В 2020 году UzAuto Motors побил свой исторический рекорд по производству, произведя более 280 тысяч автомобилей, тем самым добившись свободной продажи всех моделей. Но пандемия и глобальный кризис микрочипов внесли свои коррективы, снизив производственные объемы 2021 года, что привело к задолженности перед покупателями на начало 2022 года более 89 300 автомобилей.
15 февраля на совещании под председательством Президента Шавката Мирзиёева, посвященном вопросам автомобильной промышленности был принят ряд важных решений. В частности, глава государства дал поручение до 1 мая текущего года полностью разобраться с проблемами очередей на покупку автомобилей.
Безусловно, компания прилагает все усилия по насыщению рынка необходимым объемом машин – завод работает на полную мощность и с конвейеров предприятий ежедневно сходит более 1 000 автомобилей.
Для наращивания объемов производства в марте-апреле посредством авиасообщений было поставлено 656 тонн комплектующих для дополнительных 4 200 автомобилей. По согласованию с АО «Uzbekistan Airways» были также организованы чартерные рейсы для доставки наиболее критичных автокомпонентов.
Заранее созданные резервы комплектующих, содержащих микрочипы, позволили избежать длительных спадов объема производства. Для решения проблем грузоперевозок были решены на правительственном уровне вопросы приоритизации перевозок грузов UzAuto Motors. Оптимизация логистических цепочек позволила сократить время поставок комплектующих с Республики Корея с 45 до 38 дней, а перевод поставок из Китая с железнодорожного на автомобильную перевозку сократил транзит с 55 до 20 дней.
Эти и другие беспрецедентные меры позволили обеспечить максимум поставок автомобильных комплектующих деталей, что в свою очередь обеспечило бесперебойную работу завода. Обеспечить дополнительные поставки полупроводников и произвести больше автомобилей, чем было спрогнозировано в условиях кризиса, позволили переговоры с президентом GM International Стивеном Кифером и рядом производителей микрочипов — объем поставляемых комплектов был увеличен с 14 000 до 20 000.
Результатом переговоров с партнерами также стало увеличение объема поставок импортных комплектующих автомобиля Lacetti c 6 000 до 8 000 машинокомплектов, а на автомобили Damas с 6 000 до 8 000. Также, были достигнуты договоренности с более 30 поставщиками дефицитных комплектующих, позволяющие увеличить объемы производства.
В результате модернизации производственного оборудования и оптимизации технологических процессов были значительно увеличены и производственные мощности UzAuto Motors. В частности, за счет оптимизации процессов на линии сварки автомобилей Lacetti суточный объем производства увеличен на 28%. За счет совершенствования и роботизации технологических процессов при производстве автомобилей Cobalt ежедневная производственная мощность данной модели была увеличена на 22,5%. Кроме того, в результате усовершенствования окрасочного цеха, за счет расширения печи для сушки и улучшения процесса обработки нижнего защитного слоя кузова, удалось увеличить объем производства на 15%. В результате, объем производства автомобилей Lacetti/Cobalt/Spark на заводе в Асаке составило 19 200 в месяц, а на заводе в Хорезме до 9 000 автомобилей Damas/Labo в месяц.
Кроме того, для сокращения сроков поставки автовладельцам со стороны UzAuto Motors намечается запуск производства новой комплектации автомобиля Cobalt, которые также будут поставляться покупателям с мая текущего года.
Достижение прежнего допандемийного уровня объема производства на сегодняшний день уже позволило передать потребителям 92% от общего числа законтрактованных на начало года автомобилей (более 82 300 автомобилей) с опережением от заявленного в договоре срока на несколько месяцев. Более 2 700 уже произведенных автомобилей находятся в пути к потребителям, а оставшиеся 4 300 единиц в процессе производства, что обеспечит выполнение поручения до 30 апреля. Всего с начала 2022 года по настоящее время владельцам передано более 104 000 автомобилей (в т.ч. и премиального сегмента), что составляет более 1/3 общего производственного объема автомобильного завода.
Возобновление контрактации в марте текущего года со сниженным авансовым платежом с 85% до 50%, а также стабильность стоимости автомобилей и их доступность сделали их выгодной инвестицией и привели к резкому увеличению спроса. Высокая активность лиц, приобретающих автомобили с целью перепродажи вынудили компанию включить в условия договора право на отсрочку поставки автомобилей подобным клиентам на дополнительные 4 месяца, что привело к значительному сокращению заказов для потенциальных перепродаж.
Существенный вклад в аномальные темпы роста спроса на автомобили во многом обусловлен существенным снижением стоимости отечественных автомобилей в долларовом эквиваленте, из-за чего ряд покупателей рассматривают приобретение автомашины в качестве финансового инструмента. В то же время по поручению Главы государства с февраля текущего года более чем в два раза были снижены таможенные ставки на ввоз импортных автомобилей. Либерализация авторынка, а также наличие широкого ряда конкурентов на внутреннем рынке не снизили популярность автомобилей Chevrolet: если в март-апреле 2021 года на приобретение автомобиля было заключено около 33 400 договора, то в этом году этот показатель уже составил около 82 000 (темп роста в 2,4 раза).
Все предпринятые компанией меры в условиях глобальных и геополитических кризисов в комплексе позволили своевременно закрыть обязательства перед покупателями и создать «запас» – на данный момент в дилерских центрах имеется около 2 000 автомобилей в наличии, в том числе более 1 000 автомобилей Nexia.