Неоправданно, непонятно СМИ Узбекистана не обратили внимание на прошедшую в Ташкенте конференцию «Православие и Ислам: сохранение традиционных семейных ценностей в современных условиях глобализации».
Инициаторами общественного обсуждения этой важной темы были Ташкентская и Узбекистанская епархия Русской Православной Церкви и Духовное Управление Мусульман Узбекистана при поддержке Комитета по делам религий при Кабинете Министров Республики Узбекистан. Действенную помощь им в проведении данного благого дела оказали Международный женский общественный Фонд «Sharq Ayoli » — «Женщина Востока», а также Русский культурный Центр Узбекистана.
Несомненна актуальность обсуждения этой важной темы – сохранения традиционных семейных ценностей в современных условиях глобализации – сквозь призму религиозных верований двух авраамических религий – христианства и ислама. Наши религии устанавливают ценность взаимной верности супругов, любви, рождения и воспитания детей, почтения к старшему поколению и заботы о нём.
Существуют внешние силы, которые пытаются подорвать нравственность в обществе, под видом блага принести в семьи разлад, конфликты, неуважение друг к другу. Подвергаются ревизии даже незыблемые понятия: отец и мать, папа и мама, которые предлагается заменить номерами: родитель 1 и родитель 2. Под угрозой само понятие брака как союза мужчины и женщины. А также и основа земного счастья и долголетия – послушание детьми старших, как об этом свидетельствует заповедь Божия, данная через пророка Моисея: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы было тебе хорошо, и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе» (Исх. 20:12).
В Новом Завете Иисус Христос, а также его ученики-апостолы в своих посланиях неоднократно обращаются к устроению семей христиан на принципах самоотверженной любви и верности.
Священным Кораном мусульманам предписано строить семью на основе взаимного согласия и любви, поскольку только в семье, где царят любовь и взаимное уважение, могут сформироваться личности с высокой нравственностью.
Вызывает обеспокоенность, что даже в современном Узбекистане с его вековыми устоями имеет место такое явление как разводы, хотя, по сравнению с Россией и других стран постсоветского пространства, этот показатель незначителен. Совместными усилиями религиозных лидеров Православия и Ислама предстоит сделать все возможное, чтобы сохранить семью в ее истинном смысле.
На конференции многократно отмечалось, что подрыв многовековых семейных устоев может привести к деморализации общества и существенным издержкам.
На конференции участники из Узбекистана, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и России рассмотрели различные аспекты этой проблемы, что поможет в очередной раз подчеркнуть важность сохранения традиционных семейных ценностей как фактора социального благополучия общества.
Большой интерес вызвало выступление Усманходжаева А.Х. – организатора и директора «Фонда муфтиев Бабахановых» «Духовное состояние семьи – забота государственных и общественных организаций Нового Узбекистана».
Тут уместно напомнить, что Амирсаид Халимович Усманходжаев является внуком Муфтия, первого председателя Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана Имама Эшона Бабахана, по инициативе которого в тяжелый 1943 год в Ташкенте, в его доме в махалле Хасти Имом, состоялся первый курултай мусульманского сообщества региона.
Предлагаемые ниже заметки составлены на основе этого выступления А.Х. Усманходжаев на этой конференции.
В Стратегии Нового Узбекистана приоритетное значение придается формированию у молодежи здоровых убеждений, укреплению межнацио-нального согласия и взаимоуважения, сохранению традиционных семейных ценностей, улучшению духовно-нравственной атмосферы в семьях.
Необходимо отметить, что в начале этого года на видеоселекторном совещании по вопросам кардинального совершенствования системы духовно-просветительской работы, было обращено внимание на усиление взаимодействия государственных органов и общественных организаций в этом процессе. Глава государства отметил: «Если экономика – организм, обеспечивающий жизнедеятельность общества, то духовность – его сердце и душа». В своей речи уважаемый Шавкат Мироманович назвал главную суть идеологии страны: «Идеологией создаваемого нами Нового Узбекистана будут доброта, человечность, гуманизм. Когда мы говорим об идеологии, то имеем в виду, прежде всего, воспитание разума, воспитание национальных и общечеловеческих ценностей. В их основе лежат тысячелетние жизненные представления и ценности нашего народа». В этой связи мы, ННО, совместно с госорганами будем ответственны за успешную реализацию концепции «Новый Узбекистан – просвещённое общество».
Сегодня в мире процессы глобализации несут для человечества как беспрецедентно новые возможности, так и непредвиденные проблемы. В эпоху стремительного развития информационных технологий интернет становится важнейшим институтом социализации, просвещения, в определенной мере замещая сложившиеся нормы. Непредвиденной проблемой стал обширный объем в интернете негативной информации угрожающего, и неприличного содержания. Эта легкодоступная в сети интернет информация, пагубно влияет на неокрепшую психику ребенка, оказывает вредное воздействие на духовное и физическое развитие детей.
С сентября 2017 года у нас в стране действует Закон Республики Узбекистан «О защите детей от информации, наносящей вред их здоровью».
Основной задачей данного Закона является – защита детей от влияния мира взрослых, к которому они пока не подготовлены в силу уровня своего развития, а также создание благоприятной среды для их постепенного созревания и взросления.
В Конституции Республики Узбекистан отмечается, что «Родители обязаны содержать и воспитывать детей до их совершеннолетия». Когда через интернет проникают аморальные бациллы нравственного разложения, вирусы бездуховности, то задача родителей — уметь привить детям иммунитет против этой заразы. Однако, для проведения этой сложной вместе с тем важной воспитательной работы родители сами должны быть духовно и морально подготовлены.
Известно, что на формирование комплекса жизненных целей и ценностей личности влияет большое количество разнообразных факторов и свойств характера человека. Республиканским Центром духовности и просветительства совместно с министерствами образования разработана Единая концепция непрерывного духовного образования. При подготовке этой концепции использована книга на узбекском языке «Узингни англаб, одоб сакла» в переводе означает «Познав себя, поступай нравственно». В этой книге собраны материалы, которые помогут каждому члену семьи дополнить духовные знания, познать себя, познать свойства характера ангела, скота, хищных зверей и чёрта, заложенных Творцом при формировании в утробе матери каждого родившегося и живущего на земле конкретного человека. Развитие каждого из свойств характера зависит от воспитания в семье, от уровня образования и форм общения в обществе.
По инициативе председателя Международного фонда «Шарк Аёли» Саодат Турсунбаевой эта книга была подарена каждому воспитателю и воспитаннику подростковой колонии №24 в Зангиатинском районе, каждой воспитаннице и наставницам специализированной школы интерната для девочек в Чиназском районе, десяткам библиотек махалли и школ Ташкентской, Андижанской, Джизакской, Наманганской, Самаркандской областей.
Согласно указу Президента Узбекистана от 18 февраля 2020 года, Министерство по поддержки махалли и семьи является уполномоченным органом по разработке и реализации единой государственной политики в сфере поддержки семьи. Создавая сильное гражданское общество, государство прежде всего, опирается на систему махалли. Поэтому особое внимание уделяется обеспечению стабильности социально-духовной обстановки в махаллях. Президент как-то отметил, что: «Махалля — это уникальная социальная структура, которая служит мостом доверия между народом и государством, учит человека быть частью общества, воспитывает его в духе толерантности…Сегодня каждый человек, живущий в нашей стране, независимо от его национальности, языка, вероисповедания, не представляет свою жизнь вне махалли… Если будет меняться махалля — изменится все общество».
На сегодняшний день в Узбекистане насчитывается более 10 тысяч махалли, в которых проживают примерно около десяти миллионов семей. Новые махалли уже не ограничены кварталом частных домов, сейчас в форме махалли выступают также группы многоэтажных домов.
Для образования духовно сильной основы Нового Узбекистана само время требует анализа социально-духовной обстановки в махалле и в каждой семье. Сотрудники и актив махалли должны обеспечить здоровую и стабильную социально-духовную среду, мира и благополучия в махаллях и семьях.
За последние три десятилетия усилилась религиозная активность населения, особенно молодёжи. Необходимо помнить, что идейный враг не дремлет. Создав нездоровую обстановку в Сирии и Афганистане, группы невежд из мусульманских стран под прикрытием «за чистоту исламской веры» при поддержке злых сил Запада организовали под различным названием экстремистские религиозные течения и террористические организации типа ИГИЛ, которые своей жестокостью стали коварными врагами человечества. Вербовщики ИГИЛ запустили свои щупальцы и в нашу республику. На них попадаются бездуховные наши жители. Этого мы не должны допустить.
Нам важно не только увидеть опасность социальных катаклизмов, усиление бездуховности, но и предпринять меры, которые позволят уберечь общество и оградить подрастающие поколения от морального опустошения и деградации. Нам нужен не отказ от знакомства с Кораном и хадисами, а их изучение, позволяющее обогатить воспитательный процесс. Священные книги трёх аврамических религий проповедуют универсальные духовно-нравственные ценности, встречаются схожие сюжетные линии и действующие лица. Об этом должен знать каждый христианин и мусульманин. Сегодня в образовании духовно сильной ячейки общества крайне необходима поддержка и забота Министерства, и в этом вопросе будет полезным совместная работа с Комитетом по делам религий при Кабинете Министров.
По результатам анализа социально-духовной обстановки в махалле и в каждой семье, для повышения эффективности духовно-просветительской работы в махаллях необходимо проявить заботу о духовном состоянии каждой семьи, оказать практическую помощь членам семьи по освоению полезных духовных знаний, давать советы молодым при подготовке к созданию новой семьи, предостерегать молодых от разводов.
Сегодняшние бабушки и дедушки, их взрослые дети, в бывшем СССР жили под воздействием идеологии воинствующего атеизма, который не позволял им получить духовное образование и воспитание. Поэтому между поколениями образовался вакуум, Этот вакуум нужно заполнить недостающим духовным образованием.
Говоря о воспитании духовности, уважения к религиозным ценностям в исламской культуре, как и в других вероучениях, совесть является основой человеческих взаимоотношений, для которых должна быть характерна честность, правдивость, ответственность, доброта. Мусульманин совестлив перед самим собой, обществом, Аллахом. В мусульманских семьях, следующих Корану и хадисам, господствуют уважение и верность. Издревле исламское общество не принимало плутовства, бесчестия, обмана, неблагодарности, неуважения к старшим.
Будет правильным с детского возраста прививать детям положительные качества характера человека такие как: — уметь ценить жизнь, стремиться творить добро, толерантное отношение к людям других вероисповеданий, расы и национальности, сохранение традиционных семейных ценностей.
Нравственные и моральные ценности, освоенные детьми в семье в раннем детстве, будут влиять на его будущую семью, на его окружение и, наконец, на общество в целом. Духовно крепкая, морально здоровая, дружная семья, как важная часть, нашего государства будет в состоянии, если
1.Формировать у молодого поколения духовно-нравственные, этические, национальные и общечеловеческие ценности, уважение к родителям и людям старшего поколения.
2.Повысить воспитательный и культурно-образовательный потенциал семьи.
3.Развить семейные традиций, направленные на укрепление семейной сплоченности, сохранение и поддержание взаимосвязи между поколениями в семье и в роду.
4.Научить молодых мудрости, отвечать на зло только добром.
5.Формировать у подрастающего поколения чувство доброты, человечности, патриотизма, гуманизма, преданности Родине и своему народу.
Махалля изменится тогда, когда каждый член семьи осознает плюсы и минусы свойств своего характера, познает Творца и духовную основу Священных писаний, повеления и запреты православия и ислама.
В условиях глобализации традиционные семейные ценности нельзя сохранить только призывами, рекомендациями совещаний или конференций. Нужны новые подходы.
В июле 2020 года Министерство поддержки махалли и семьи проявило инициативу, организовав встречу с руководителями Негосударственных некоммерческих организаций. Были определены направления совместной деятельности, разработан проект меморандума. Помешали пандемия коронавируса и введённый карантин. После данной конференции надеемся на продолжение работы.
Мы совместно должны добиться, чтобы каждый член семьи осознанно подошёл к свойствам своего характера, сумел побороть и вытеснить из себя плохие качества, оставив в себе только качества ангела. Положительное изменение духовного состояния семьи и махалли, потребует ежедневного кропотливого труда всех структур министерства и общественных организаций.
Для выведения на качественно и содержательно новый уровень духовно-просветительской работы в обществе, я предлагаю Министерству поддержки махалли и семьи:
1. Совместно с Ташкентской и Узбекистанской епархией, Управлением мусульман Узбекистана разработать учебную программу по духовному образованию актива махалли и семьи.
2. Рассмотреть возможность издания книги “Узингни англаб, одоб сакла”, выступить через книгу с обращением к дедушкам и бабушкам, отцам и матерям.
3. Совместно с Россотрудничеством, Ташкентской и Узбекистанской епархией организовать перевод книги на русский язык и довести эту книгу через махалли до каждой русскоязычной семьи.
4. В целях выполнения концепции «Новый Узбекистан – просвещённое общество» совместно с Фондом Муфтиев Бабахановых составить «Программу создания духовно сильной семьи и дружной махалли»,организовать семинары для сотрудников и актива махаллей, занимающихся вопросами духовности и просветительства.
Я считаю, что успешная реализация этих планов и программ будет нашим вкладом в выполнение Стратегии Нового Узбекистана.
А.Х. Усманходжаев, Директор фонда «Муфтиев Бабахановых»
Фотографии представлены пресс-службой Ташкентской и Узбекистанской епархией Русской православной церкви.
«Неоправданно, непонятно СМИ Узбекистана……..» , в н.в: Демократия, Гендерное равенство, Негатив и Шоумены и т.п — Инновационно, какие СМИ.
Атеистическая идеология запустила человека в космос и создала государство, объединившее сотни народностей и десятки народов. Государство занимало 1/6 суши.
Не надо впаривать людям религию под видом блага. Нет в ней никакого блага. Только тормоз развития и религиозные предрассудки.