back to top
1.9 C
Узбекистан
Среда, 1 января, 2025

Правоохранители бьют тревогу: либерализация наказаний привела к росту преступности

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,160ПодписчикиПодписаться

На протяжении двух десятков лет наша страна вела последовательную политику либерализации уголовных наказаний. О том, к чему это привело сегодня, рассказала заведующая кафедрой Уголовно-процессуального права ТГЮУ, доктор юридических наук, профессор Дилдора Бахадировна Базарова. Ее статья полностью опубликована Минюстом.

В чем состояла либерализация уголовных наказаний? В снижении строгости многих статей Уголовного кодекса, введение норм, что при возмещении ущерба лишение свободы не применяется, а уголовная ответственность не наступает в случае, если потерпевшая сторона согласилась на примирение. Также либерализация проявлялась в широком применении амнистии, а в последние годы — и условно-досрочного освобождения.

После 20 лет определенной практики уже можно делать выводы о том, как она сказалась на жизни людей.

Статистика говорит, что количество преступлений не только не сокращается, но, напротив, растет! В 2019 году было зафиксировано 46,09 преступлений. В 2020 году их стало больше на 34,6 процента — 62,08 тысячи за год. А в 2021 году прирост составил уже 60,8 процента — 111,08 тысяч преступлений. Небольшое сокращение наблюдалось только за прошедший год — тогда было зафиксировано 105,2 тысяч уголовных преступлений.

Та же статистика говорит, что наибольший прирост приходится на такие преступления, как грабеж и разбой — 152 процента, кражи — 142 процента, мошенничество — 134 процента, хулиганство — 93 процента.

Однако зафиксированные преступления далеко не всегда доходят до суда. Так в первые 9 месяцев прошлого года 26,1 процента уголовных дел не рассматривалось в суде, а годом раньше, в 2021 — 47,9 процента. В эту статистику не включены данные по делам, которые закончились примирением сторон.

Но даже если дело и прошло суд, и виновный был лишен свободы на какой-то срок, то многим из осужденных дается условно-досрочное освобождение от наказания или его заменяют более мягким. Вот как это выглядит в зеркале статистики: в 2022 году суды осудили 56,5 тысяч граждан, а по УДО вышло 26,75 ранее осужденных. Еще 10,2 тысячи человек в том же году смягчили наказание.

Юрист особо отмечает тот факт, что УДО или смягчение наказания применяется только к тем лицам, которые уже успели отбыть часть назначенного им срока наказания — согласно статьям 73 и 74 УК РУз, это от 1/3 до 2/3 срока в зависимости от тяжести преступления — и в это время не нарушали режим, а также добросовестно относились к труду. И все же количество «вставших на путь исправления» таково, что потерпевшие негодуют — они не получают компенсацию за причиненный ущерб, а их обидчики слишком скоро оказываются вновь на свободе.

О том, что далеко не все из тех, кого сочли исправившимся, были таковыми на самом деле говорит и то, что число рецидивистов растет. В прошлом году ранее судимые совершили 11,4 тысячи из общего количества уголовных преступлений, а это 12,6 процента. Еще годом ранее рецидивистами совершено 8,7 тысячи преступлений или 10,8 процента.

Не сокращается и число преступлений, совершенных теми, кто вышел по УДО. В 2021 году таковых было 168 человек, в 2022 году — уже 184. Вышедшие по УДО чаще всего снова занимаются мошенничеством, грабежом и разбоем, совершают кражи, торгуют наркотиками.

Профессор Базарова напомнила о недавнем резонансном случае, когда в Яшнабадском районе столицы 12-летняя девочка была изнасилована и убита тем, кто получил условно-досрочное освобождение. Эта трагедия наглядно демонстрирует назревшую необходимость в изменении подходов к исправлению осужденных.

Опасность нынешнего положения, как считает эксперт, состоит в том, что если ничего не предпринять уже сейчас, то в скором времени преступность может совсем выйти из-под контроля. Она может также приобрести еще более организованный и профессиональный характер.

То, что нужно сделать уже сейчас — это пересмотреть условия для условно-досрочного освобождения и смягчения наказания.

В частности, она предлагает вынести на обсуждение два ключевых вопроса:

  • о том, какие из впервые совершенных преступлений требуют, чтобы преступник отсидел не менее 3/4 от назначенного судом срока до того момента, когда он сможет подать ходатайство об УДО или о смягчении наказания;
  • о повышении требований по отбытому сроку для тех, кто ранее уже освобождался по УДО, либо кому ранее смягчалось наказание — как вариант, такая возможность для них вообще должна быть отменена.

3 КОММЕНТАРИИ

  1. Кормить зеков не имеет смысла. Сел первый раз пусть отсидит от звонка до звонка, второй раз их уже нужно либо на опыты,на органы или на электрический стул. Практика наглядно показывает, что людей из них готовых жить в социуме не получается, так зачем они нужны обществу. Моральные уроды. Ликвидировать их к чертям….

  2. Надо многим чиновникам верхнего эшелона власти поучиться у этого профессора анализировать и грамотно излагать мысли, а также давать решения. Неужели не понятно, чья инициатива была делать эту либеризацию. Кто нам это подсказывает и для чего? Вот вот. Всё те же, оттуда. Рост преступлений -это как раз то, чего, вполне возможно и добивались «реформаторы». Конечно, надо ужесточать опасные преступления, а то, восприятие зоны идёт, как временное неудобство.

  3. Скорее всего — переусердствовали в этом вопросе те Кто, ратовал за Демократические Правила по правам человека, не Норм ответственности за правонарушение-профилактику.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Акбар Джураев стал серебряным призером Олимпийских игр Париж-2024

Представитель сборной Узбекистана по тяжёлой атлетике Акбар Джураев добавил в ряд своих наград и серебряную медаль Париж-2024. Узбекистанский спортсмен,...

Больше похожих статей