back to top
1 C
Узбекистан
Суббота, 28 декабря, 2024

Инфляционные риски при пересмотре тарифов в узбекской энергетике

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,150ПодписчикиПодписаться

Согласно последнему отчету «Обзор экономики Европы и Центральной Азии» Всемирного банка, прогнозируется увеличение инфляции  в Узбекистане в 2024 году из-за повышения внутренних цен на энергоносители, вызванного реформированием тарифов в энергетическом секторе. Однако ожидается, что жесткая денежно-кредитная политика Центрального банка  поможет частично смягчить этот тренд.

На среднесрочный период прогнозируется замедление темпов инфляции до уровня около 8%, что превышает целевой показатель Центрального банка в 5%.

В настоящее время наблюдается снижение инфляции до самого низкого уровня за последние семь лет: в декабре 2023 года она составила 8,8% по сравнению с 12,3% в 2022 году. Этот тренд обусловлен жесткой денежно-кредитной политикой властей, снижением ставки налога на добавленную стоимость, а также понижением цен на продукты питания и энергоносители на международных рынках.

В отчете отмечается, что экономика Узбекистана, продемонстрировавшая рост на 6% в 2023 году, может вырасти  на 5,3% в 2024 году. Прогноз роста был снижен на 0,2 процентных пункта по сравнению с январским докладом (5,5%). Прогноз роста ВВП на 2025 год остается на уровне 5,5%.

В 2023 году реальный ВВП Узбекистана вырос на 6% благодаря инвестициям, частному потреблению и экспорту. Рост инвестиций был ускорен за счет увеличения кредитования государственных и частных предприятий. Объемы реальных кредитов (займы для государственных и частных предприятий) увеличились на 11,6% в период с 2022 по 2023 годы, по сравнению с 5,1% в предыдущем периоде с 2021 по 2022 год.

Узбекский сум за год обесценился на 9% по отношению к доллару США. Это частично связано с обесцениванием российского рубля, основной валюты внешнеторговых операций страны, по отношению к американскому доллару. Дефицит текущего счета ухудшился из-за ускоренного роста импорта и снижения денежных переводов трудовых мигрантов, вызванных падением курса рубля.

Экспорт газа из Узбекистана сократился вдвое из-за увеличения внутреннего потребления, и страна впервые начала импортировать газ из России.

Дефицит бюджета увеличился до 5,8% ВВП в 2023 году, по сравнению с 4,1% в 2022 году. Это объясняется экстренными расходами на поддержание энергетической инфраструктуры, выплаты заработной платы и социальных пособий, а также субсидированием энергетических расходов и кредитованием государственных предприятий.

Золотовалютные резервы оставались на уровне 34,6 млрд долларов к декабрю, что обеспечивает покрытие расходов на импорт в течение восьми месяцев.

Стабильный рост реальной заработной платы снизил уровень бедности до 4,5% в 2023 году, а уровень безработицы сократился до 8,1% по сравнению с 8,9% в 2022 году.

В среднем за 2023 год реальная заработная плата увеличилась на 7,8%, преимущественно из-за роста спроса на рынке труда и дефицита квалифицированных работников. Однако этот рост заработной платы оказался более существенным среди высококвалифицированных работников, что увеличило неравенство доходов населения.

Прогнозируется, что в 2024 году рост ВВП Узбекистана составит 5,3%, при условии принятия мер по консолидации бюджета и ожидаемого замедления экспорта в Россию и Китай, которые являются ключевыми торговыми партнерами страны. Рост экономики будет поддерживаться дальнейшими структурными реформами, такими как реструктуризация госпредприятий, приватизация государственных активов и инвестиции в развитие энергетического сектора.

Ожидается умеренный рост импорта, но его темпы останутся стабильными, поскольку импорт определенных товаров необходим для модернизации различных секторов экономики и удовлетворения растущего потребления населения. Сокращение денежных переводов в основном связано с уменьшением числа трудовых мигрантов в Россию.

С уменьшением денежных переводов и ростом импорта, дефицит текущего счета немного увеличится, но останется стабильным, поскольку процесс модернизации экономики Узбекистана привлекает иностранные инвестиции, которые будут использоваться для покрытия дефицита текущего счета.

Ожидается также небольшое сокращение уровня бедности до 4,3% к 2024 году. Дефицит бюджета по прогнозам снизится до 4,2% ВВП к 2024 году и до 3% к 2026 году. Этого планируется достигнуть путем отмены крупных субсидий в сфере энергетики и неэффективных стимулирующих мер для госпредприятий, а также за счет увеличения доходов от приватизации государственных активов.

Правительство намерено придерживаться ограничений на внешние заимствования, установленных Законом о государственном долге, который ограничивает государственный долг не более чем в 60% от ВВП. Однако ожидается, что государственный долг увеличится до 36,5% ВВП в 2024 году и постепенно снизится до 34,4% к 2026 году.

Среди факторов, которые могут угрожать текущему прогнозу и вызвать его снижение, следует отметить возможное замедление экономического роста в России и Китае, которые являются основными торговыми партнерами Узбекистана, а также ужесточение условий на международных финансовых рынках.

Внутренние риски могут быть связаны с увеличением потенциальных финансовых обязательств со стороны государственных предприятий и банков, а также в контексте реализации проектов на базе государственно-частного партнерства.

Среди потенциальных положительных тенденций для страны можно выделить возможное повышение мировых цен на золото и медь (Узбекистан является экспортером этих видов сырья), а также более быстрый рост производительности в отдельных секторах экономики благодаря структурным реформам правительства.

В. Новиков

1 КОММЕНТАРИЙ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Акбар Джураев стал серебряным призером Олимпийских игр Париж-2024

Представитель сборной Узбекистана по тяжёлой атлетике Акбар Джураев добавил в ряд своих наград и серебряную медаль Париж-2024. Узбекистанский спортсмен,...

Больше похожих статей