Похоже, что в нашем обществе пришло понимание того, что любой поведенческий стереотип мышления и действий начинается и воспитывается с детского возраста.
Здоровье, образование и экология. Если отойти от проблем экономики и политики, то эти элементы становятся базисными в построении здорового общества.
А если к тому же учесть, что в мире за последние годы наблюдается деградация окружающей среды, то эти элементы приобретают всё большую значимость. Следовательно, чтобы государственная политика была устойчивой в этом направлении, необходимо придавать большее значение экологическому образованию и формированию экологической культуре среди населения.
Именно в этих целях, министерством дошкольного образования совместно с офисом ОБСЕ в Узбекистане, британско-узбекской компанией по устойчивому развитию “SVB Advisory” и социальным проектом “Hashar Week” была запущена программа по внедрению экологического образования и воспитания в систему дошкольного образования Узбекистана.
В чем её суть? Группа специалистов в области дошкольного образования и международных экспертов компании “SVB Advisory”, специализирующейся на устойчивом развитии, и социального проекта “Hashar Week”, популяризирующего экологическую культуру в Узбекистане разработали программу с учетом возрастных особенностей детей в возрасте от 3-х до 7-ми лет, где основными критериями является наглядная представленность и возможность включения в практическую деятельность.
Программа направлена на обучение дошкольников сортировке различного вида мусора, правильному обращению с отходами, а также развитие мелкой моторики и вербального интеллекта.
Попробуем расшифровать эти понятия. Взрослых уже трудно переучить и перевоспитать, скажем, в сортировке различного вида мусора. Стереотип мышления и действия у них устойчивый. А вот дети легко поддаются обучению и воспитанию.
На состоявшейся 25 января пресс-конференции в министерстве дошкольного образования, Суна Парк, директор “SVB Advisory” разъяснила, как эта программа будет работать: «Для этого авторами проекта была создана рабочая группа, куда вошли психологи, аниматоры и представители других специальных профессий, которые и разработали программу дидактической игры «Увлекательный мусор», главной целью которой было научить детей к раздельному сбору мусора.
В основу методологии были поставлены цветовые ощущения, то есть каждому виду мусора соответствует свой цвет, а мусорный контейнер создан в виде домика.
Домики-урночки сделаны из экологического материала и окрашены нетоксичными красками. Это для детей младшего возраста. Мусор в виде карточек дети приучаются раскладывать по цвету в домики-урночки.
Детей постарше уже приучают к большим пакетам. Программа предусматривает обучение поведенческим стереотипам дома и на улице, что нельзя выбрасывать мусор, где попало и даже из окна автомашины.
В программе учитывается и момент выпуска ребёнка из дошкольного учреждения в школу. В разработанных методичках предусматривается работа и с родителями ребенка, посредством предоставления соответствующей информации».
По словам министра дошкольного образования Агриппины Шин, пока это пилотный проект по внедрению экологического образования и развитию экологической культуры в системе дошкольного образования, для которого отобрали 13 детских учреждений города Ташкента, где будет апробироваться методика обучения дидактической игре “Увлекательный мусор”.
Для обучения педагогического состава в декабре 2020 года были проведены семинары-тренинги для 50 воспитателей вышеуказанных ДОО города Ташкента. Воспитатели были обучены техникам поведенческой психологии в контексте экологического образования дошкольников, ознакомились с методикой обучения этой игры и получили знания в области устойчивого развития.
С учетом результатов пилотного проекта партнерами (ОБСЕ, Министерство дошкольного образования, “SVB Advisory” и “Hashar Week”) будет разработана стратегия по дальнейшему масштабированию методики обучения и дидактической игры “Увлекательный мусор” по всей Республике, а также создание и внедрение парциальной программы по экологии в системе дошкольного образования.
Помимо этого, в рамках этого же проекта было предложено внедрить в пилотных ДОО детские велобеги или беговелы, как называют их по-разному. Это направление поддержала Федерация велоспорта Узбекистана.
Многие дети любят кататься на велосипеде, и часто приобретение велосипеда является мечтой многих малышей. Но не все родители легко решаются приобрести их по соображениям повышенной травмоопасности.
Однако, со временем появилось компромиссное решение данной проблемы для малышей, а именно – беговел. Это практически полный аналог двухколесного велосипеда, за исключением отсутствия педалей в своей конструкции. То есть, малыш катается на нём, просто поочерёдно отталкиваясь ножками от земли.
Название его имеет множество вариантов: велокат и шаговел, велобег, беговел и велобалансир, ранбайк. Беговелы давно известны во всём мире. Например, в Европе они вытеснили с рынка трёх- и четырёхколёсные велосипеды. В последние годы этот детский транспорт становится популярным во всем мире.
Первый заместитель Федерации велоспорта Козим Уринбойхужаев подтвердил, что беговелы будут использоваться для популяризации велоспорта среди детей дошкольного возраста. К этому уже подготовлена группа профессиональных тренеров Федерации.
Остаётся добавить, что ещё в ноябре 2020 года ОБСЕ, МДО и Федерация велоспорта подписали меморандум, в рамках которого, предполагается реализация проектов по экологическому образованию, что является одним из главных направлений и хорошо вписывается в правительственную программу по внедрению механизмов зеленой экономики.
М.ДЖАНГИРОВ, фото автора
В начале надо научить всех доносить мусор до контейнеров. Выходят из под’езда и пакеты с мусором выбрасывают, дети это все видят. Надо поставить камеры и штрафовать, а деньги направлять на благоустройство города.
А почему сразу детей не отправить работать????🤣🤣🤣