Мир живет в эпоху глобального энергетического кризиса. Ядерная энергетика переживает атомный «ренессанс». И почему страны Азии, Африки и Латинской Америки обращают свой взор на Росатом. Об этом в кратких итогах завершившегося Международного форума Атомэкспо 2022.
Впервые после длительного перерыва, связанного с пандемией, 21-22 ноября в Сочи состоялся XII Международный форум Атомэкспо 2022.
Научно-технический прогресс стремительно ускорился, опираясь на развитие цифровых технологий. Глобальная конкуренция усилилась, а борьба за компетенции и специализации в мировом масштабе стала более острой.
Пандемия не повлияла на развитие и связи между партнёрами в отрасли. Были и другие некоторые опасения в связи с нынешней политической ситуацией в мире. Однако несмотря на сложность международной обстановки, в глобальном международном бизнесе Росатом не потерял ничего. На форуме об этом говорилось не раз, и подчёркивалось, что из 24 проектов, которые были на начало этого года по сооружению атомных энергоблоков с участием России за рубежом, 23 по-прежнему находится в зоне реализации.
Единственный проект, который Росатом перестал строить – это АЭС Ханхикиви в Финляндии, приостановленный по желанию финского заказчика, хотя Госкорпорация считает, что оснований прекращать контракт не было, а действия финской стороны были признаны неправомерными.
Но все остальные проекты в Китае, Индии, Турции, Египте, Бангладеш, Белоруссии продолжают реализовываться. Причём заказчики выражают пожелания максимально ускориться с реализацией этих проектов.
И, как отметил глава Росатома Алексей Лихачев, Госкорпорация «не разорвала ни одной коммерческой и научной связи с зарубежными партнерами». Более того, за 15 лет с момента образования, Росатом построил 11 энергоблоков внутри страны и шесть — за рубежом. В настоящее время строятся 23 блока в 8 странах, в целом же есть соответствующие межправительственные договоренности по 34 блокам.
По понятным политическим причинам западные страны проигнорировали важное для атомной отрасли событие, но тем не менее, на форуме приняли участие более 3 000 тысяч участников из 65 стран мира.
В это число вошли страны, имеющие собственные АЭС, научно-исследовательские центры в атомной сфере, и целый ряд стран, принявших решение о вступлении в ядерный клуб. Среди них Индия, Китай, Мьянма, Пакистан, Египет, Гана, Намибия, Бурунди, Боливия и другие страны трех континентов.
Несмотря на отсутствие западных партнеров по атомной энергетике, форум по своему наполнению получился содержательным и весьма полезным с точки зрения информативности.
Все конференц-залы центра «Сириус» не пустовали в дни работы форума, что говорило о насыщенной программе круглых столов и пленарных заседаний, на которых обсуждались вопросы международного сотрудничества, совместной деятельности по использованию научного опыта и кадрового потенциала, создании инфраструктуры для обращения с опасными отходами и ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде.
Участники деловой программы форума также обсудили переход к «зелёной» энергетике и «синей экономики». В ходе заседаний говорилось о стремительном развитии возобновляемых источников энергии и увеличении их доли в энергобалансе стран в свете борьбы с изменениями климата, рисках стагнации и возможностях избежать энергетического кризиса.
А «синюю экономику» эксперты из Индии, Египта, ОАЭ и России назвали экономикой будущего. Она включает в себя такие отрасли, как судоходство, портовую инфраструктуру, судостроение, морское строительство, шельфовую добычу, рыболовство и др. Это говорит о том, что научный потенциал и компетенции Росатома позволяют реализовывать свои возможности не только в атомной энергетике, но и по многим другим направлениям науки и техники. Как было озвучено на форуме, таких направлений в деятельности корпорации оказалось более восьмидесяти.
Корпорация давно перестала быть только ядерной компанией, в настоящее время — это высокотехнологичная, индустриальная, для которой атомные энергетические и не энергетические технологии всегда были и останутся ключевым бизнесом, но при этом использует все свои навыки и умения для того, чтобы развиваться в смежных секторах.
Это сектора, связанные с энергетикой, например, ветроэнергетика, накопители энергии, ядерная медицина, а также такие направления, как ледокольный флот, посредством которого осваивается северный морской путь, упрощающий международную логистику.
Еще важными темами, которые обсуждались на форуме, стали электрификация транспорта и большие возможности строительства АЭС малой мощности. В обозримом будущем в России появятся первые наземные маломощные АЭС модульного типа.
На заключительной пресс-конференции, посвященной итогам работы форума, первый заместитель генерального директора — руководитель блока по развитию международного бизнеса Росатома Кирилл Комаров сообщил, что в начале 2023 года «Росатом» ждет получения лицензии на размещение такой станции в Усть-Янском улусе Якутии. Пуск АЭС намечен на 2028 год. Кроме того, Росатом сейчас сооружает серию модернизированных плавучих энергоблоков с реакторами РИТМ 200 мощностью 50 мВт. Первым потребителем энергии с этих энергоблоков будет проект по добыче меди в Баимской рудной зоне на Чукотке.
Проекты АЭС малой мощности «Росатом» намерен строить в России и предлагать зарубежным заказчикам. Это могут быть удаленные от централизованного энергоснабжения территории, островные государства, страны с небольшой потребностью в электроэнергии, или крупные промышленные объекты. Потенциал для выхода на «серийное» строительство таких станций у «Росатома» есть.
Как отметил Кирилл Комаров, у малых АЭС топливная составляющая в стоимости киловатта не превышает 3-5 процентов, следовательно, цены предсказуемы на десятилетия вперед.
Итоги форума показали возросший интерес к атомной энергетике со стороны стран Азии, Африки и Латинской Америки. Страна за страной делают шаги к ядерным технологиям. В чём причина такого интереса? В кулуарных беседах можно было услышать разные мнения, но смысл у них общий.
Во-первых, в этих странах появились политические и научно-технические элиты, которые чётко осознают, что для развития экономики и индустриализации нужна мощная энергетическая база.
Во-вторых, в этих странах наблюдается самый большой прирост населения, соответственно, большими темпами растёт потребление электроэнергии.
И, наконец, в условиях нестабильности на рынке углеводородов, использовании ископаемых энергоносителей в качестве политического оружия, страны третьего мира всё больше склоняются к мысли об энергонезависимости своих государств.
И действительно, сейчас в мире разворачивается серьезный энергетический кризис, связанный с кратным ростом цен на ископаемые энергоносители, нестабильностью поставок, разрушением логистических и технологических цепочек. В этих условиях атомная энергетика может не только решить текущие проблемы, с которыми сталкиваются экономики большинства стран мира, но и стать драйвером развития на десятилетия вперед.
Опираясь на планы этих стран, Алексей Лихачев спрогнозировал, что главной точкой роста в ближайшие 20–30 лет станут страны-новички «ядерного клуба», которые хотят сделать ставку на низкоуглеродные источники. Это Бангладеш, Узбекистан, Казахстан, Кыргызстан, Турция, Египет, Саудовская Аравия. Это и страны Африки, которые заключили с Росатомом первые соглашения и уже рассматривают очертания будущих проектов.
К примеру, о намерениях Республики Гана включить атомную энергетику в энергобаланс страны напомнил ассистент научного сотрудника Комиссии по атомной энергии Пол Атта Амоа: «Мы знаем, что нужно учиться у тех, кто уже прошел этот путь и кто может поделиться накопленными знаниями. Сегодня с нами работают великолепные российские специалисты, выпускники самых различных учреждений, которые делятся своим опытом и позволяют по-новому взглянуть на перспективу».
К этому добавим, за два дня форума было подписано 47 соглашений, касающихся разных сфер деятельности. Так, например, Росатом и Республика Бурунди подписали «дорожную карту», которая касается взаимодействия для оценки перспектив атомной генерации в этой стране. Такой же документ был подписан с Никарагуа. Подписанный с Зимбабве меморандум касается обучения и подготовки кадров в области атомной энергетики этой африканской страны.
Республики Средней Азии не отстают от новых веяний в атомной энергетики. Нельзя сказать, что Узбекистан не знаком с ядерными технологиями. В республике с 50-х годов прошлого века существует Институт ядерной физики с реактором, на котором проводятся научно-исследовательские работы.
Несколько лет назад Узбекистан заявил о намерениях строительства АЭС, однако движение к реализации этого проекта происходит медленно и осторожно. Более активен в этом направлении Казахстан, который намерен построить сразу две атомные станции.
И совсем неожиданным было появление на этом поле небольшого Кыргызстана, который на форуме «АТОМЭКСПО-2022» подписал с АО «Русатом Энерджи Проджектс» техническое задание на предварительное технико-экономическое обоснование сооружения атомной станции малой мощности (АСММ) на базе реакторной установки РИТМ-200Н.
Отвечая на вопрос почему все больше стран выбирают технологии российских атомщиков, то следует отметить следующее. В мире всего лишь пять стран способны строить атомные электростанции – это США, Франция, Китай, Южная Корея и Россия.
Все страны обладают современными технологиями, но наиболее передовые разработаны российскими учеными, что признается в мировом атомном сообществе.
Авторитет Росатома подтверждается и недавним выступлением генерального директора МАГАТЭ Гросси, который выступая на конференции в Вашингтоне, прямо сказал, что «на мировом атомном рынке лидерство откровенно перешло к России, и она теперь лидирует в этом пространстве».
И это соответствует действительности поскольку РФ обладает всей линейкой атомных технологий. Росатом единственная в мире компания, которая в атомной энергетике делает всё, от добычи природного урана до вывода атомных электростанций из эксплуатации, решения вопросов и обращения с ядерными отходами и отработавшим ядерным топливом.
Клиенториентированность корпорации проявляется в гибкой работе с иностранными заказчиками во всём, даже в таких проектах, где наряду с российскими атомными блоками стоят к примеру, французские турбины, системы автоматического управления и контроля немецкого и французского производства, южнокорейские насосы и много чего другого.
Сегодня технологический суверенитет, обладание технологиями в области атомной энергетики становится очень важным. В этом контексте, фактор доверия и желание совместной работы резко возрастают. Во многом именно на этом базируется желание многих стран мира продолжать контакты и контракты с Росатомом и реализовывать планы, которые в этих странах определяются, как главные инвестиционные проекты в 21 веке.
Исходя из этого, можно говорить о том, что обладание атомными технологиями, позволяет любой стране мира обеспечить энергетический суверенитет, а значит обеспечить процветание экономики и её граждан. И, как кажется в сегодняшнем турбулентном мире это просто выходит на первый план.
М.ДЖАНГИРОВ, фото автора