Как мы сообщали, на прошлой неделе в офлайн-онлайн формате прошла Международная научно-практическая конференция «Шараф Рашидов – Человек эпохи».
В докладах и выступлениях как узбекских ученых, так и зарубежных, всестороннее рассмотрено наследие выдающегося государственного деятеля, писателя Ш.Р. Рашидова, а также событий и явлений, связанных с практической государственной и общественной деятельности этой исторической личности через призму современности.
В работе конференции принял участие и выступил с докладом российский биограф Ш.Р.Рашидова, известный историк и писатель, старший аналитик Института системно-стратегического анализа (ИСАН) Федор Раззаков.
Об уникальном таланте Ш.Р.Рашидова как дипломата высокого уровня мы рассказывали https://nuzuz.ru/sobytiya/1201698-v-dzhizake-i-tashkente-proshla-konferencziya-sharaf-rashidov-chelovek-epohi.html В прилагаемых заметках рассказывается «Об индийском направлении в деятельности Ш.Р.Рашидова.
Индийское направление (50-е годы)
Итак, после смерти И. В. Сталина в 1953 году СССР стал расширять свои контакты с внешним контуром — особенно со странами третьего мира, многие из которых в те годы освобождались от колониальной зависимости. Ш.Рашидов на посту Председателя Президиума Верховного Совета Узбекской ССР был активно включен в эту стратегию на азиатском направлении, в том числе и на индийском. Как пишет историк С. Лунёв: «Индия, крупнейшее развивающееся государство, была естественным выбором советских руководителей (как и Египет, центр силы Ближнего Востока). Стоявшая у истоков Движения неприсоединения, Индия проводила независимый внешнеполитический курс, и её политика нейтрализма эволюционировала в тот период в сторону «позитивного нейтралитета»…».
Именно Узбекистану отводилась на индийском направлении особая роль, поскольку он считался самой влиятельной азиатской республикой в составе СССР и на этом поприще еще в 40-е годы установил связи с рядом стран Центральной Азии, Африки и Ближнего Востока. Но наиболее тесными были контакты Узбекистана с Индией, поскольку истоки этой дружбы уходили в далекое прошлое. Вот что говорил об этом тогдашний премьер-министр Индии Джавархал Неру:
«Некоторые люди утверждают, что подлинные дружба и сотрудничество возникли у нас с Узбекистаном после провозглашения независимости Индии в 1947-1950 годах. На самом деле в прошлом накоплен огромный опыт добрососедства, дружбы и братства между народами Индии и Средней Азии. Не знать об этом или тем более игнорировать это — значит подрубать корни и предавать забвению деятельность наших великих предков…».
Будучи Председателем Президиума Верховного Совета Узбекистана, Шараф Рашидов самым активным образом участвовал в советско-индийских контактах. Он неоднократно выезжал в Индию, где встречался с Д. Неру и его дочерью Индирой Ганди, которая долгие годы была личным секретарём своего отца, а вскоре после его смерти заняла тот же пост – стала премьер-министром Индии. К тому времени она уже 10 лет знала Ш. Рашидова и эти отношения можно смело назвать не только деловыми, но и дружескими.
Активная деятельность на индийском направлении отразилась и на литературном творчестве Рашидова: в 1956 году свет увидела его повесть «Кашмирская песня», в которой речь шла о борьбе индийского народа за свое освобождение.
Помимо Индии Узбекистан в те годы открыл свои двери и для других зарубежных государств, представители которых буквально зачастили с визитами в республику. Например, только за полтора года (1955 — первая половина 1956 гг.) в Узбекистане побывали гостившие в СССР высокие деятели из Китая, Сирии, Индонезии, Египта, Норвегии, Голландии, США, Англии, Уругвая, Аргентины, ГДР, Чехословакии и других стран. Кроме этого, республику посетили парламентские делегации Швеции, Ирана, ГДР, Дании, Пакистана, Норвегии, КНДР.
Для Ш. Рашидова 1956 год стал также знаменателен и тем, что именно тогда он участвовал в знаменательном вояже на азиатском направлении, посетив за две недели сразу шесть стран. Инициатива этой поездки исходила от Москвы, которая делегировала туда Первого заместителя председателя Совета Министров СССР Анастаса Микояна. А в качестве полпреда от Азии был выбран Шараф Рашидов, уже успевший к тому времени завоевать большой авторитет у многих руководителей стран третьего мира. Эта поездка началась 22 марта с посещения Пакистана. Следующим пунктом маршрута стала соседка Пакистана – Индия (26-30 марта). Следом высокая делегация посетила Бирму (30 марта – 2 апреля), Вьетнам (2-6 апреля), Китай (6-8 апреля), Монголию (8-9 апреля).
Вернувшись в Москву, Микоян дал высокую оценку деловым и личным качествам Ш. Рашидова, что подняло его авторитет в кремлёвских верхах и, как уже отмечалось выше, стало одним из весомых аргументов в пользу того, чтобы три года спустя именно Рашидов возглавил партийную организацию республики – он станет уже не Третьим, а Первым лицом в Узбекистане.
Рахимжон Султанов.
Так у нас в Ташкенте и появилась улица Шастри…
Совершенно верно, Елена! А также бюст на перекрестке вблизи Экопарка и памятник ему же у школы №24 имени Л.Б.Шастри в старом городе, в Алмазарском районе, где преподают язык хинди.
Что было,то в Нагшем Счастливом Детстве,
до сих имеются,»мутные»воспоминания об этих событиях.Тогда была,»паника»что в г. Ташкенте в время переговоров Руководст- ва Пакистана и Индии,»скончался»Лал Бах- адур Шастри.Что потом,»перекрыли»все ул-
ицы и Народ Узбекистана в»траурном»Наст
-роении,»вышел»на Улицу и все,кричали:
«Шасстри,Шастри».Потом в СМИ,»шла»полн-
ая трактовка,»события»с Фото Л.Б.Шастри и родившихся Мальчиков,тогда»назвали»так. Вообщем,Шараф Рашидов»внес»огромной вклад ва разивитие и укрепление Индийс-
ко-Узбекских Культурно-Исторических От- ношений.