Около 60 лет своей жизни этот музыкант посвятил педагогике – учил музыке детей, подростков, студентов. Впрочем, почему учил? Он и сегодня преподает. А еще он щедро делится своим опытом и знаниями с молодыми коллегами. Сегодня этот необыкновенный человек отмечает свой 80-летний юбилей, и двери его баварского дома в Бад-Киссингене, уверена, широко распахнуты не только для родных, но и для учеников и друзей, которых заслуженный работник культуры Республики Узбекистан Натан Изяславович Мендельсон неизменно встречает приветливой улыбкой…
Такие люди, как он – это эпоха, они вложили свой талант, свой труд в репутацию скрипичной школы нашей республики. И в этом нет ничего удивительного, потому что у него самого были блистательные педагоги, олицетворяющие слово «мастер», которые всю непреходящую любовь к своему делу передали как ему, так и многим своим ученикам. Впрочем, начну, как говорится, с самого начала.
Натан Мендельсон наш земляк. Родился в семье музыкантов. С семи лет начал обучаться игре на скрипке в специальной музыкальной школе при Ташкентской консерватории (ныне РСМШИ имени В.А. Успенского), где занимался в классе замечательного музыканта В.А. Беленького. Затем последовало успешное поступление в нашу консерваторию в класс не менее замечательного музыканта Н.Е. Бронфмана (отца ныне известного пианиста Ефима Бронфмана). Ну а дома ему немало внимания уделял его дядя Н.Е. Повер – выпускник Московской консерватории, ученик великого А.И. Ямпольского. Этих педагогов объединяли такие качества, как поразительная самоотдача любимому делу, глубокие познания в области технологии, педагогическая интуиция по многим вопросам исполнительства и многое другое. Талантливый же ученик впитывал их советы, как губка.
После окончания консерватории Мендельсон успешно совмещал исполнительскую деятельность с педагогической. Те, кто слышал игру Натана Изяславовича, отмечают его «сочный, объемный и теплый звук. Не существовало для него и технических трудностей». Исполняя произведение на эстраде, он всегда испытывал максимальный душевный подъем, о котором часто потом говорил своим ученикам. Кстати, в педагогику он впоследствии, что называется, окунулся с головой.
Мне доводилось присутствовать на уроках Мендельсона до его отъезда в Германию, который последовал в 2000-м году. До этого он часто был гостем моей авторской телевизионной программы «Музыкальная гостиная», куда, как правило, приходил со своими учениками после очередных успехов и побед. Меня всегда поражал его огромный энтузиазм, царивший на этих уроках. Он занимался с необыкновенным самозабвением, отдавая всего себя работе. На каждом уроке присутствовала необыкновенная атмосфера, которая передавалась его ученикам, заставляя их играть по-особому. Причем ни один из них не заканчивался прежде, чем был достигнут результат, являвшийся целью того или иного урока. Безусловно, этот результат не приходил сразу. Но Натан Изяславович с каждым терпеливо работал, обращая внимание на детали, находя особый путь для достижения положительного результата. А работал он от текста, фразировки до звуковых соотношений, стремясь извлечь из каждого ученика максимум его возможностей. И сколько бы я не посещала его уроки – все они были разные. А еще он любил проводить классные вечера своих воспитанников. И это были праздники высокой музыки, всегда переполненные слушателями, в числе которых были соученики и родители выступавших, а также педагоги, студенты и любители музыки. Класс Мендельсона играл и в моей «Музыкальной гостиной». Этого забыть нельзя.
Кто-то из известных сказал, что «настоящим педагогом можно стать тогда, когда будешь желать своим ученикам играть лучше, чем ты сам». Именно к таким педагогам и относится Натан Изяславович, воспитавший в своем классе много прекрасных музыкантов, лауреатов различных исполнительских конкурсов. Всех их перечислить невозможно, поэтому назову несколько имен: Тигран Шиганян, Даниил Халиков, Михаил Кибардин, Руслан Асанов, Марина Саркисова, Мария Азова, сестры Бекировы. Все они верны своему Мастеру, уважают, любят его, и помнят, кто их «вылепил».
Многие из них работают в различных оркестрах Америки, Израиля, Германии, Испании, Катара и других, а некоторые тоже стали педагогами. Каждый имеет свое творческое лицо, но есть, безусловно, и общее, что их объединяет – «школа Мендельсона», для которой характерны титаническая работа, постоянный творческий поиск, тесное соединение художественной и технической сторон исполнения и т.д.
Кое-кто из моих коллег задается вопросом «секрета долголетия» Натана Мендельсона. Мне думается, это исключительно его супруга – пианистка Надежда Анатольевна Мендельсон, которая, как и ее супруг, человек неравнодушный, полностью отдающий себя их общему делу. Она не только постоянный концертмейстер его класса, но и берегиня домашнего очага. Все-таки в первую очередь она посвятила себя своей семье. Семейные ценности для нее являются, на мой взгляд, самым важным в жизни. А история человеческих отношений этих двух красивых людей и их взаимная любовь не только восхитительна, но и весьма поучительна для современной молодежи. Супруги воспитали замечательных детей – Юлия и Инессу, которые, как и мама, пианисты. Они уже давно выросли и сами стали родителями, подарив папе с мамой очаровательных внуков. В целом это удивительно дружная и музыкальная семья, в которой царят взаимоуважение, взаимопонимание и любовь.
Итак, Натану Мендельсону сегодня 80! В это трудно поверить! Он, по-прежнему, подвижный, живой, до музыки страстный. Он может дать фору любому из нынешнего поколения молодежи. Он – человек своего времени, знающий о скрипке и ее звучании все. Сегодня юбиляра поздравили обербургомистр Бад-Киссингена Herr Vogel и министр-президент Баварии Dr. Markus Sôder. Поздравим нашего земляка и мы: с юбилеем, дорогой Мастер! Многая Лета!
Инесса Гульзарова, музыковед.
Фото из архива автора