back to top
35.5 C
Узбекистан
Воскресенье, 3 августа, 2025

В Узбекистане разрабатывается информационный Кодекс

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,690ПодписчикиПодписаться

Информация, как контент, защита прав журналистов, создание информационного Кодекса были обсуждены на круглом столе на тему «Актуальные вопросы развития массмедиа в Узбекистане», состоявшемся в Ташкенте 14 июня.

Можно сказать, что за прошедшие семь лет деятельность СМИ вышло на новый уровень. И что самое отрадное, государство начало выходить на диалоги с представителями СМИ и активистами этой области. Нельзя тут не выделить роль СМИ, проявившуюся в период Пандемии. Именно тогда мы поняли, как средства массовой информации влияют на общественное мнение. Но почему бы не воспользоваться этим и показать людям мир через призму всестороннего мироощущения. Но всегда ли событие происходящие в разных сферах жизни освещались правильно и профессионально?

К сожалению, надо признать, что в отечественных средствах массовой информации не хватает материалов, написанных на достаточном высоком профессиональном уровне. И самое печальное, что значительная часть журналистского состава не обладают необходимой компетентностью в сфере медиа.

Эта мысль отражена в докладе Нозимы Давлетовой, директора Общественного Фонда поддержки и развития национальных массмедиа, с котором она выступила на круглом столе:

«С начала новой эпохи в отечественных средствах массовой информации прошло семь лет.  Я думаю и очень надеюсь на то, что наши СМИ выбрались из детского возраста и благополучно перешли в подростковый, конечно же, со своими болезнями роста. Но мы уже не дети, которые почувствовав волю, стали пробовать на зуб все ветви власти, ошибаясь и обжигаясь. Пришло время для взросления, время для перехода на новый уровень. Аудитория требует профессионализма, требует, чтобы развивалась отраслевая журналистика».

По ее словам, необходимы журналисты, специализирующиеся по каким-либо конкретным направлениям:
 экономика, спорт, политика, культура, туризм. Нам нужны эксперты, люди, которые понимают, о чем пишут. Для этого как она считает нужно разработать образовательные программы для медиа.  

Надо отметить, что АИМК уже разрабатывает организацию Специализированных отраслевых школ для СМИ совместно с другими Министерствами. Где также будут предоставляться различные информации в частности юридического характера: о международных конвенциях и договорах, о требованиях журналистам и о законодательствах не только на локальном, но и на международном уровне, служащие повышение правовой осведомленности граждан. По словам директора АИМК Асаджона Ходжаева в данное время разрабатываются структура, графики и сроки обучения в данных школах для осуществления данного проекта в ближайшем будущем.

Асаджон Ходжаев также подчеркнул создание единого информационного канала совместно с Министерством юстиции. Который будет работать круглосуточно в цели и задачи которого входят консультация со СМИ и решения проблем совместно с юристами, что также будет упрощать работу специалистов.

Также Нозима Давлетова подчеркнула значимость в деятельности журналистов создание единого информационного Кодекса, инициаторами которого является АИМК. Основной целью Кодекса является унификация законодательства и сделать его более понятным для всех игроков медиарынка.

Как будет выглядеть Кодекс разъяснил Бахир Тошхуджаев, начальник отдела изучения и совершенствования нормативно-правовой базы в сфере информации АИМК.

Предполагается, что  Кодекс будет состоять из 10 глав и включать в себя 87 статей.  Разработан на основе структурирования семи основных законов регулирующих информационную сферу путем взаимной унификации:

-Закон «О средствах массовой информации»;

— Закон «О принципах и гарантиях свободы информации»;

— Закон «О гарантиях и свободе доступа информации»

— Закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью»;

— Закон «О прозрачности органов государственной власти»;

— Закон «О защите профессиональной деятельности журналиста»;

— Закон об информатизации.

В процессе планирования содержания Кодекса были и рассмотрены опыты зарубежных стран, так Узбекистан впервые сталкивается со случаями кодификации информационного законодательства. В связи с этим для изучения опыта российского законодательства, которое считается отчасти схожим с информационным правом, было использовано руководство по разработке Информационного кодекса, автором которого является Иллария Бачило, профессор РАН, доктор юридических наук.

В ходе подготовки Кодекса были систематизированы не только существующие статьи, но и изменены в соответствии с современными требованиями некоторые нормы, сфера действия которых на сегодняшний день сокращена по степени воздействия.

Также, благодаря изменению некоторых норм в соответствии с современными требованиями, некоторые обозначения были особенно выделены деталями. К их числу относится такжу понятие цензуры:

Статья 3 Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе

Цензура — требование предварительного согласования со СМИ в целях ограничения, запрещения распространения продукции СМИ, сообщений и материалов или их частей должностными лицами государственных органов независимо от формы собственности и организационно-правовой формы, в том числе изменение текста сообщений и материалов. (кроме материалов и интервью, которые он написал) или принуждение СМИ выполнить его просьбу.

Следовательно, нужно понимать какую ведущую роль играет понятие цензуры в журналистской работе. А знание своих прав и обязанностей помогут журналисту понять чувство ответственности за свои действия.  

Мохияхон Акромова

Фото М.ДЖАНГИРОВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Акбар Джураев стал серебряным призером Олимпийских игр Париж-2024

Представитель сборной Узбекистана по тяжёлой атлетике Акбар Джураев добавил в ряд своих наград и серебряную медаль Париж-2024. Узбекистанский спортсмен,...

Больше похожих статей