back to top
28.6 C
Узбекистан
Вторник, 17 сентября, 2024

Страницы истории музыкальной эстрады Узбекистана. Рустам Ильясов. Аранжировщик «Яллы»

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
6,800ПодписчикиПодписаться

История тридцать третья. Часть 3

Вскоре к ансамблю присоединились Аббос Алиев (клавишные) и Джавлон Тохтаев (гитара). Началось, как говорят, «золотое время» «Яллы», которое охватило практически все 80-е годы: «В этом нет никакого преувеличения, — рассказывает Рустам. Действительно – «золотое время»  Аншлаги везде, куда бы мы не приезжали. За 10 дней 20 концертов в пятитысячном дворце спорта (живьём! без фонограммы) Помню рекордную поездку по Узбекистану  в 1982 году, два месяца — 141 концерт. В Каттакургане пять концертов в кинотеатре, первый — в 11 утра! Фарух Закиров начинал со словами «Доброе утро» и далее, как киносеансы, в 13:00, 15:00, 17:00 и 19:00″.

Обновленный состав «Яллы» громко прозвучал по всей стране с легендарной песней «Уч кудук». В 1981 г. вышел одноименный виниловый диск, затем за годы работы Рустама в ансамбле были записаны еще три пластинки. Фарух Закиров сыграл решающую роль в сохранении ансамбля.  Собирая новый состав, он умело подбирал правильных людей и давал им возможность делать то, что они хотят, одновременно тактично направляя их творчество во благо конечного результата, которого он ожидал как художественный руководитель коллектива.

За время существования ансамбля с 1970 г. через «Яллу» прошли почти 30 музыкантов. Напрашивается сравнение с выдающейся британской джаз-рок группой King Crimson. Под руководством музыкального феномена и великого экспериментатора Роберта Фриппа в ней с момента образования в конце 1960-х гг. отыграли в разных составах около 25 человек. Фрипп также полагал лучшей методикой создание таких условий, чтобы музыканты самостоятельно приходили к нужному ему решению.       

Собственно говоря, предыдущие десять лет «Яллы» были стремлением создания «идеального» коллектива, с которым можно было бы решить стратегическую задачу – создать в Узбекистане музыкального театра, о чем не раз говорил Фарух Закиров. Не всё, но многое из этого получилось.  Необыкновенно плодотворным оказался творческий союза «Фарух Закиров – композитор и Рустам Ильясов – аранжировщик». Фарух, безусловно, один из лучших мелодистов СССР, а для меня так самый лучший. Его музыкальным идеям Рустам умело придавал ансамблевое звучание, формируя особый элегантный саунд «Яллы», характерный только для нее.

Композитор – Фарух Закиров, аранжировщик – Рустам Ильясов

Пряная восточная экзотика придает неповторимое очарование мелодиям «Яллы». Они резко отличаются от большинства песен советской эстрады, среди которых было немало по своему красивых творений, но «Ялла» выделяется тем, что в ее творчестве ярко и органично проявились  традиции именно национального мелоса. Красочные переливы песен ансамбля подобны полотнам многоцветной ткани хан-атлас. Субьективно, если, как говорится, в мировом масштабе, по своему исполнению «Ялла» напоминает мне популярный в конце 1960 гг. калифорнийский фолк-рок квартет The Mamas & The Papas. Красивые, романтичные мелодии, чистый, как бы прозрачный звук, правильные, хорошо поставленные голоса.      

Говорит гитарист «Яллы» Джавлон Тохтаев: «Рустам очень яркий человек, замечательный аранжировщик, еще и с юмором. Он писал аранжировки не так, как он это видел в каком-то идеале, а исходя из наших, например, моих возможностей. Не говорил, мол, купим новые инструменты и вот тогда… Работал и работал умело с тем, что было. Умел разглядеть лучшее и применить его. В этом была его огромная заслуга. Плюс к этому прекрасно владел искусством актерского перевоплощения. Мы же уделяли большое внимание театрализации в контексте идеи об эстрадном музыкальном театре». Как пример, можно привести обработку народной песни «Гайра-гайра» (1991), где ансамбль, не привлекая особых декораций, благодаря впечатляющей аранжировке и сценической пластике участников коллектива, создал музыкальную пьесу, в которой простая любовная песня обрела масштабные интонации прог-рока.  

«Гайра-гайра». Народная песня. Аранжировка Рустама Ильясова.  

 Белый телефон

В 1984 г. Рустаму выпало принять участие в решении важнейшего вопроса – обеспечении ансамбля аппаратурой. Произошло это почти случайно. В 1984 г. ансамбль был на гастролях  в Нукусе. Почти каждый вечер их приглашали в гости к высокопоставленным местным чиновникам. У одного из них на столе стояли два телефона: один радикально черный, другой радикально белый. Белый, как оказалось, — правительственная вертушка. И тогда Рустам прямо спросил у хозяина, можно ли по этому телефону позвонить в Ташкент и попросить аудиенцию в правительстве. Хозяин спросил: «Зачем?». «Нужна валюта для покупки аппаратуры для ансамбля, — ответил Рустам. «Посоветуемся,- улыбнулся хозяин. Утром телефонный звонок в гостиницу. «А сколько нужно валюты? – спрашивает вчерашний хозяин – «Тысяч сто…». «Понятно, — прозвучало на том конце провода и пошли короткие гудки».

Когда ансамбль вернулся в Ташкент, директор Узбекконцерта Амо Рубенович Назаров, заметно волнуясь, сообщил, что «Ялле» вдруг выделили 100 тысяч долларов на аппаратуру. Никто не ожидал, что поездка в Нукус принесет такой результат. За 100 тысяч долларов филармония заплатила 67 тысяч рублей по тогдашнему официальному курсу.

Правда, поступила аппаратура только через два года. Это время Рустам держал ситуацию под контролем, несколько раз ездил в технический центр Министерства культуры СССР, общался с тамошними специалистами по этой теме, работал с ними над составлением спецификации для комплекта Peavey от компании  Peavey Electronics Corporation — одной из крупнейших в мире частных компаний, производившей акустические системы, усилители мощности, прочую концертную и студийную звуковую аппаратуру, а также музыкальные инструменты. Аппаратура пришла только в марте 1986 г. В конечном итоге был собран интернациональный комплект, в который вошли усиление и акустические системы Peavey, а также гитары из США, клавишные  из Японии, ударная установка и микрофоны из Германии, микшерские пульты из Великобритании.

«Шахрисабз». Музыка: Фарух Закиров. Слова: Евгений Березиков. Аранжировка Рустама Ильясова

А спустя два года «Ялла» на волне перестройки первой в СССР среди государственных концертных организаций, перешла на хозрасчёт, как тогда говорили по правилу трех С: самостоятельность, самофинансирование, самоокупаемость. Для этого были все предпосылки. В 1989 г. тогдашний коммерческий директор «Яллы» В. Кузнецов познакомил автора этой публикации с некоторыми цифрами отчета о выполнении плана по Узгосфилармонии (тогда ансамбль был к ней приписан) за 1987 г. до самоопределения «Яллы». При плане по прибыли 119, 3 тыс. руб, ансамбль заработал 283, 4 тыс. руб. — перевыполнение 164 тыс. руб. или 237%! При этом большинство сверхприбыли ушло на покрытие убытков от деятельности других коллективов филармонии (все убытки от филармонической деятельности по объединению составили 672 тыс. руб.). В новых условиях была установлен план по годовым доходам на уровне 350 тыс. рублей. Увеличились и отчисления государству, но теперь для приобретения комплекта световой аппаратуры стоимостью 40 тыс. руб. не пришлось «звонить по белому телефону». 

На новой территории   

В 1993 г. Рустам Ильясов уехал с семьей в США. Сначала поселились в Нью-Йорке, после выхода на пенсию переехали в Хьюстон, где работал сын. «По сравнению с Нью-Йорком, Хьюстон это рай, говорит Рустам.

Как это часто бывает у эмигрантов, его жизнь там оказалась связана с русскоязычной публикой: русские рестораны, русские магазины,  русское радио и русские… «садики». Так называют частные заведения в основном для русскоязычных пожилых людей, типа американский вариант домов для престарелых. «Здесь, — рассказывает Рустам  проводятся всевозможные мероприятия, концерты, творческие встречи, отмечаются американские и советские праздники. В одном из таких «садиков» я и поработал директором программ. Ставил мини-спектакли, проводил творческие вечера, посвящённые великим поэтам, композиторам, актёрам и прочим знаменитостям, читал лекции на разные темы, организовывал концерты. Ведь «садики» были тогда и остаются сегодня основной площадкой для выступлений многих музыкантов и певцов из бывшего СССР. Проводил мероприятия с местными участниками. Эта работа дала мне очень много, я накопил колоссальный опыт».

Рустам Ильясов с супругой Лииной. Фото из архива Р. Ильясова

В американском эфире Рустам работал на радиостанциях: «Народная волна», New Life Radio, Radio Davidzon в Нью-Йорке. Вел еженедельную ностальгическую часовую программу – «Восток — дело тонкое» о жизни в Узбекистане. Среди приглашенных в прямой эфир были Фарух Закиров, Шахноза Ганиева, Надира Курбанова, Наргиз Закирова…

На мой вопрос о современном джазе и поп-культуре в США Рустам сказал, что мало следит за местной музыкальной культурой, но отметил несколько составов и исполнительниц, которые произвели на него, как сейчас говорят, бомбическое впечатление. Прежде всего, он назвал шведское трио Dirty Loops («Грязные петли»), у которых причудливо сплелись фьюжн, фанк, электронный энергопоп и белый вокал с «черным» акцентом. «Просто фантастическая техника исполнения, очень крутые ребята, просто виртуозы!».

Dirty Loops. «Rock You». Просто виртуозы, говорит Рустам Ильясов

«Удивительным образом, — говорит Рустам, — слились в одном дуэте матерый джазовый мэтр король свинга Тони Беннет и экстравагантная королева эпатажа Леди Гага. Пятьдесят лет разница в возрасте, а какая гармония в исполнении, как блестяще проявила себя хулиганка Гага с джазовой стороны!» С удовольствием слушает американскую а капелла группу Pentatonix, исполняющую каверы и свои песни без сопровождения инструментов. «Просто изумляет 17-летний Justin Lee Schultz из ЮАР, играет и на клавишных, и на струнных. У него просто Божий дар: тонкое чувство музыки, не по возрасту развитое джазовое мышление, фантастическая техника исполнения, тонкий вкус к импровизации… Высочайший уровень!»

Как видим, за музыкальной культурой Рустам «следит мало», но зорко подмечает то, что достойно внимания.  

Переехав в США, Рустам Ильясов остался в добрых отношениях с музыкантами «Яллы». Они не раз потом выступали вместе по разным поводам и в США, и в Европе, и в Узбекистане. 

Видео

Видеозапись проекта «When I’m 64».

На рубеже 2020/2021 гг. во время одного из своих приездов в Ташкент Рустам принял участие в дружеском битловском проекте, названном по имени хорошо известной песни «When I’m 64». В рамках проекта музыканты «золотого состава» «Ялла» записали со своими друзьями в студии Максима Пенсона несколько песен The Beatles. Начали с песни Sen bo’lmasang yuonimda на узбекском языке, продолжили на английском, закончили гимном Hey Jude. Получилось впечатляющее попурри. Это был музыкальный праздник друзей. Браво!

На заставке: «Золотые времена» ансамбля «Ялла». Слева направо: Рустам Ильясов, Алишер  Туляганов, Джавлон Тохтаев, Фарух Закиров, Аббос Алиев, Борис Гершкович. Фото из архива Р. Ильясова  

Александр ПОПОВ 
Автор благодарит за помощь в подготовке материала Рустама Ильясова 
Продолжение музыкальных историй следует

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Акбар Джураев стал серебряным призером Олимпийских игр Париж-2024

Представитель сборной Узбекистана по тяжёлой атлетике Акбар Джураев добавил в ряд своих наград и серебряную медаль Париж-2024. Узбекистанский спортсмен,...

Больше похожих статей