back to top
24.4 C
Узбекистан
Четверг, 19 сентября, 2024

Как законы защищают избирательные права граждан

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
6,810ПодписчикиПодписаться

Реализуемость прав человека, включая избирательные права, на практике зависит от тех гарантий, которыми права подкреплены. Сами по себе нормативные положения, посвященные избирательным правам и действующие в конкретной стране, выступают в качестве одной из их гарантий: важным шагом в реализации прав является их установление в общеобязательных актах.

Особое значение для реализа­ции избирательных прав имеют изби­рательные органы. От того, как они функционируют, зависит, насколь­ко эффективно реализуются избира­тельные права. От работы судебных органов зависит, насколько адекват­но защищаются и восстанавливаются нарушенные избирательные права. В то же время и работа других органов также позволяет осуществлять те или иные элементы избирательных прав и защищать присущими соответствую­щим органам методами.

Для реализации избирательных прав важны все гарантии. При отсут­ствии каких-либо видов гарантий за­труднительна полноценная реализа­ции избирательных прав. Разные виды гарантий прав дополняют друг дру­га, но наличие гарантий тех или иных видов не могут компенсировать в до­статочной мере отсутствие гарантий других видов.

Законодательное установление гарантий избирательных прав граждан

Избирательный кодекс Республики Узбекистан является базовым законом, который устанавливает и регулирует га­рантии избирательных прав граждан, конкретизирует в целом право граждан избирать и быть избранными в соответствии с конституционными нормами (Ст.ст.128-129 Конституции Узбекистана).

В данном Кодексе закреплены прин­ципы недопущения дискриминации граждан при осуществлении ими актив­ного и пассивного избирательного пра­ва (ст. 4), свободного волеизъявления и тайного голосования (ст. 7), открытости и гласности избирательного процесса (ст. 8), право участия граждан в предвы­борной агитации (ст.ст. 45, 48), а также в деятельности избирательных комиссий (ст.ст. 13, 25 и т.д.). В этом документе закреплены также гарантии защиты из­бирательных прав граждан в судебном порядке (ст. 102).

Ответственность за нарушение избирательных прав граждан Республики Узбекистан

     Нарушения прав граждан Республики Узбекистан при проведении выборов в органы государственной власти могут быть выявлены на всех стадиях избирательного процесса. Законодательством закреплен перечень противоправных действий, за которые может наступить ответственность, предусмотренная Уголовным кодексом (УК) Республики Узбекистан. Так, в УК определены меры наказания за нарушение равноправия граждан (ст. 141), за нарушение законодательства об обращениях физических и юридических лиц (ст. 144), за нарушение законодательства об организации, проведении выборов или референдума (ст.146), за воспрепятствование осуществлению избирательного права или полномочий доверенных лиц (ст. 147). Глава V-1 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности предусматривает 8 составов административных правонарушений в области организации и проведения выборов и референдума.

Субъектами вышеуказанных противоправных действий могут быть граждане, члены избирательных комиссий, другие должностные лица, представители политических партий, общественных объединений.

Кроме того, необходимо отметить, что международные требования по проведению выборов предполагают полное обеспечение прав человека. Нарушение этих требований, прежде всего, рассматривается как нарушение прав человека.

Всякое умышленное нарушение законодательства о выборах, которое совершается заинтересованными людьми с целью добиться незаконного и неправомерного результата, наказывается в соответствии с действующим законодательством Республики Узбекистан. Лица, виновные в нарушении законодательства о выборах, несут ответственность в установленном порядке (ст. 103 Избирательного кодекса Республики Узбекистан).

Институциональная обеспеченность избирательных прав граждан Республики Узбекистан

Право граждан Республики Узбеки­стан избирать и быть избранными при­званы обеспечивать несколько органов и организаций, имеющих установленные законодательством задачи и полномочия. К ним относятся избирательные комис­сии, органы внутренних дел, органы про­куратуры, средства массовой информа­ции (СМИ) и суды.

Важнейшей гарантией демокра­тичности избирательного процесса и реализации конституционных прав и свобод избирателей и иных участ­ников выборов выступает действую­щая в Республике Узбекистан систе­ма избирательных комиссий, статус которых подробно регламентируется избирательным законодательством. В систему избирательных комиссий  Узбекистана входят: Центральная избирательная комиссия; территориальные избирательные комиссии; районные и городские избирательные комиссии; окружные избирательные комиссии по проведению выборов областного и Ташкентского городского Кенгашей народных депутатов; участковые избирательные комиссии (ст.11 Кодекса).

 Практика проведения выборов послед­них лет убедительно доказывает ве­дущую роль этих органов в создании условий, обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей.

Избирательным Кодексом Респуб­лики Узбекистан также установлено, что избирательные комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассма­тривать поступившие к ним в период проведения избирательной кампании обращения физических и юридиче­ских лиц о нарушении требований Ко­декса или по другим вопросам органи­зации выборов (за исключением жалоб на действия и решения избирательных комиссий), проводить проверки по этим обращениям и давать письмен­ные ответы в трехдневный срок, а по обращениям, поступившим за менее 6 дней до выборов либо в день голо­сования, — незамедлительно (ст. 101 Кодекса).

Органы прокуратуры при полу­чении сообщений о нарушении из­бирательного законодательства, имеющем признаки преступлений, предусмотренных соответствующи­ми статьями законодательства, про­водят проверку фактов, изложенных в сообщениях, и в дальнейшем дей­ствуют в зависимости от ее результа­тов.

    Органы внутренних дел выпол­няют задачи по охране обществен­ного порядка и предупреждению правонарушений в ходе проведения выборов.

Проверка подписных листов при реализации права на выдвижение кандидатов

   На этапе выдвижения и регистра­ции кандидатов могут возникнуть споры в связи с тем, что политической партии отказано в праве участвовать в выборах, если обнаружена фальсификация подпи­сей в подписных листах (ст. 39 Кодекса). Правильность составления подписных листов, представленных политически­ми партиями, проверяется Централь­ной избирательной комиссией, которая для проверки правильности составле­ния подписных листов может привлекать специалистов органов внутренних дел, органов юстиции, а также учреждений, представителей политических партий. Их заключения могут служить основа­нием для признания Центральной изби­рательной комиссией подписей в подпис­ных листах фальсифицированными.

   Подписные листы для проверки от­бираются путем выборки. Проверке под­лежат не менее 15% от необходимого количества подписей избирателей и со­ответствующие сведения об избирате­лях, поставивших подписи в подписных листах.

    О выявленных несоответствиях и от­клонениях от требований Избиратель­ного Кодекса Республики Узбекистан в представленных к регистрации докумен­тах ЦИК в установленном порядке сооб­щает соответствующим политическим партиям.

    Согласно ст. 31 Избирательного Ко­декса избирательные бюллетени долж­ны печататься на государственном языке, но по решению окружной избирательной комиссии они должны печататься и на языках, которыми пользуется большин­ство населения избирательного округа.

  Обжалование действий избиратель­ных комиссий или других участников выборов непосредственно избирателями может иметь также место при нарушении принципа тайного голосования, срока оповещения граждан о времени и месте голосования, невключения избирателей в приложение к списку избирателей, если их фамилии не попали в список избира­телей, отказе избирателю в проведении голосования по месту пребывания и т. д.

Право наблюдения за выборами

  Право наблюдения за выборами пре­доставлено представителям политиче­ских партий, средств массовой информации (СМИ), наблюдателям от других государств и международных ор­ганизаций, которые ведут мониторинг за соответствием проводимых выборов де­мократическим стандартам. Права и обязанности наблюдателей, уполномоченных представителей политических партий, представителей СМИ нашли отражение в главе 6 Избирательного кодекса (Ст.ст.33-35). Результаты мониторинга периодически доводятся до сведения избирательных комиссий с це­лью исправления допущенных наруше­ний.

Судебная защита избирательных прав граждан

   В последнее время в Республике Узбекистан возрастает роль как вне­судебной защиты избирательных прав граждан, так и судебной защиты. Так, в соответствии со ст. 102 Избирательного кодекса решения избирательных комис­сий могут быть обжалованы органами политических партий, выдвинувшими кандидатов, кандидатами, доверенными лицами, наблюдателями и избирателями в суд в течение 5 дней после принятия решения. Решения ЦИК могут быть об­жалованы в Верховный суд Республики Узбекистан в течение 5 дней после при­нятия решения. Жалоба должна быть рассмотрена в течение 3 дней после ее поступления, а если до дня выборов осталось менее 6 дней, — незамедли­тельно. Лица, подавшие жалобу, име­ют право непосредственно участвовать при рассмотрении жалобы.

Остановимся на характерных чертах судебной защиты избирательных прав граждан.

   Во-первых, органы судебной власти своими решениями обеспечивают сво­бодный характер выборов и тем самым гарантируют реальное участие граждан в управлении делами государства. Защи­щая избирательные права граждан по­средством вынесения обязательных для исполнения решений, отмена которых невозможна никаким иным властным ор­ганом, суды обеспечивают соответствие итогов голосования фактическому воле­изъявлению граждан.

    Во-вторых, суды защищают демокра­тические принципы, на основе которых граждане реализуют свое избирательное право: к таким принципам относятся все­общность, равенство, альтернативность, выборов и т. д.

В-третьих, органы судебной власти своими решениями препятствуют рас­пространению противозаконных изби­рательных «технологий», прежде всего в сфере предвыборной агитации и финан­сирования избирательных кампаний.

В-четвертых, деятельность органов судебной власти повышает значимость законодательства об основных гарантиях избирательных прав граждан, прививает субъектам избирательного процесса ува­жение к закону, «дисциплинирует» кан­дидатов, заставляет их более ответствен­но относиться к правам избирателей и других претендентов на депутатские мандаты и выборные должности.

   Каждый заявитель при обращении в суд обязан указать, в чем заключает­ся, по его мнению, нарушение или угро­за нарушения его избирательных прав. Это требование является принципиально важным для всех избирательных споров, ему неукоснительно следуют в судебной практике.

   Установив обоснованность жалобы, суд признает оспариваемое решение или деяние (действие либо бездействие) не­законным, обязывает нарушителя изби­рательных прав гражданина-заявителя удовлетворить его требование либо вос­станавливает его нарушенные избира­тельные права иным путем.

    Рассматривая обращение о наруше­нии избирательных прав граждан, суд общей юрисдикции выступает в каче­стве первой инстанции, разрешающей избирательный спор, или осуществляет контроль эффективности правозащит­ной деятельности избирательных комис­сий, если соответствующее обращение рассматривалось ими ранее. Во втором случае избирательная комиссия должна привлекаться в качестве ответчика или соответчика (совместно с участником из­бирательного процесса, которому перво­начально было адресовано требование заявителя).

  Решение органа судебной власти не подлежит пересмотру каким-либо дру­гим государственным органом, а только в случае обращения вышестоящей судеб­ной инстанцией. Следовательно, мож­но говорить о самодостаточности, окон­чательном характере судебной защиты избирательных прав гражданина.

  Суд наделен законом весьма эффек­тивными полномочиями в сфере защиты избирательных прав граждан. В отличие от избирательных комиссий он обладает принудительными механизмами испол­нения собственных решений. Более того, само обращение в суд с аналогичными требованиями приостанавливает право­защитную деятельность комиссии.

Омон МУХАМЕДЖАНОВ, доктор юридических наук, профессор ТГЮУ

Источник-https://lex.uz/ru/docs/4386846?ONDATE2=08.05.2023&action=compare

Решения суда по избирательным спо­рам должны вступать в законную силу немедленно, поскольку иное исключало бы реальное восстановление в правах, что не согласуется с гарантиями судеб­ной защиты, закрепленными в статье 44 Конституции Республики Узбекистан.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Акбар Джураев стал серебряным призером Олимпийских игр Париж-2024

Представитель сборной Узбекистана по тяжёлой атлетике Акбар Джураев добавил в ряд своих наград и серебряную медаль Париж-2024. Узбекистанский спортсмен,...

Больше похожих статей