back to top
1.9 C
Узбекистан
Пятница, 27 декабря, 2024

Состоялся онлайн-медиатренинг для журналистов стран Центральной Азии

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,150ПодписчикиПодписаться

27-28  августа 2020 г. на коммуникационной платформе ZOOM прошел онлайн-медиатренингг для журналистов стран Центральной Азии «Медиатренды Центральной Азии в условиях «новой реальности».

Организатором серии мероприятий, направленных на развитие профессиональных компетенций молодых представителей медиасферы, выступил российский Политологический центр «Север – Юг» (ПЦСЮ) при поддержке Фонда президентских грантов.

Приветствуя участников медиатренинга, исполнительный директор ПЦСЮ Анжелика ТРАПЕЗНИКОВА отметила, чтопо своей сути, целям и задачам проект является продолжением традиционных региональных медиатренингов, которые ранее проводились в оффлайн-формате и зарекомендовали себя в качестве эффективных диалоговых площадок. В нынешнем году привычный формат мероприятий был изменен.  

— 2020 год привнес в нашу жизнь немало неожиданностей. Одна из них – пандемия COVID-19, которая оказалась новым глобальным вызовом: мы являемся свидетелями того, как под влиянием этого фактора в разных сферах ломаются привычные шаблоны, происходит переформатирование устоявшихся алгоритмов деятельности. Некоторые форматы взаимодействия социумов и их сегментов уходят, им на смену приходят иные, более прогрессивные и эффективные. Особенно ярко эти тренды проявляются в сфере масс-медиа и сетевых коммуникаций, что диктует необходимость держать руку на пульсе событий для тех, кто вовлечен в эту сферу профессионально, – сказала А.Трапезникова. 

Исходя из реалий, инициаторы проекта постарались включить в повестку мероприятий медиатренинга те вопросы, которые не просто отражают актуальные тенденции в сфере журналистики и общественных коммуникаций, но и могут быть успешно применены в осуществлении профессиональной миссии медиасообществами России, Казахстана,  Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана, в том числе для реализации  совместных медиапроектов.

 В первый день работы площадки прошли тренинги и мастер-классы, спикерами которых выступили ведущие журналисты и редакторы национальных СМИ, медиаэксперты и медиатренеры государств Центральной Азии и России.

В тренинге «Влияние фактора пандемии на формирование информационной повестки региональных масс-медиа: национальная специфика» шеф-редактор интернет-издания «ДНИ.ру» (Российская Федерация) Евгения НАУМОВА представила исследование «топовых» тем в период с марта текущего года, которое подтвердило явное доминирование темы COVID-19 и в российских, и в зарубежных медиа. При этом отмечалось, что популярность темы обусловила и небывалое количество фейков вокруг нее. Сдерживанию потока непроверенной информации способствовало своевременное введение штрафных санкций и административной ответственности в отношении СМИ и физических лиц, предпринятое руководством ряда государств.

В целом, на фоне пандемии актуализировалась проблема доверия населения к официальной информации и неофициальной, активно распространяемой через соцсети и мессенджеры.

Участники тренинга отметили в связи с этим возросшую  необходимость тесного взаимодействия между представителями СМИ и уполномоченных органов государственной власти и констатировали, что во многих государствах Центральной Азии такое взаимодействие было обеспечено оперативно и осуществлялось в карантинный период на постоянной основе. При этом онлайн-формат общения существенно ограничивал возможности раскрытия тем в деталях и создания эксклюзивного контента.

На необходимости развития экспертных навыков у журналистов акцентировал внимание старший научный сотрудник ИМИ МГИМО Университета МИД России (Российская Федерация) Алексей ТОКАРЕВ в ходе содержательного,  креативного мастер-класса «Своя правда: фактчекинг и внешнеполитический анализ».

Он призвал молодых журналистов не судить о настроениях в обществе по себе и по своему окружению. Подобные суждения не представляют собой «репрезентативную выборку». В освещении событий, особенно важных политических событий, любую информацию нужно подвергать сомнению, работать с источниками, с нормативно-правовыми актами, чтобы понимать контекст, взаимосвязь событий и явлений. 

— В периоды кризисов существенно возрастает количество диванных и кухонных экспертов. Важно помнить: в сфере внешней политики есть два официальных источника – президент страны и министр иностранных дел. Все остальные мнения – личные. При этом заявления официальных источников весят очень много и очень много значат, даже если они сделаны в соцсетях, – считает эксперт.

На примерах из личной журналистской и экспертной деятельности  А.Токарев поделился практиками и методами получения, проверки достоверности и анализа информации.

Руководитель Информационного агентства и радио Sputnik-Кыргызстан (Кыргызская Республика) Елена ЧЕРЕМЕНИНА в ходе тренинга «Адаптация деятельности средств массовой информации к условиям ограниченной мобильности: перспективные практики»  рассказала о специфике организации работы редакции в режиме «вне офиса».

По мнению спикера, подобный формат способствует более широкому включению в контент средств мультимедиа, побуждает журналистов к более тщательной проработке официальной и правовой информации, ее ретрансляции на «человеческом языке».

Тем не менее, в работе «на удаленке» наличествует ряд минусов: ограниченный доступ к информации и ограниченное число ньюсмейкеров, дефицит иллюстративного ряда и др.

— Примечательно, что в онлайн-формате интенсивность работы не  снизилась. Напротив, количество материалов возросло на 20%-30%, расширился формат коммуникаций с аудиторией.  Но содержательная составляющая контента просела. Кроме того нам пришлось остановить ряд проектов, которые не предусматривали заочного формата, – констатировала Е.Череменина.

Актуальный после пандемии тренд внеофисной работы медиа, по ее мнению, имеет право на существование, но лишь частично поскольку «интересные авторские материалы создаются только в личном контакте».

Рабочая программа онлайн-медиатренинга продолжилась 28 августа 2020 г. заседанием круглого стола «Медиатренды Центральной Азии в период пандемии COVID-19».

В мероприятии, модератором которого выступил координатор экспертной платформы «Большая Евразия» Сергей МАСАУЛОВ, приняли участие медиаэксперты из России, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана.  

В ходе дискуссии рассмотрены различные аспекты влияния фактора пандемии коронавируса на деятельность региональных СМИ, а также новые долгосрочные тренды, сформировавшиеся в сфере общественных коммуникаций. 

В карантинный период участники констатировали повсеместное снижение интереса аудитории к традиционно востребованным ранее темам и одновременно зафиксировали повышенное внимание к внутренней социальной повестке: люди активно интересовались динамикой развития ситуации, предпринимаемыми мерами в сфере образования и здравоохранения, следили за выступлениями чиновников и официальных лиц.

Как отметила заместитель руководителя ЦСПИ «Стратегия» (Республика Казахстан) Ольга СИМАКОВА, в период пандемииколичество казахстанцев, принявших за правило смотреть трансляции заседаний правительства в онлайн-режиме, существенно увеличилось и остается стабильно высоким в настоящее время.

— При этом заметно вырос и уровень критического восприятия информации населением. Люди не просто «потребляют» информацию, но и выражают оценочное отношение к ней, конкретно и предметно формулируют свои запросы и требуют от чиновников такой же конкретики в решении проблем, – констатировала О.Симакова.

Важную тенденцию инициации законопроектов по недопущению распространения фейков отметил главный редактор ИА «Eurasia Today» Евгений КОРОТОВСКИХ (Кыргызская Республика). Также, по его мнению, заслуживает поощрения обращение внимания региональных медиа к деятельности волонтерских движений и организаций, весомо заявивших о себе в период пандемии.  

Мнения, озвученные в экспертном диалоге, резюмировал С.Масаулов.

—  Пандемия COVID-19 в странах региона стала своеобразным импульсом к самоорганизации общества, формирования запроса на эффективность и ответственность государственной власти. Это очевидный и долгосрочный социальный тренд, который во многом определяет задачи и приоритеты масс-медиа в условиях «новой реальности», – заключил модератор. 

В тот же день состоялись иные мероприятия медиатренинга.

В ходе тренинга «Социальные сети как ресурс классической журналистики: методы эффективного продвижения информпродукта» SMM-редактор интернет-издания «ДНИ.ру» Анна ПАРШУКОВА (Российская Федерация) представила детальный анализ рынка соцсетей, рейтинг их популярности и специфические характеристики, на примере успешных кейсов ознакомила слушателей с принципами и методами эффективного продвижения контента в соцсетях.

По мнению спикера, социальные сети не могут быть альтернативой  профессиональной журналистике, но уже сегодня служат полезным и эффективным вспомогательным инструментом в выборе тем, формулировании инфоповодов, привлечении внимания аудитории к информационным продуктам.

Казахстанский эксперт Ольга СИМАКОВА посвятила авторский тренинг социальным вызовам периода POST-COVID и исследованию сути запроса на позитивный контент.

— В нынешних условиях доступа к информации каждый из нас – сам себе редактор. Мы сами формируем свою ленту новостей. И здесь важно, какой материал предоставляет то или иное информационное агентство. С моей точки зрения, позитивный контент – это материал, который увлекает и мотивирует, когда человек выносит из информации что-то важное для себя. Позитивный – не обязательно веселый, но обязательно полезный материал, который способствует решению проблемы, задачи, – считает О.Симакова.

По мнению эксперта, создание позитивного контента – зона социальной ответственности медиа.

Мастер-класс «Проверка коронавирусом: изменились ли медиа после пандемии», который провела директор Информационно-аналитического Центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве (Российская Федерация)Дарья ЧИЖОВА, вылился в оживленную дискуссию о доверии общества к СМИ и  потенциальных механизмах повышения авторитета медиа. В связи с этим участники диалога выделили еще один актуальный и универсальный медиатренд – запрос на экспертное мнение, который обуславливает необходимость тесного взаимодействия представителей журналистских и экспертных сообществ государств региона.

По завершении рабочей программы Анжелика ТРАПЕЗНИКОВА проинформировала участников о предстоящих мероприятиях и пригласила слушателей медиатренинга к тесному взаимодействию на постоянной основе.

В свою очередь слушатели курса отметили высокий содержательный уровень и практическую ценность состоявшихся тренингов и мастер-классов, многие из которых, по их словам, заслуживают неоднократного повторного обращения.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Акбар Джураев стал серебряным призером Олимпийских игр Париж-2024

Представитель сборной Узбекистана по тяжёлой атлетике Акбар Джураев добавил в ряд своих наград и серебряную медаль Париж-2024. Узбекистанский спортсмен,...

Больше похожих статей