На этот вопрос ответили специалисты республиканского Узгидромета в ходе пресс-конференции, проведенной на открытом воздухе для работников СМИ.
После дождливых дней жители столицы дышали глубоко в надежде, что показатели были хотя бы приближены к норме. А что значит норма?
Безусловно, все стараются придерживаться рекомендаций ВОЗ, но достичь их, оказывается, очень сложно. К тому же в каждой стране должны иметься национальные нормативы по содержанию мелкодисперсных частиц в атмосферном воздухе. Есть ли такие в Узбекистане?
– Узгидромет совместно с Министерством здравоохранения республики ведет проект при поддержке Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП), в рамках которого разрабатываются национальные нормативы и индекс качества атмосферного воздуха с учетом содержания мелкодисперсных частиц пыли (РМ10 и РМ2,5). Помогает нам в этом фонд Zamin, который выделил деньги для покупки и установки эталонных автоматических станций. В своей работе мы основываемся на международном опыте, принимаем во внимание климатические и географические условия нашей страны. Приглашали специалистов ЮНЕП, ВОЗ, Финского метеорологического института, уточняли, как у них ведется мониторинг, разработка индекса качества атмосферного воздуха, – пояснила ведущий инженер Узгидромета Марина Плоцен. – Для того чтобы принять национальные нормы, нужно собрать показатели за пять лет наблюдения. Работа началась в 2020 году. К концу 2025-го нормативы будут приняты.
Наблюдения проводятся на 16 эталонных автоматических станциях мониторинга загрязнения атмосферного воздуха, оснащенных высокоточными газоанализаторами. Три такие установлены в Ташкенте. В 2023 г. станции заработали также в Гулистане, Джизаке, Самарканде, Ургенче, Нукусе, Термезе, а в 2024-м – в Андижане, Намангане, Фергане, Навои, Бухаре, Карши, Нурафшане, Ташкенте.
Наблюдения на стационарных пунктах наблюдения проводятся три раза в сутки (7:00; 13:00; 19:00 по местному времени). Анализы проб с данных пунктов проводятся в 20 лабораториях. Чтобы информация была максимально достоверной, посты располагают рядом с жилыми комплексами, промышленными зонами, возле транспотных магистралей.
Станция, которую нам показали, находится на площади Дружбы народов, рядом с жилым массивом, административными зданиями, автодорогой. Она первая, установленная в Ташкенте, берет пробы в радиусе диаметре 5 км и каждый час в онлайн-режиме передает на сервер информацию о качестве воздуха. Данные поступают в Узгидромет, консолидируются в единой информационной базе и публикуются на общедоступной платформе https://monitoring.meteo.uz, созданной в рамках проекта.
Программа мониторинга качества воздуха охватывает пять основных загрязнителей: пыль (твердые взвешенные частицы), диоксид серы, оксид углерода (угарный газ), диоксид азота и оксид азота. Другие параметры добавляются в зависимости от состава промышленных выбросов и особенностей близлежащих предприятий и прилегающих территорий (аммиак, фенол, формальдегид, озон, хлор, твердые фториды, фтористый водород, тяжелые металлы – медь, свинец, цинк, кадмий).
Узгидромет проводит фоновый мониторинг в 26 городах, на 66 стационарных пунктах наблюдения и на 16 автоматических станциях. Для создания полной сети автоматизированного мониторинга целесообразно поставить станции еще в 20 крупных промышленных городах, а также во всех районах г.Ташкента.
По итогам 2023 года выбросы в атмосферу составили 2 138,3 тыс. тонн, из них 1279,9 тыс. т. (59,9%) пришлись на автотранспортные средства, а 858,4 тыс. т. (40,1%) – на промышленные предприятия. Самым высоким был объем выбросов в Ташкентской области (679,7 тыс. т.) и Ташкенте (417,6 тыс. т.).
Конечно, наш воздух не сравнить в воздухом тех стран, которые выходят к морям и океанам, – нас окружают пустыни, выпадает небольшое количество осадков, климат сухой и жаркий. Но если перестать рубить деревья, сократить количество автомобилей, урезать бесконечное строительство, то дышать будет однозначно легче.
Динара Шамухамедова.
Здравствуйте.А можно узнать,что распыляют над нашими головами,когда хорошая погода и чистое небо?С чьего согласия летают химтрейлы?Почему об этом не говорят?