back to top
5.5 C
Узбекистан
Пятница, 27 декабря, 2024

Как жители городов будут распоряжаться бюджетными средствами или не превратится ли хорошая идея в гонки за штрафами?

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,150ПодписчикиПодписаться

Прошло уже более двух лет, как вышло постановление президента «О мерах по обеспечению открытости бюджетных данных и активного участия граждан в бюджетном процессе» от 22 августа 2018 года № ПП-3917. Но механизма использования этих средств до сих пор нет, что сдерживает решение проблем горожан и вызывает вопросы.

11 декабря в столичном хокимияте прошла встреча Общественного совета при хокимияте Ташкента с представителями районных властей, государственных органов и средств массовой информации.

Встреча была организована для обсуждения проекта «Организация общественного контроля за формированием прозрачных механизмов выбора и реализации проектов (мероприятий), сформированных на основе общественного мнения, финансируемых за счёт 10 % дополнительных источников бюджетов районов города Ташкента».

В международной практике этот процесс широко используется и известен как инициативное бюджетирование, которое представляет собой форму участия населения в решении вопросов местного значения.

Примеры так называемого «Инициативного бюджетирования» можно встретить в странах Евросоюза, в Бразилии, Уругвае, Колумбии, Аргентине и России.

Инициативное бюджетирование означает, что часть средств местного бюджета выделяется, отслеживается и контролируется самими гражданами при реализации проектов, направленных на улучшение жизни жителей района, квартала или махалли.

Для понимания того, какими средствами сможет распоряжаться население, поясним, что это деньги в объёме 10% от дополнительных доходов, поступающих в бюджет района в виде налогов. То есть, это поступление налогов, превышающее плановые показатели. Помимо этого, в качестве дополнительных доходов  учитываются различные местные сборы и штрафы.

Естественно, возникает вопрос. Где будут аккумулироваться, кто и каким образом будет учитывать, распределять и контролировать эти денежные средства?  Здесь надо принимать во внимание ещё один момент. Постановление президента районные власти будут обязаны выполнять, но как кажется, руководители районов будут неохотно расставаться с этими деньгами, ведь их можно потратить на масштабные проекты. И есть опасение, что хорошая идея может превратиться в гонки за штрафами, для формального исполнения постановления.

Председатель Комиссии по экономике и организации городского хозяйства Общественного совета при городском хокимияте Баходир Ходжаев на этот счёт в своём докладе сказал: «На основе анализа мирового опыта и нашего законодательства был разработан проект не только контроля, но и выбора проекта для финансирования с учётом пожеланий общественности».

В чём же заключается этот проект? Попробуем разобрать основные тезисы его доклада.

В проекте говорится, что документально оформленные инициатива или проект, выдвинутые гражданами, подразумевают либо строительство, либо реконструкцию и ремонт объектов местного значения, стоимость которых не должна превышать 100 тысяч долларов США в национальной валюте. Проект может также включать хашары, общественную работу и другие подобные мероприятия.

Про хашары и общественные работы можно умолчать, а вот про строительство заставляет задуматься. Какой объект можно построить за 100 тысяч долларов, если «новые узбеки» строят себе особняки, превышающие эту сумму зачастую в несколько раз? В масштабах района это маловато, в масштабах квартала или махалли, ещё куда ни шло. Этих денег может хватить разве что на ремонт зданий, высадки деревьев, организации детских и спортивных площадок, но не более того.

В то же время, судя по докладу, проект изобилует сплошными шаблонами. Приведу цитаты, характеризующие шаблонный подход:

«Основными задачами инициативного бюджетирования являются:

создание нового механизма взаимодействия населения и гражданского общества с местными органами государственной власти и управления, а также при решении вопросов местного значения;

повышение осведомленности и финансовой грамотности населения, предоставление возможности прямого влияния на бюджетную политику;

усиление общественного контроля за деятельностью хокимиятов и органов самоуправления при отборе и реализации проектов».

Многое здесь на слуху и практически нового нет, разумеется комментировать нечего, за исключением «прямого влияния на бюджетную политику». На мой взгляд, это не совсем верная формулировка. Ведь бюджет любой организации, района, города, государства формируется компетентными специалистами и на основе десятков, а то и сотен параметров и «влезание» сюда некомпетентных людей или дилетантов, может негативно сказаться на его исполнении. Учитывать мнение населения – да, а прямо влиять – нет.

Ещё один пример шаблонного подхода, касающегося вопроса об экономической эффективности:

«снижение стоимости проектов, повышение качества работы, сокращение сроков работы, повышение эффективности использования бюджетных средств;

непосредственное участие населения в проектах и адаптация параметров проекта к конкретным условиям;

привлечение в бюджет дополнительных собственных средств;

повысить уровень бюджетной грамотности и ответственности населения;

создание соответствующей нормативной и институциональной базы».

Фразы наверняка многим знакомы, опять ничего нового нет, но смущают два пункта. Первый, «привлечение в бюджет дополнительных собственных средств». Извините, мы говорим о выделении из бюджета средств для нужд населения, которыми они будут распоряжаться. А причём тут привлечение в бюджет дополнительных собственных средств? Чьих и для чего, не совсем ясно.

Второй пункт, который также требует разъяснения в части «ответственности населения». Ответственности перед кем, в чём и почему? А почему в проекте  не говорится об ответственности властей перед населением?

Хотя, должен признать, что в проекте указываются и цели контроля, а именно:

«строгое соблюдение требований закона, целевое использование средств, прозрачность и равноправие при реализации инициативного бюджетирования;

защита интересов граждан, не участников и общественности в процессе инициативного бюджетирования».

Однако противоречивость в пунктах проекта очевидна и говорит о его недоработках.

Но, не всё так печально в предложенном Общественным советом проекте.  В проекте чётко обозначены те, кто может стать участником инициативного бюджетирования.

А это жители Ташкента, инициативные группы, собрания граждан и органы местного самоуправления, частные жилищные компании, общественные организации, действующие в городе, индивидуальные предприниматели независимо от организационно-правовых и имущественных форм и т. д.

Обнадёживает утверждение Баходира Ходжаева о том, что состав комиссии по отбору проектов, которые предполагается финансировать за счет дополнительных доходов, будет формироваться в таком соотношении: 30% -госчиновники, а 70% — общественники. То есть, кроме представителей представительных и исполнительных органов администрации района, в комиссию войдут представители органов местного самоуправления, товариществ собственников жилья, Общественного совета и других общественных организаций.

Состав комиссии и ее полномочия утверждаются хокимом района (города), при этом все члены комиссии имеют одинаковые права, но главой комиссии будет назначаться заместитель хокима района по строительным работам.

Положительным моментом является принцип отбора предложений или проектов от инициативных лиц. Понятно, что куратором или менеджером должен быть специалист, обладающий навыками управления проектом, включая организацию тендеров, идентификацию поставщиков. К тому же имеющий представление о проектных и строительных работах, грамотном техническим контроле, финансировании, бухучете и многих других функциях, указанных в Техническом задании. И можно согласиться с Баходиром Ходжаевым, что без привлечения специалистов консалтинговых компаний не обойтись.

Прошло уже чуть более двух лет с момента выхода постановления президента, но практически никаких подвижек в этом направление сделано не было. А накопилось уже 23 миллиарда сумов для этих целей, из которых по приблизительной оценке Общественного совета, освоено 3-4 миллиарда. Заканчивающийся финансовый год наверняка эту сумму увеличит.

Вывод здесь один. Проект по «Организации общественного контроля за формированием прозрачных механизмов выбора и реализации проектов (мероприятий), сформированных на основе общественного мнения, финансируемых за счёт 10 % дополнительных источников бюджетов районов города Ташкента» надо доработать и срочно создавать комиссии по реализации предложений от граждан, направленных на улучшение среды их обитания. А их набралось уже более 17,5 тысяч.

Для Ташкента, впрочем, как и для всей республики, это дело новое, приходится учиться на ходу. Но хотелось бы, что наступающий новый 2021 год не был учебным, а по настоящему рабочим и деловым.

М.ДЖАНГИРОВ, фото автора

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Акбар Джураев стал серебряным призером Олимпийских игр Париж-2024

Представитель сборной Узбекистана по тяжёлой атлетике Акбар Джураев добавил в ряд своих наград и серебряную медаль Париж-2024. Узбекистанский спортсмен,...

Больше похожих статей