Разъяснение прозвучало в ходе недавнего пресс-тура, организованного информационно-аналитическим медиа центром акционерного общества “Узбекистон темир йуллари” в филиал АО “O’ztemiryo’lyo’lovchi”. Тема встречи с журналистами — техническая и технологическая подготовка пассажирских вагонов перед выпуском в рейс.
Данный Филиал является единственным депо в Узбекистане по подготовке пассажирских вагонов в соответствие с суточным планом, который составляется с учётом действующего графика движения и формирования поездов, а также технологического процесса работ.
Журналистам было разъяснено, что после высадки пассажиров на вокзале пассажирский поезд подают именно сюда, для технического и санитарного осмотра, определения объема требуемого ремонта и санитарной обработки. Это специализированный путь, (среди работников именуется, как 16-ый путь). Здесь же выгружается и отправляются на дезобработку или в механически-химическую чистку использованное постельное и вагонное белье (простыни, наволочки, полотенца, чехлы с матрацев, занавески, шторы и т.п.). Чайная посуда передаётся в для чистки и мытья. Также здесь осуществляется прием и сдача проводниками пассажирских вагонов.
Филиал имеет свой прачечный цех, куда выгружается, и отправляются на дезобработку или в механически-химическую чистку использованное постельное и вагонное белье.
К слову сказать, данный цех открылся всего 3 месяца назад. Ранее, для стирки и обработки белье отправлялось в частный сектор оказывающий данный вид услуг. В новой прачечной установлены стиральные машины, которые предусматривают стирку с загрузкой белья от 30 до 100 кг. Здесь же имеется аппарат для химической чистки белья. В Филиале также имеется цех по пошиву постельного, вагонного белья и определенные виды униформы для железнодорожников.
После санитарно-технического осмотра пассажирский состав при необходимости переформировывают, часть вагонов подают в депо или на ремонтные пути. Состав, полностью сформированный по схеме, установленной графиком движения поездов, обмывают снаружи и тщательно осматривают. После осмотра и выявления неисправностей производят необходимый текущий ремонт подвижного состава, для чего создаются бригады по выполнению разных видов работ:
• ремонт автотормозов;
• по ремонту ходовых частей, ударно тяговых приборов и переходных площадок;
• по ремонту внутреннего оборудования и кузовов вагонов;
• по ремонту системы отопления, водоснабжения и кипятильников;
• по ремонту электрооборудования, систем вентиляции, холодильных установок, систем отопления и аккумуляторных батарей;
• по ремонту радиооборудования;
• по ремонту редукторно-карданных приводов генераторов.
– Это один из важных этапов подготовки пассажирских поездов в рейс, – говорит Мадамин Ачилов заместитель начальника Филиала по эксплуатации пассажирских вагонов. – На этом пути проводится техническое обслуживание, т.е. проводится осмотр автотормозного оборудования, ходовых частей, внутреннего оборудования, уборка и проведение дезинфекционной обработки. В завершении всех работ, согласно плану формирования пассажирские поезда направляют на станцию отправления Ташкент-Южный либо на станцию Ташкент-Центральный. В среднем в сутки проводится обработка порядка 7-8 поездов.
Отдельные бригады занимаются экипировкой пассажирских поездов постельными принадлежностями и инвентарём, топливом, водой, уборкой вагонов, сан.узлов, а также мойкой кузовов.
Одним из волнующих пассажиров вопросов, как будет подготовлены системы кондиционирования воздуха в вагонах в жаркие периоды времени года.
По словам начальника Филиала по технической и технологической подготовке Шавката Нурматова, в данное время, при ремонте вагонов постепенно заменяется старая система кондиционирования с 54 вольт на 110-вольтную. Это позволит увеличить охлаждение вагонов на 15-25%. Но при этом он отметил, что имеются вагоны в конструкциях которых не предусматривается системы охлаждения.
Также представители средств массовой информации посетили специализированный учебный вагон, который снабжен всеми необходимыми наглядными пособиями для проведения учебных технических занятий, повышения квалификации, как действующих, так и молодых специалистов.
Журналистам также подробно разъяснили процесс формирования составов для отправки в рейс. Было подчёркнуто, что классность поездов определяется длиной пути следования. Таким образом, составы, проходящие 1000 и более километров, считаются поездами дальнего следования. Такие поезда имеют в составе СВ-вагоны, купе и плацкартные места.
Также, специалисты рассказали о видах ремонта и их периодичности. Пассажирский вагон с пробегом 150 тысяч км отправляется на определённое техническое обслуживание (ТО-3), при прохождении которого (приблизительно каждые 6 месяцев) проводится проверка на исправность запасных частей и комплектующих вагона. Через каждые 300 тыс.км пробега производится деповской ремонт пассажирских вагонов. Средний срок эксплуатации вагона согласно нормативам составляет 41 год. Стоит отметить, что в ведении Филиала находятся порядка 300 эксплуатируемых пассажирских вагонов, плюс те вагоны, которые находятся в процессе ремонта.
Не прошел стороной интересующий журналистов вопрос о различиях в деле подготовки международных и местных пассажирских поездов. Требование к пассажирским поездам международного направления отличаются от местного, особенно в последнее время.
В пассажирских поездах дальнего следования согласно новым стандартам требуется установить био-туалеты. В связи с этим, в данное время АО «Ташкентский завод по строительству и ремонту пассажирских вагонов» на основании договоров проводит деповской и капитальный ремонт вагонов с установкой био-туалета , которые предположительно будут установлены в поездах международного сообщения.
Кроме того, отмечалось, что в пассажирских поездах дальнего следования предусматривается трехразовое горячее питание в вагонах-ресторанах. Ожидается, что предпринятые меры, позволят поднять качество сервиса в поездах дальнего следования на новый уровень.
М.ДЖАНГИРОВ, фото автора
Написано красиво. И хотелось бы верить в это. Однако на практике все далеко не так. Часто езжу поездами в Маргилан, Андижан. Немытый замызганный вагон, окна до такой степени грязные, что сквозь них ничего не разглядеть. Двери туалетные и межвагонные сломаны, туалетное оборудование раскурочено. Зарядники и гнезда наушников уже давно не работают. Одно радует — проводники хорошие, вежливые и чай дают.
Хватит заниматься реставраций старых ещё Советских вагонов. Закупите новые современные вагоны для дальнего следования поездов. Стыдно даже самим пассажирам ехать в таких вагонах , когда другие смотрят на наши вагоны как на ретро из далекого прошлого. И когда наконец откроют движение поездов в сторону России?