Пресс-служба Государственного налогового комитета (ГНК) опубликовала официальное сообщение, касающееся проверок, связанных с невыдачей потребительских чеков.
Поводом к нему стали публикации в социальных сетях, авторы которых говорят о выездных налоговых проверках, которые ГНК проводит в связи с невыдачей чеков.
ГНК поясняет, что при налоговом администрировании комитет опирается на два принципа:
- достижение равных условий для предпринимателей;
- сокращение доли теневой экономики.
Согласно анализу, который был проведен в Узбекистане международными финансовыми институтами и экспертами-профессионалами, доля теневой экономики составляет больше 50 процентов. И еще больше она в сфере торговли и оказания услуг, где показатель равен 70 процентам.
Поэтому в нашей стране, помимо иных современных инструментов налогового администрирования, сдерживающих теневую экономику, был создан и внедрен институт общественного контроля за невыдачей чеков, а также за отказом в реализации товара при расчетах с пластиковых карт или завышение цены при их использовании. Для этого ГНК создал мобильное приложение Soliq, через которое производится прием обращений граждан по этим и другим фактам выявленных правонарушений.
Граждане уже приняли активное участие в борьбе с теневой экономикой. С начала года 13 тысяч граждан направило в ГНК более 66 тысяч обращений.
При этом ГНК уверяет, что все проверки ведутся на основании тщательно изученных обращений граждан.
Каждый чек, который выдается онлайн-ККМ отражается в базе данных налоговых органов, поэтому достоверность жалоб заявителя тут же проверяется с помощью дистанционного сопоставления предоставленной им информации и показателей онлайн-КММ, который использовался продавцом товара или услуги.
Именно это дало основание для отклонения около 30 тысяч обращений. При этом проверка остальных обращений показала, что в 97% случаев граждане жалуются на невыдачу чека вполне обоснованно.
Меры, которые ГНК принимает согласно установленной налоговой политике, направлены только на укрепление дисциплины платежей, которые идут в государственный бюджет. Наказание налогоплательщиков в эту политику не входит.
Поэтому, начиная с 1 июня текущего года вводится возможность для предпринимателей своевременно устранять недочеты до того, как к ним начнут применяться меры ответственности:
- После первого обращения по поводу нарушения со стороны какого-либо предпринимателя, независимо от формы собственного его предприятия, с ним будет проведена профилактическая беседа, а также он получит официальное уведомление о том, что вести делопроизводство нужно в соответствии с требованиями законодательства. Финансовые санкции в первый раз применяться не будут.
- Если после этого на него будут продолжать поступать жалобы, то уже со второй жалобы, которая пройдет установленную проверку, к предпринимателю направятся сотрудники налоговой службы, которые проверят его деятельность на месте.
- А пока идет процесс принятия решения в отношении предпринимателя по результатам проведенной или проводимой налоговой проверки, повторные обращения со стороны граждан в отношении данного предпринимателя рассматриваться не будут.
- Один гражданин не может отправлять в ГНК более двух обращений в течение 24 часов, а также более 1 обращения с 1 торговой точки в течение 30 календарных дней.
- Если обратившийся гражданин является сотрудником органов государственной налоговой службы, его сообщения о правонарушениях предпринимателей не будут вознаграждаться.
Данные изменения призваны оказать содействие в соблюдении требований налогового законодательства и на основе принципа «Налоговик-помощник».
ГНК сообщает, что будет принимать в отношении недобросовестных предпринимателей действенные меры контроля, а также будет поощрять граждан, которые требуют чеки и содействуют борьбе с теневой экономикой.