«Провокации и информационные вбросы, которые можно напрямую проследить, являются «ответом» на четкий сигнал Узбекистана, что в стратегической перспективе страна намерена вступить в ЕАЭС.
Эти «звоночки» означают, что для США (и коллективного Запада в целом) движение Узбекистана в сторону ЕАЭС является не самым приемлемым сценарием», –директор Центра исследовательских инициатив «Ma’no» Бахтиёр Эргашев рассказал Ia-centr.ru о причинах изменений в отношениях Узбекистана с внешними партнерами в преддверии важного события для страны – президентских выборов — 2021.
– Как складывается внутриполитическая ситуация в Узбекистане за шесть месяцев до президентских выборов?
– Центральная Азия находится на стыке трех формирующихся глобальных центров силы XXI века, которые составят основу многополярного мира. Регион граничит с Россией, Китаем и Индией. Уже в силу этого Центральная Азия, а значит и Республика Узбекистан, которая занимает центральное географическое положение, единственная граничит со всеми странами региона («плюс» с Афганистаном), будут вызывать интерес у США, стран Европейского союза и Великобритании. Так как последние находятся в конкурентных отношениях с формирующимися здесь центрами силы.
В частности, ЕС заинтересован в том, чтобы активно участвовать в процессах в регионе и иметь определенное влияние на эти процессы. В 2019 году Евросоюз принял новую стратегию «Европейский Союз-Центральная Азия». Центральное понятие в этом документе – «connectivity» (транспортная, энергетическая, информационная связанность). Для них регион Центральной Азии представляется «мостом», связующим элементом между Европой, растущим Китаем и Юго-Восточной Азией в целом.
США тоже приняли новую стратегию по отношению к Центральной Азии. В новых положениях, по сравнению с прошлыми программами и заявлениями чуть меньше говорится о правах человека, свободах и др., а делается больший акцент на экономические аспекты.
В частности, США ищет возможности для снижения влияния китайской инициативы «Пояса и Пути», его торговой, инвестиционной и политической значимости для региона и предлагает свои инициативы.
В ЦЕЛОМ, РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ РЕГИОНА ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ КАК АРЕНЫ СТОЛКНОВЕНИЯ ИНТЕРЕСОВ ГЛОБАЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ СИЛЫ В УСЛОВИЯХ ВОЗРАСТАЮЩЕЙ КОНКУРЕНЦИИ МЕЖДУ КНР И США – УСИЛИВАЕТСЯ.
На фоне этого противостояния и противоборства глобальных держав на пространстве Центральной Азии, в октябре 2021 года в Узбекистане запланировано проведение президентских выборов. К значимой дате Узбекистан подходит имея за собой пять лет руководства страной Шавкатом Мирзиёевым в качестве президента-реформатора, автора стратегии реформ, затрагивающих все сферы жизни в стране – экономическую, политическую и социальную.
В ЭТИХ УСЛОВИЯХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНКУРЕНТЫ РОССИИ, В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ, США, ВОСПРИНИМАЮТ ВОЗМОЖНОСТЬ РАСШИРЕНИЯ ЕАЭС ЗА СЧЕТ ВХОЖДЕНИЯ УЗБЕКИСТАНА КАК ДВИЖЕНИЕ СО ЗНАКОМ «МИНУС». ТАК КАК С ПЕРВОГО ДНЯ СОЗДАНИЯ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА В 2010 ГОДУ (ПРЕДТЕЧИ ЕВРАЗИЙСКОГО СОЮЗА) ДЛЯ ВАШИНГТОНА БЫЛО ВАЖНО, ЧТОБЫ ПОСТСОВЕТСКИЕ СТРАНЫ, СТРАНЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В ТОМ ЧИСЛЕ, НЕ БЫЛИ ВКЛЮЧЕНЫ В ОРБИТУ РЕГИОНАЛЬНЫХ СОЮЗОВ, КОТОРЫЕ ФОРМИРУЕТ РОССИЯ.
Сегодня данные реформы находятся на разных стадиях. Так, часть из предложенных экономических реформ пока не дали серьезных результатов, которые могла бы ощутить каждая семья в Узбекистане. Экономические реформы – на стадии развертывания. И это понятно, так как переход от одной экономической модели к другой не дается так легко и быстро.
Есть определенные проблемы в системе государственного управления, обеспечения более эффективной работы по противодействию внешним и внутренним шокам. В условиях, когда реформы уже начаты, но еще не дали реальных результатов, Узбекистан сделал первый шаг к ЕАЭС. Страна в конце 2020 года получила статус наблюдателя в Евразийском экономическом союзе. Это стало серьезным знаком того, что Узбекистан и дальше будет идти в этом направлении. Узбекское руководство не скрывает: получение статуса – только первый шаг на пути более активного интегрирования Узбекистана в ЕАЭС.
Мне кажется, что целый ряд провокаций и информационных вбросов, которые можно напрямую проследить – являются «ответом» на четкий сигнал Узбекистана, что в стратегической перспективе страна намерена вступить в ЕАЭС. Эти «звоночки» означают, что для США (и коллективного Запада в целом) движение Узбекистана в сторону Евразийского союза является не самым приемлемым сценарием.
– О каких провокациях вы говорите?
– Их было несколько. Их путь – от первоначального вброса до широкого распространения в Интернете, социальных сетях легко проследить.
Это, в первую очередь, информация о якобы «президентском дворце» на востоке Узбекистана, которая была вброшена «Радио «Озодлик» (филиал «Радио «Свободы» в Узбекистане, в Российской Федерации организация признана иноагентом). Новость активно раскручивали, прежде всего через радио «Озодлик». Вброс во многом дал нулевой эффект, но осадок же остался.
Параллельно с этим наблюдается активизация «политических мумий» – людей или групп, которые с начала 90-х годов убежали за границу: в США, Турцию, Европу – отсиживались там все эти годы.
Я ИМЕЮ В ВИДУ ДЕМОКРАТИЧЕСКУЮ ПАРТИЮ «ЭРК», ПАРТИЮ «БИРЛИК» И РЯД ДРУГИХ МЕЛКИХ ГРУПП. ОНИ СЕЙЧАС МАЛО КОМУ ИЗВЕСТНЫ И ИНТЕРЕСНЫ В УЗБЕКИСТАНЕ, НО ИХ ПЫТАЮТСЯ РЕАНИМИРОВАТЬ И «ВБРОСИТЬ» ИХ В ПРЕДВЫБОРНУЮ ГОНКУ – ЭТОТ РАСКЛАД МОЖЕТ СОЗДАТЬ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ЛИНИИ НАПРЯЖЕННОСТИ В ОБЩЕСТВЕ.
Все эти события сопровождается усиливающимся прессингом западных организаций и структур в отношении Узбекистана в таких вопросах, как защита прав ЛГБТ-сообщества, продвижение ювенальной юстиции, политизация вопросов феминизма, защиты прав женщин, деятельности нетрадиционных для Узбекистана религиозных организаций под предлогом свободы совести и вероисповедания.
Идет четко прослеживаемый процесс манипулирования определенными, зачастую маргинальными, но активными в соцсетях, группами людей в Узбекистане. И цель одна – создать в стране определенную политическую напряженность.
И я убежден, что эти «предупредительные выстрелы в воздух» звучат по причине того, что Узбекистан движется в направлении ЕАЭС. Как аналитик я исхожу из того, что вступление Узбекистана в Евразийский союз – стратегический выбор государства. Просто в силу того, что из трех основных внешнеторговых партнеров Узбекистана – две страны (Россия и Казахстан) входят в ЕАЭС. Но при этом я стою на той позиции, что необходимо эволюционное, постепенное вхождение Узбекистана в Евразийский союз. Государству, находящемуся в самом разгаре реформ с пока неясными результатами, торопиться в этом процессе не стоит. В ближайшие годы нам хватит статуса страны-наблюдателя.
В РУз должны быть реализованы цели первой стадии политических и экономических реформ, их должны ощутить граждане, бизнес, экономика страны в целом. Только после этого, уже на качественно новом этапе развития Узбекистан может входить в данное интеграционное объединение.
– Как изменится внешняя политика Узбекистана после проведения президентских выборов-2021 в отношении США, стран ЕС и Великобритании?
– Если действующий президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев примет участие в выборах, и они состоятся намеченные сроки – он победит. Я уверен в этом на 100%. Последуют ли после выборов «оргвыводы» в отношении некоторых зарубежных партнеров, через различные механизмы вмешивавшихся в выборы – вопрос открытый.
В целом, та внешняя политика, которой придерживался и придерживается Узбекистан – политика сбалансированной равноудалености от глобальных центров силы, с небольшими изменениями, но сохранится.
Элементы конкуренции на центральноазиатском поле были, есть и будут. Страны региона должны понимать, что являются объектами воздействия внешних сил.
РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН ТАК ИЛИ ИНАЧЕ ПРИДЕТСЯ ВЕСТИ ДИАЛОГ ПО РАЗНЫМ ВОПРОСАМ – ОТ СИТУАЦИИ В АФГАНИСТАНЕ ДО ОБЪЕМА ИНВЕСТИЦИЙ С ТЕМИ ЖЕ ПАРТНЕРАМИ ИЗ США. МЫ БУДЕМ С НИМИ РАБОТАТЬ ДАЖЕ НЕСМОТРЯ НА ТО, ЧТО ИМ НЕ НРАВИТСЯ ДВИЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВА В СТОРОНУ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА.
Всем глобальным центрам силы придется принять выбор Узбекистана. Узбекистан суверенен в этих вопросах и будет действовать, исходя их своих национальных интересов, а не из «намеков» внешних партнеров.
– По каким темам могут быть сделаны информационные вбросы в течение полугода до президентских выборов в Узбекистане?
– Выбор очень большой. Создать провокационный информационный повод, распространять недостоверную информацию и поддерживать интерес к темам на протяжении определенного времени на сегодняшний день – не составляет большого труда. Есть отработанные технологии информационной работы, люди, специализирующиеся в этой сфере, есть сети распространения информации.
Сейчас я наблюдаю усиление такой информационной активности в Узбекистане. Вполне вероятно, что подобные провокации продолжатся. По крайней мере, мы, думаю, скоро увидим еще два-три вброса, подобных информации о якобы «президентском дворце» в Узбекистане. Ранее похожая информационная кампания разворачивалась и для российской аудитории.
Вероятными темами провокаций в Узбекистане могут стать повестки:
– вступления в ЕАЭС;
– строительства АЭС в партнерстве с Росатомом. Этот проект серьезный раздражитель для тех стран, которые не хотели бы сближения Ташкента и Москвы;
– положения трудовых мигрантов из Узбекистана в России;
– нахождения в так называемых «лагерях перевоспитания» в СУАР КНР этнических узбеков и так далее.
Нужно отметить, что несмотря на информационные провокации, Узбекистан остается устойчив к внешним воздействиям.
Например, вопрос вступления РУз в Евразийский союз не расколол общество. Хотя определенными внешними силами предпринимаются подобные попытки. Этот сложнейший вопрос обсуждался в Узбекистане во время парламентских выборов два года назад. И он не стал фактором раскола. Были дискуссии в экспертной среде и среди населения, но жестких разделительных линий или признаков раскола не наблюдалось.
У страны есть запас прочности – в экономике, в военной сфере и так далее. И, самое главное, в Республике Узбекистан сохраняется единство в обществе, что позволяет РУз чувствовать себя уверенно. Государство слабеет, если нет этого общественного единства по основополагающим вопросам, а Узбекистану подобный сценарий не грозит.
Статья интересная, если бы только в ней более точно была бы отражена история попыток объединения бывших республик СССР, имеющие место некоторые ошибки и недостатки. Так:
— Таможенный союз (ТС) был создан еще в 1995 году, а не 2010 году, когда это был уже 2-й этап его реформирования в виде переформатирования;
— в 2000 г. параллельно с ТС создан Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), который частично дублировал цели и задачи ТС;
— в 2001 году была создана Шанхайская организация сотрудничества (ШОС, Узбекистан член ШОС с 2001г.), которая частично дублировала цели и задачи ТС и ЕврАзЭС;
— 2006г. началось формирование Единого экономического пространства (ЕЭП), опять с определенным дублированием… (до сих пор формируется)..
Вот какое было наслоение международных соглашений и сообществ!
— в 2006 г. Узбекистан стал членом ЕврАзЭС. И не успев вступить в ТС, в 2008г. неожиданно для всех «ПРИОСТАНОВИЛ» свое членство… как говорили некоторые специалисты, причиной стали определенные «внутренние» разногласия и страх перед экономически развитым и более независимым от тандема ЕС-США «старшим братом». Потом, отдельные правила ЕврАзЭС позволяли контролировать «непрозрачные» золотовалютные потоки, на которых «кормились» отдельные высоко-(и не очень)-поставленные чиновники и родственники…
Директору центра нужно бы знать все эти вехи… хотя… кому это сейчас интересно… например молодежь это совершенно не интересует… и знать они об ничего не будут.. все уже так позади?… они уже давно стали проамериканскими или проевропейскими… и до сих пор «кушают, якобы, бесплатную ленд-лизовскую тушенку», за которую Россия полностью расплатилась только в 2006 году!!!
Необходимо также отметить непоследовательность отдельных стран СНГ и их руководителей в части участия в указанных международных соглашениях и сообществах, да, не упомянуто еше про создание и участие в ОДКБ… как «прости.. Господи…»… то хочу, то не хочу, то дам, то тут же — нет не дам…
А теперича Узбекистан — НАБЛЮДАТЕЛЬ !?
а куда дели статус приостановленого членства в ЕврАзЭС…
ах, да… ведь в 2013г. ЕврАзЭС был переформатирован в Евразийский экономический союз (ЕАЭС)… (Кстати и ЕврАзЭС, и ЕАЭС — это были инициативы одного человека — Нурсултана Назарбаева, а Дед почему-то тогда молчал… это потом он начал поучать «молодежь», чтобы «на пятки не наступали», мне, кстати, тогда понравилось, как он совершенно без подготовки «осадил выскочек-несмышленышей»)…
А пока БУДЕМ ПОСМОТРЕТЬ… В КАКУЮ СТОРОНУ ПОДУЕТ… И КТО БУДЕТ ДУТЬ!
Променять хорошее отношение США и всего цивилизованного мира на сомнительную «честь» называется союзником страны- мирового изгоя, страны без будущего, без перспектив, без нормальной экономики..
Вся верхушка повязана в коррупции.
То что было, уже прошло, настораживает будущее. У Президента нет команды, Реформы у нас уже 30 лет, а автор пишет только начались. А что делали до этого? Если не будет команды, все пойдет после выборов по новому кругу
Статья не понравилась ,одиозная после неё становится страшно ,не уже ли все может повторится хотя и напичкана наукообразными терминами . Попахивает надуманными российскими- белорускими пропагандискими штампами типы типа запад это всё плохо , вбросы и.т.п. Разделение мира на своих и чужих , настраивание общества против других партий и так называемых не традиционных религий . Статья реально не отображает политику Президента заключающая в равновесной прагматической политики со всеми странами мира.