Нам всем приходится зачем-то
Опять вернуться в города.
В плену бетонного уюта
Всем будет сниться Дугоба…
Геннадий Узлов
Благая весть альпинистам и туристам Узбекистана, желающим провести сборы в альплагере «Дугоба» в горах Памиро-Алая. Как стало известно, еще в 2019 году в целях развития туризма и укрепления добрососедских отношений узбекского и кыргызского народов главами Ферганского района Ферганской области Узбекистана и Кадамжайского района Баткенской области Кыргызстана принято решение об организации пропуска туристов, прибывших в анклав Шахимардан для посещения зон отдыха.
Главные святыни анклава — мечеть и мавзолей четвертого халифа Хазрата-Али, который приходился зятем пророку Мухаммаду, музей и мавзолей выдающегося узбекского поэта, музыканта, основателя узбекской драмы Хамзы Хакимзаде Ниезий. В числе Баткенских достопримечательностей — крепость Кан, пещера Кан-и-Гут, горы, озера и, конечно, «Дугоба», единственный альплагерь в области.
Пандемия помешала туристам обеих республик сразу насладиться плодами мудрого решения о пропуске туристов. С 2016 года я стала первым гражданином Узбекистана, получившим официальное разрешение пребывать в альплагере «Дугоба». Для оформления пропуска в погранзону и регистрации в миграционной службе потребовалось лишь послать копии заграничного и внутреннего паспортов в адрес директора «Дугобы». Альплагерь оказывает и другие услуги, о которых можно узнать на сайте www.dugoba.com.
Речь идёт не о старом альплагере, заброшенном памятнике советской эпохе под открытым небом, а о новом, созданном выше по ущелью (на высоте 2250 м над уровнем моря) как тренировочная база ВДВ Ферганской десантной дивизии в 1970–1990-х годах. После распада Союза он продолжал поддерживаться и развиваться как альпинистско-туристская спортивная база.
Большая заслуга в сохранении и развитии лагеря принадлежит его директорам Юрию Гришину, а затем Владимиру Антипину. В настоящее время хозяйством лагеря занимается замечательный человек и организатор Елена Ананьева при поддержке ветеранов и фанатов «Дугобы». Недаром Елена, гражданка Кыргызстана, получила памятный знак от командующего пограничными войсками Службы государственной безопасности Республики Узбекистан за содействие в укреплении и развитии узбекско-кыргызских отношений!
Итак, после 30-летней разлуки с Дугобой, 5-летней переписки по поводу возможности ее посещения, получения отрицательного ПЦР-теста, 6-часовой поездки на такси из Ташкента в Дустлик, пересечения узбекско-кыргызской границы, встречи в аэропорту пригласившей меня группы российских альпинистов, проезда через Шахимарданский анклав и подъема на Джипе по каменистой горной дороге я, наконец, снова оказалась в любимом месте!
20 мая 2021 года мы прибыли в альплагерь. Дугоба устроила нам роскошный прием. Постелила на поляны зеленые травяные ковры, украшенные разноцветьем. Напоила воздух свежестью. Устроила так, чтобы взгляд, брошенный в любую сторону, встречался только с красотой. Украсила ослепительно белым снегом вершины гор. Приглушила все звуки, кроме шума воды, ветра и пения птиц.
21 мая члены группы: руководитель (шеф-ака, как я величала его), предприниматель Геннадий Узлов, поэт Денни Карпов (Москва), промальпинист Евгений Лунёв (Пятигорск) и автор этих строк (Ташкент) отправились на акклиматизационную прогулку вверх по ущелью Дугоба. Вечером шеф-ака взял в руки гитару и в песнях своего сочинения воспроизвел все мои ощущения от встречи с Дугобой после разлуки!
22 мая мы собрались в поход с восхождением на пик Новичок высотой 4055 м. Дошли до мемориала погибшим альпинистам на высоте 2700 м и устроили бивуак на поляне.
23 мая стартовали в 8 утра. Поначалу погода была прекрасная. Тропа на перевал Калькуш (3900 м) вела по лавиноопасному кулуару с надувом наверху, пришлось подниматься справа от него по осыпному склону, а затем по гребню на пик Новичок по маршруту категории сложности 1Б.
Погода испортилась. С неба посыпалась снежная крупа, горы утонули в тумане. Денни Карпов нашел в туре на вершине свою же записку, оставленную в 2019 году. После краткой фотосессии, не оставляя записки, мы спустились с вершины. Свернули стоянку на мемориале и в сумерках пришли в альплагерь, где нас ожидали горячие баня и ужин.
24 мая занимались сушкой снаряжения и одежды после похода, обсуждали мировые проблемы, пели песни и готовили узбекскую димламу на костре.
25 мая прогулялись к слиянию рек Улитор и Дугоба. Отсюда сначала по крутому каменистому ущелью поднялись в цирк горы Комсомольской, где в гроте с видом на окружающие горы устроили чаепитие, укрывшись от снега. Затем направились в ущелье Улитор. Хотели посмотреть петроглифы и поляну эдельвейсов, но ущелье было забито снежниками, начался дождь. Лучшее время в Дугобе — с 15 июня по 15 сентября.
26 мая устроили экскурсию по старому альплагерю ниже по течению Дугобинки. Несмотря на разрушения, он и сейчас производит сильное впечатление: сделан с размахом, большим вкусом и любовью к альпинизму и альпинистам. Говорят, что вскоре на его месте будет построена современная зона отдыха. Грусть от созерцания разрухи развеял поход на Калькушский водопад.
27 мая совершили попытку восхождения на пик Малый замок (3100 м) по маршруту 1Б и промахнулись с тропой. В то время, как два наших товарища искали выход к вершине по осыпному кулуару, я молилась за них высшим силам, а Денни Карпов, опершись о скальный выступ, читал мне стихи Пастернака («О, знал бы я, что так бывает…») и Пушкина («Город пышный, город бедный»), чтобы отвлечь от мрачных мыслей. Это была самая необычная сцена и самая проникновенная декламация! Выход к вершине не обнаружили, ретировались. На спуске Евгений Лунёв нашел нужную тропу.
28 мая был моим последним днем пребывания в «Дугобе»: из-за трудовых обязательств я ограничилась недельными каникулами. Накануне мне как отъезжающей было предложено выбрать направление для прогулки. Несмотря на усталость, никто не отказался от повторной попытки взойти на Малый замок!
Шеф-ака Геннадий Узлов прокомментировал это так: «Участники проявили решимость и одержимость горой. Это было очень красивое восхождение, в отличную погоду». В туре обнаружили записку Уральского высокогорного клуба Федерации альпинизма России двухлетней давности и оставили свою.
29 мая моя дугобинская сказка закончилась. Несмотря на ограниченное время, ребята помогли мне заново познакомиться с районом и взойти на две вершины. Спасибо, друзья! Спасибо, Дугоба! Я отправилась домой, а парни остались в лагере, чтобы продолжать свою программу. В мое отсутствие они поднялись по снежно-скальному маршруту на пики Комсомольская (3970 м) и Урожай (4000 м). На Комсомольской подняли записку Денни Карпова 2019 года, на Урожае — Зеленоградского альпклуба аж 1999 года!
Геннадий Узлов приезжает в «Дугобу» в 25-й раз! Он оказывает альплагерю материально-техническую помощь, принимает участие в его организационной и спортивной жизни.
«Я родился и вырос в городе Кадамжае недалеко от Дугобы, — рассказывает Геннадий. — С детства мы доезжали автобусом до Шахимардана и поднимались в альплагерь пешком. Когда стали постарше, начали ходить в походы. Спустя годы судьба дала шанс вернуться сюда. С 2007 года практически ежегодно приезжаю в Дугобу. Лагерь живет и это приносит радость и удовлетворение».
С 2007 года в «Дугобе» возобновились альпинистские сборы различных федераций альпинизма: Перми, Красноярска, Свердловска, Москвы и многих других. Приезжает Уральский высокогорный клуб под руководством известного альпиниста Юрия Ермачека. Приезжают и туристические группы. Район постепенно оживает, осваивается.
Энтузиасты из России Антон Кашевник и Алексей Тюлюпо, очень сильные альпинисты, восстановили учебные скальные маршруты в районе лагеря и далее по ущелью на втором слиянии. Пройдены и обновлены многие трассы, восстановлены их описания. Проложено несколько новых маршрутов, в том числе на пики Малый замок и Узбекистан.
В сентябре 2019 года Кашевник и Тюлюпо совершили очень сложное восхождение на самую серьезную вершину района Саук-Джайляу, первопрохождение категории сложности 6А (https://youtu.be/omod_lsGnPY). Высота горы 5227 м, она находится в 3–5 днях ходьбы от лагеря. Восхождение совершено в автономном режиме.
Многие известные альпинисты приезжали в лагерь: Александр Агафонов, Виталий Акимов, Михаил Брук, Виктор Володин, Павел Воробьев, Николай Жилин, Виктор Машков, Дмитрий Павленко, Сергей Селиверстов, Владимир Сувига и другие. У ветеранов альпинизма с «Дугобой» связаны лучшие воспоминания.
В последние годы проезд сюда разрешен и узбекским альпинистам, которые когда-то начинали осваивать лагерь. В районе много вершин названы первопроходцами, ташкентскими и ферганскими альпинистами, в частности командой Вадима Эльчибекова: пики Узбекистан, Ташкент, Мехнат, СаГУ и Хамза.
Существует множество историй, связанных с «Дугобой». Чего стоят только рассказы о животных, служивших сотрудникам альплагеря и его гостям! В частности, при «Дугобе» жил пес-альпинист, который сопровождал группы на восхождениях, показывал лучшие тропы и получал честно заработанный паёк. Шеф-ака Геннадий Узлов мечтает собрать эти истории и свидетельства ветеранов и издать книгу о лучшем, по его мнению, месте на земле. Присоединяюсь к его мнению!
Илона Ильясова
Фото участников, 19–20 — из Интернета