back to top
13.7 C
Узбекистан
Пятница, 20 сентября, 2024

Почему архитектура Узбекистана вырождается? В чём причины и проблемы

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
6,820ПодписчикиПодписаться

Состояние современной архитектуры, некомпетентное градостроительство вызывает беспокойство у по-настоящему профессиональных архитекторов. Отсутствие ярких личностей и авторских работ говорит о деградации архитектуры в республике, как самостоятельного творческого направления. Своим мнением о проблемах архитектурного образования и профессиональной деятельности в своей статье делится архитектор Равшан Салимов, считающий, что архитектуре нужен архитектор.

         В архитектурной специальности всё острее и острее нарастает сложная ситуация, проистекающая, главным образом, из-за отсутствия в течении многих лет попыток проведения продуманных и эффективных реформ по совершенствованию и адаптации профессии к условиям современного развития, идеологическим и экономическим приоритетам Республики.

         Видимые проявления кризисной ситуации, всем известны, но для точности можно назвать некоторые из них, это:

  • Острейшая нехватка квалифицированных специалистов, способных осваивать и внедрять новейшие строительные технологии в Республике,
  • Отток людей из профессии, и потеря её привлекательности у молодых и самых способных претендентов,
  • Отсталость ВУЗовского образования, застрявшего где-то на уровне 70 годов с учебными стандартами. Образование сегодняшнего дня культивирует больше дизайнерство чем архитектурную инженерию,
  • Отсутствие деятельности Союза Архитекторов Республики – важнейшего консолидирующего и развивающего органа, без которого трудно надеяться на какие-либо позитивные преобразования в профессии,
  • Подчинённость профессии целому ряду административных, надзорных и хозяйственных органов, низводящих роль архитектора до уровня чертёжника и технического исполнителя, обслуживающего мнения далёких от профессии людей.

         В результате, профессия продолжает стремительно вырождаться. В ведущих проектных институтах OzShaharsozlikLiti (УзНИИПИГрадостроительства), TashGiproGor (TашГипроГор), ТоshkentBoshPlanLiti (ТашНИИПИГенплан) в связи с постоянным сокращением объёма работ, кадрового состава проектировщиков, низких зарплат, потери профессиональных стимулов и перспектив,  не осталось необходимого производственного и творческого потенциала для продвижения инициатив и разработки достойных инновационных  проектов в духе лучших примеров нашего национального зодчества, примеров, которыми мы гордились ещё совсем недавно и которые столь необходимы нам сейчас для качественного преображения облика наших городов.   

         За относительно короткий период времени, примерно  с 1994 – 2000 гг в Республике, вместе со своими институтами, перестали существовать, целые специализации, такие как архитекторы, типологи и климатологи (ТашЗНИИЭП), разрабатывавшие адаптивные свойства современной архитектуры к условиям жаркого климата и высокой сейсмики. Перестали существовать  реставраторы и специалисты по восстановлению  памятников архитектуры (УзНИИПИреставрации), архитекторы-ландшафтники и паркостроители. Мы лишились многих образцовых групп инженеров-смежников,  работавших вместе с этими архитекторами в единых авторских коллективах.  

         Негативнее всего кризисность специальности отразилась, пожалуй, на уровне ВУЗовского образования, где из-за отсутствия специалистов нужного уровня и неспособности учебного заведения к инновационным реформам, произошла подмена самой сути и содержания профессии.

Архитектора теперь не воспринимают как специалиста с развитой инженерной и гуманитарной подготовкой, призванного решать сложный комплекс инженерных и планировочных вопросов.

         Архитектор  ныне – это просто дизайнер с некоторыми знаниями строительных норм. Специалист по изготовлению красивых компьютерных картинок. Другими знаниями, как следует из нынешних реалий, архитектору владеть не обязательно, переадресовывая их, по всей видимости, на «плечи» всё того же компьютера.

         Всякая архитектура, в Европе или Азии, в северных или южных широтах ─ есть производное от  природно-климатических особенностей того географического региона, где она сформировалась как архитип, как форма, как принцип внутреннего и внешнего построения здания, обеспечивающий климатическую защиту и комфорт. Так складывалась зодческая культура во всех странах мира и так она продолжает развиваться и совершенствоваться до сих пор, наследуя главные климатические признаки и культурные традиции своих народов в преемственном ключе с новейшими технологиями и достижениями науки. В этом наследовании заключаются основы архитектурной  философии и смысл профессии.

         Национальная школа современной архитектуры Узбекистана, в том виде в котором она сложилась к началу 90-х годов — это уникальный опыт и знания, которые добывались усилиями нескольких поколений архитекторов Республики, ряда специализированных научно-исследовательских институтов, разрабатывавших не только теоретические основы  архитектуры  в жарком климате,  но и экспериментальные проекты, такие как 16-ти этажный жилой дом «Жемчуг» (арх.О.Айдинова, 1984 г), жилой комплекс в микрорайоне Ц-27  «Гунча» (арх.Г.Коробовцев, 1973г.), экспериментальная средняя школа №110 (1969 г.) в Ташкенте и многие другие объекты.

         Эта наука — наше богатство. Это те знания и опыт, которые могли бы помочь в преодолении сегодняшних кризисных ситуаций в профессии, поднять её престиж и качество на новый и достойный уровень. Создать особую, не заимствованную, а свою, оригинальную отличительность, в архитектуре и градостроительстве, когда сама форма и размерность зданий, их  основные конструктивные признаки, говорили бы о преемственности традиций, и идейном богатстве зодческой культуры, таланте народа, умеющего сохранять и обновлять своё наследие в ногу со временем.

                    К сожалению, этот потенциал и возможности классической архитектурной школы и её носителей продолжает игнорироваться и не участвует в должной мере ни в практическом проектировании, ни в образовании, ни в научно-изыскательской деятельности.  

          Когда старые понятия уже не работают, а новые ещё не созданы, когда осуществляются широкомасштабные реконструктивные мероприятия без концептуальной основы, необходимо задуматься над тем, какая же архитектура и какие архитекторы нужны сегодняшнему Узбекистану. Нужна ли нам своя аутентичная архитектурная школа, благодаря которой нас знают в мире как страну с глубокими зодческими корнями, или лучше продолжать заимствовать опыт чужой иностранной архитектуры универсального типа, испытанный и доступный, но безотносительный к климату, природе, национальным традициям и зодческой культуре?

         Нужны ли нам свои аналитики-урбанисты, те кто занимается развитием города и целой агломерации как взаимосвязанной системой в которой несбалансированные изменения в одной части неминуемо ведут к изменениям в каких-то других частях, кто может  моделировать прогрессивные и предупреждать регрессивные тенденции в развитии градостроительных структур, исключать конфликтность ситуаций, неэффективность капитальных вложений,  нерациональное использование земель и т.д. или мы будем пользоваться всякий раз услугами привозных специалистов, таких же безотносительных к нам и к нашим ценностям, как и в первом случае?

         Сколь ни была бы сложна проблема реформирования национальной архитектурной школы, и как бы ни развивались события, в плане тех или иных концептуальных предпочтений, с чего-то начинать необходимо, и в качестве первоочередной инициативы разумным представлялось бы восстановление Союза Архитекторов Республики,  как деятельной и консолидирующей организации, которая отвечала бы не за безликое и неприметное существование профессии, а за её прогресс, новые качества и признание в мире. Необходим съезд архитекторов, который оценив все назревшие проблемы и альтернативы смог бы разработать и принять проект дорожной карты возрождения специальности, концепцию ее развития, соответствующую государственным приоритетам и динамичным условиям экономических преобразований.

Архитектор Равшан Салимов

13 КОММЕНТАРИИ

  1. Грамотный анализ. Его бы услышали там, наверху. Ломать не строить. То, что убито за годы Мустакиллика, вряд ли возродится. Целое поколение ушло. И это касается не только архитектуры, Во многих отраслях такое. Не хочется сыпать соль на рану. И смириться не хочется. Дилемма..

  2. Какая своевременная статья! Архитекторы 80’90-х годов в Узбекистане были одними из лучших если не лучшие в СССР, имели высокий авторитет и в Мире. Уникальные Цирк, Панорамка, Дом кино, дворец Дружбы народов, киноконцертный комплекс Зеравшан, Музей геологии, выставочные залы, ледовый дворец Юбилейный! Где традиции, где новые идеи, воплощенные в жизнь?

    • К вашему сведению-сразу после землетрясения 1966 года город застраивался грамотно спроектированными зданиями с учётом нашего климата!!!И системы затенения зданий тогда учитывалась,что влекло за собой экономическую выгоду при охлаждении помещений кондиционированными системами!
      А сейчас???Новые жилые дома не имеют систем затенения,и как следствие-перерасход электроэнергии,и бешеная нагрузка на электросети!!!!!!

    • Дружище, Вы правы, я тоже архитектор или стараюсь им стать к своим 50 ти, особенно про институты верно замечено, добавлю руководят ими невежды полные, я сам из Ташгипрогора, это еще одна проблема или причина в вашу копилку

      • Ага, Вы посмотрите что они сделали с КОМСОМОЛЬСКИМ озером. Это полный абсурд. Превратили парк не знаю во что. И они только часть парка освоили. А вторая по что превратиться

  3. Да, обидно за страну. Я конечно патриот, и приятно когда к нам едут туристы, но скоро у нас будет город с Китайскими небоскрёбами. И пустующими жилыми комплексами.
    А там и туристам смотреть будет не интересно.
    Очень жаль.

  4. Равшан, Вы взяличь за невероятно сложную тему. К проблеме нашей професси не обращались более 40 лет. Вы прмнитк как говорили у нас на факультете, в далекие времена 1966-1971гг. — «Архитектура не профессия, а образ мышления!» нас учили мыслить, нам говорили о важности воспитания в себе чувста Места. Нам говорили, что рука архитектора, это продолжение его мозга, она воплрщает его мысли, материализуя их на бумаге. Вы поавы, Вы чертовски правы о произошедшей деградации в образовании арзитектора. Разве современные студенты знают о том, как ичто говорили и писали арзитекторы о профессии в прошлые годы. Вкдь сколько шума наделали в проф. Среде книги И.С. Николаева «Профессия Архитектора» и Ж. кандилиса ° «Ствть арзитектором». А какие прекрасные и глубокие размышления , просто откровения в книгах Ф.Новикова, А.Гутнова и В.Глазычева, А.К.Бурова , М.Г.Бархина.
    Всех изоб’единяет одно — понлощенность ппофессией. Это ушло, к огромному сожалению это следует констатировать. На кону трлько дееьги и выгодеость заказа…
    Равшан, Вы большой молодец! Вы постарались скрыть эмоции переполняющие Вас, изложить факты проблемы. Это очень члржео не в толстой унике, а короткой статье осветить такую непод’емную тему.

  5. Очень много текста, все мысли актуальны и трогательный. Хотя достаточно одного : все органы АРХИТЕКТУРЫ уже не имеют в своих названиях производного от слова АРХИТЕКТУРА. ( госАРХИТЕКТстрой — МИНСТРОЙ; ГУАС теперь ГУС; гл. Архитектор
    везде на 2 ом месте после начальника ) так что все так и есть. Из этой статьи можно повесть расписать. Думаю рано или поздно обстановка будет меняется в сторону старых, добрых времён, когда не было повода сожалеть о чем то сделаном, но всегда испытывались чувство удовлетворения и радости. Поддерживаю автора.

  6. Очень здорово! Все по делу! Ёмко! Чётко! Грамотно! Такие небезразличные люди нужны!!!

  7. Напомните пожалуйста, кто производит алюкобонд? И да, сейчас социализм (все для человека), или капитализм (прибыль любой ценой)?

  8. Равшан! Cпасибо за статью! Я защитила кандидатскую диссертацию по функционально-планировочной организации центральный районных больниц в условиях IV климатического района» , закончив аспирантуру при ЦНИИЭП жилища.
    До сих вспоминаю кто со мной учился в нашей группе , окончивших в 1969 году архитектурном факультете ТАШПИ, Шамузафаром Анвар — переехав в Москву стал зам. председателем Госстроя СССР , Куранов Александр -ведущий архитектор Узбекистана -автор многих зданий Ташкента, Смирнов Борис -защитил диссертацию ( ныне покойный), Скрябина Айта-работала в Госстрое Якутской АССР. Ломоносов Геннадий и многие другие — все они оставили яркий след в архитектуре Ташкента и Узбекистана. Я горжусь , что училась под руководством таких архитекторов, которые помогли нам стать настоящими мастерами своего дела — Коробовцев Геннадий Иванович, Нильсон В.А.-,доктор архитектуры , Крюков К., и многие другие. Я согласна со многими выводами в этой статьей!
    Кандидат архитектуры

  9. Спасибо! Очень своевременная статья. Только я думаю в наших настоящих действительных условиях президент страны лично должен прочитать или послушать эту статью. Иначе по другому не осуществимо такого широкого объёмного охвата. . Очень правильно написано: отсутствие деятельности Союза Архитекторов Республики – важнейшего консолидирующего и развивающего органа, без которого трудно надеяться на какие-либо позитивные преобразования в профессии. Сколь ни была бы сложна проблема реформирования национальной архитектурной школы, и как бы ни развивались события, в плане тех или иных концептуальных предпочтений, с чего-то начинать необходимо, и в качестве первоочередной инициативы разумным представлялось бы восстановление Союза Архитекторов Республики, как деятельной и консолидирующей организации, которая отвечала бы не за безликое и неприметное существование профессии, а за её прогресс, новые качества и признание в мире. Необходим съезд архитекторов, который оценив все назревшие проблемы и альтернативы смог бы разработать и принять проект дорожной карты возрождения специальности, концепцию ее развития, соответствующую государственным приоритетам и динамичным условиям экономических преобразований.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Акбар Джураев стал серебряным призером Олимпийских игр Париж-2024

Представитель сборной Узбекистана по тяжёлой атлетике Акбар Джураев добавил в ряд своих наград и серебряную медаль Париж-2024. Узбекистанский спортсмен,...

Больше похожих статей