовавших историю любви главных героев. В программе было две части: «Восточная сказка» и «Ташкентская свадьба».

«Восточная сказка» состояла из семи сцен-картин: 1. «Восточный базар, Похищение»; 2. «Звезды и звездочет»; 3. «Синдбад-мореход»; 4. «Джин»; 5. «Полет птицы «Рух»; 6. «Во дворце хана»; 7. «Воины».

Первое отделение спектакля начиналось на «Восточном базаре», где очаровательная ведущая (Маргарита Хонг) вместе со своими помощниками приветливо знакомила зрителей с участниками представления.

Сюжет «Сказки» был таков. Главные герои: Она (Принцесса-невеста) – Луиза Закирова (в начале проекта). Он (Принц) — Эльер Ибрагимов и, естественно, Синдбад-мореход. Сначала они, разумеется, теряют друг друга. Ее похищают. Он бросается на поиски. По пути встречает Синдбада. Вместе они находят Ее. Ну, конечно же, в гареме у Хана (Владимир Лапин). Тот, как мудрый и благородный властитель, возвращает невесту жениху. На том и сказке и конец. Но не конец спектакля.

Разворот программки спектакля. Вторая половина 1970-х гг.

Второе отделение продолжалось на «Ташкентской свадьбе». Такая форма позволяла свободно вводить в спектакль новых исполнителей, приглашать других эстрадных звезд, в том числе и знаменитостей. Для этого была придумана сцена «выступление гостей на свадебном пиршестве». В качестве «гостей свадьбы» побывали, например: Владимир Высоцкий, Ирина Понаровская, ленинградская группа «Поющие гитары», ташкентские ВИА «Ялла» и «Наво», ансамбль «Алан» из Северной Осетии, группа «Цвет» из Баку, известные исполнители и коллективы тех городов и областей, где выступал Ташкентский мюзик-холл.

Одни и те же роли в спектакле играли разные актеры. Принцем, например, были Эльер Ибрагимов и Науфаль Закиров, он же исполнял и роль Синдбада в другом составе. Луизу Закирову после премьеры сменила молодая Наташа Нурмухамедова, а Луиза стала ведущей спектакля. Уже к июлю перед гастрольной поездкой в Смоленск она была введена в состав концертной труппы. Талантливый многогранный артист Андрей Петровец (впоследствии выступал в «Садо») ухитрился переиграть роли Визиря, Падишаха, Чёрта и Звездочёта. В спектакле звучали песни, куплеты, стихи, разговорные диалоги, выступали танцоры, жонглеры, акробаты…

«Самыми интересными,писал впоследствии журнал «Музыкальная жизнь»,были сцены, в которых участвовал отлично поющий, играющий, танцующий Синдбад (Науфаль Закиров).

Очень современно выглядела в спектакле Наталья Нурмухамедова.  Фото: из ее архива.

Что касается хореографии спектакля, то танцевальный ансамбль одинаково профессионально владел как элементами классического танца, так и узбекской национальной хореографией, а также пантомимой и авангардной «механической» пластикой.

Хореографию, построенную на национальных традициях, особенно ярко представлял танец «Ёр-ёр», который как писал в своем исследовании «Основные этапы становления и развития музыкальной эстрады Узбекистана» Леонид Юсупов[1]: «был решен в плане узбекского народного массового танца, где пластика движений, хореография опирались на фольклорные традиции этого танца, исполнявшегося преимущественно на свадебных торжествах.

В «Танец текстильщиц» и «Капитаны голубых кораблей» Юлием Взоровым была удачно вплетена своеобразная пластика «механических танцев», стилизованная под однотонную ритмику работы ткацких станков и поступательное движение комбайнов на хлопковых полях. Удачно оказался выражен трудовой оптимизм молодых ткачих. «Творчество балетмейстера, — отмечал Леонид Юсупов, продолжило традиции представителя российского театрального авангарда Николая Михайловича Фореггера (Фореггер фон Грейфентурн)». Еще в 1922 г. он показал «механические танцы», которым положила начало пантомима «Поезд», где под соответствующие шумы (например, звуки кузнечного цеха) артисты в черно-белых одеждах синхронными ритмическими движенияями безэмоционально изображали работу производственных механизмов, заставляя забывать, что на сцене действуют люди.

Танцовщицы органично вписывались в интермедии вместе с главными героями сказки, исполняли игровые роли в массовых сценах: «Восточный базар», «Похищение», «Во дворце падишаха», «Воины»…

На следующий год было решено обновить танцевальные номера. Юлий Взоров поставил восемь танцев. «Танец с бубном» был просто потрясающим. Но через полгода он уехал в Англию и там остался. Выступая по «Би-Би-Си», сказал, что единственный коллектив в СССР, где он работал свободно и получил колоссальное удовольствие – это был Ташкентский мюзик-холл. В Ташкенте началась паника – из афиш его фамилия была вычеркнута, не все танцы удалось сохранить.

Танцевальная группы «Ёр-Ёр» и «Текстильщицы» Фото из открытых источников

Всеобщее восхищение вызвало виртуозное соло на дойре. Великолепно владея инструментом, лауреат IX Всемирного фестиваля молодежи и студентов Адыл Камолкаджаев (Камолходжаев) продемонстрировал красочную национальную полиритмию, показав, что в искусных руках дойра не уступит самой современной ударной установке. Как подчёркивал Леонид Юсупов: «Этот номер убедительно раскрыл разницу между милой, но легковесной экзотикой и настоящим национальным колоритом».

Александр Попов

Продолжение следует

На заставке: Бакинская группа «Цвет», которая выступала во втором отделении спектакля на «Ташкентской свадьбе». Справа сидит Наталья Нурмухамедова, которая тогда выступала с ансамблем. Фото: из архива Натальи Нурмухамедовой 


[1] Юсупов Леонид Абдурахманович (1944, Самарканд, СССР – 2021, Елец, РФ). Композитор, музыковед, профессор, учился на отделении теории музыки в Самаркандском Музыкальном училище (1961-1963), параллельно работал музыкальным руководителем в детском туберкулезном санатории, детском доме № 5 г. Самарканда. Будучи призван в армию, проходил службу в военном оркестре (1963-1966). В 1973 году окончил факультет истории и теории музыки Ташкентской консерватории, а в 1978 году аспирантуру в том же учебном заведении. В 1991 году Л.А. Юсупов защитил кандидатскую диссертацию на тему «Становление и развитие узбекской музыкальной эстрады. Фольклор в эстрадной музыке» во Всероссийском научно-исследовательском институте искусствознания, г. Москва. Член Союза композиторов СССР (1991), Член Союза композиторов Узбекистана (1995)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Акбар Джураев стал серебряным призером Олимпийских игр Париж-2024

Представитель сборной Узбекистана по тяжёлой атлетике Акбар Джураев добавил в ряд своих наград и серебряную медаль Париж-2024. Узбекистанский спортсмен,...

Больше похожих статей