Ключевые заявления первых лиц Беларуси и Узбекистана
Официальный визит Президента Беларуси Александра Лукашенко в Узбекистан начался 8 февраля. Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев назвал его историческим. Несколько дней стороны в разных форматах обсуждали будущее двусторонних отношений. Совместные мероприятия начались еще 7 февраля, когда Александр Лукашенко и Шавкат Мирзиёев посетили хоккейный матч, там ташкентский клуб «Хумо» играл с командой из Астаны «Номад». Состязание закончилось убедительной победой хозяев.
8 февраля прошли переговоры президентов Беларуси и Узбекистана в узком составе с участием членов официальных делегаций двух стран. Александр Лукашенко заявил, что его визит в Республику Узбекистан стал опорной точкой для Беларуси в Центральной Азии. Он поблагодарил узбекскую сторону за традиционно теплый прием делегации и трепетное отношение к белорусам. «Я очень ценю это. У нас с вами абсолютно доверительные, дружеские отношения. Наверное, уже доверительнее не бывает», — заявил Президент Беларуси. «Мы с большим интересом наблюдаем за теми преобразованиями, которые проходят в Узбекистане. Единственное, что вам надо, — это время. Упущено в свое время было немало. Вам приходится, как вы правильно сказали, догонять, догонять и догонять, а это всегда непросто. Но самое главное, вы знаете, куда идти. Вы развиваетесь потрясающими темпами, — сказал Александр Лукашенко. – Мы, как ваши друзья, близкие братья всегда рядом, потому что узбекский и белорусский народы – это очень похожие люди, трудолюбивые, толерантные. Самые настоящие трудяги. Это основа наших отношений. Мы довольны тем, что наша братская республика – Узбекистан – интенсивно развивается. Мы заинтересованы в развитии Узбекистана, потому что взяли в Центральной Азии вашу страну за основу».
Открывая встречу, Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев особо отметил, что за прошедшие годы узбекско-белорусские многоплановые отношения вышли на качественно новый, высокий уровень. Подчеркнуто, что в рамках подготовки к нынешнему визиту Президента Республики Беларусь успешно проведен целый ряд мероприятий, в том числе очередное заседание Межправительственной комиссии, форумы регионов, ректоров, медицинских работников и другие. Была отмечена важность продолжения активных контактов на уровне глав правительств, парламентариев, министерств и регионов. Стороны условились продолжать политический диалог и взаимную поддержку в рамках международных структур, в том числе Организации Объединенных Наций, СНГ, ШОС. С удовлетворением отмечена положительная динамика торгово-экономического сотрудничества. Товарооборот по итогам прошлого года вырос на 15%. Перед правительствами поставлена задача по доведению данного показателя до уровня свыше 1 миллиарда долларов в ближайшие годы. В этих целях достигнута договоренность о создании совместной внешнеторговой компании, внедрении механизмов поддержки экспортно-импортных поставок и электронной системы сертификации товаров. Кроме того, стороны согласились взаимно создавать благоприятные условия для грузоперевозок, осуществлять подготовку международных автоперевозчиков, эффективно использовать мультимодальные коридоры в направлении ёмких рынков Южной Азии. Особое внимание уделено развитию кооперационных связей. За последние годы количество совместных предприятий выросло в 4 раза.
В ходе переговоров главы государств определили приоритетные направления кооперации: это сельское хозяйство, легкая, пищевая и электротехническая промышленность, фармацевтика, градостроительство, коммуникации и другие. Договорились по всем направлениям сформировать отдельные рабочие группы. Лидеры приветствовали активизацию межрегиональных обменов. Особо отмечены плодотворные итоги состоявшегося накануне второго Форума регионов Узбекистана и Беларуси, по итогам которого подписаны контракты и соглашения на сумму свыше 1 миллиарда долларов.
Стороны условились продолжать активные культурно-гуманитарные обмены. Будут приняты программы развития партнерства в области высшего и профессионального образования, здравоохранения, культуры, спорта и туризма. В ходе заседания были заслушаны доклады членов официальных делегаций с конкретными предложениями по повестке дня переговоров. По итогам встреч достигнута договоренность о подготовке и принятии совместной «дорожной карты» по реализации принятых решений и подписанных соглашений. Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев сказал, что за последние годы удалось кардинально изменить характер и содержание узбекско-белорусских отношений, вывести их на качественно новый уровень. «Никогда в истории наших отношений еще не было такого взаимопонимания, таких реальных результатов».
Во время Форума регионов Беларуси и Узбекистана в г. Ташкенте стороны заключили контракты на $80 млн, но через пару дней это значение выросло практически в два раза. В итоге белорусская делегация во время работы в Ташкенте достигла договоренностей на $150 млн.
Главы государств сошлись во мнении, что темпы развития отношений могли бы быть более серьезными. «В нашей повестке – весьма внушительный экономический блок. Я не вижу здесь проблем со стороны Президента Узбекистана. Значит, где бы мы не доработали, нам надо быть активнее. Надо просто быть настойчивее. И это я, прежде всего, в адрес посла говорю. Поэтому посмотрите, чтобы не тормозили наших коллег», — сказал Александр Лукашенко. Он отметил, что в ближайшие год-полтора надо выйти на $1 млрд товарооборота с Узбекистаном. По его словам, нынешние объемы товарооборота – почти $600 млн – не соответствуют имеющемуся потенциалу, хоть и являются рекордным показателем.
«В ближайшие год-полтора надо выходить на $1 млрд и смотреть вперед, — подчеркнул Президент. – Пока есть согласие между правительствами и главами государств, надо многое сделать. Надо «завязать» наши отношения. Молодежь завтра придет к власти – она другая. У них нет этого опыта, они не проходили этот путь, который мы прошли. У нас в памяти есть все. Поэтому надо это время не потерять».
Александр Лукашенко заявил, что белорусское качество – это надолго, а не на один год. Он отметил, что Беларусь готова внести свой вклад в модернизацию Узбекистана: «Те технологии, которые вам нужны на сегодня и даже завтра, они у нас есть. Не надо нигде ходить по миру и кланяться. Мы вам это предлагаем с открытым сердцем, ничего не требуя от вас. И потребовать не можем: мы равновеликие, одинаковые страны – что мы будем друг от друга требовать? Только на доброй основе мы можем с вами сотрудничать».
Итоги официального визита Президента Беларуси
Александра Лукашенко в Узбекистан
Александр Лукашенко и Шавкат Мирзиёев приняли совместное заявление. В присутствии глав государств состоялась церемония подписания ряда важных двусторонних документов и соглашений. В их числе:
– План мероприятий по развитию сотрудничества между Республикой Узбекистан и Республикой Беларусь на 2024-2025 годы;
– Соглашение о применении электронных систем сертификации товаров;
– Соглашение в сфере развития конкуренции, защиты прав потребителей и регулирования рынка рекламы;
– Соглашение о научно-производственном сотрудничестве;
– Соглашение об установлении побратимских отношений и развитии многопланового сотрудничества между городами Ташкентом и Минском;
– Протокол о сотрудничестве в сфере энергетики;
– Протокол о сотрудничестве в сфере интеллектуальной собственности;
– Программа сотрудничества в сфере спорта на 2024-2025 годы;
– Программа сотрудничества в сфере культуры и искусства на 2024-2025 годы;
– Программа сотрудничества в сфере подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров учреждений дошкольного образования на 2024-2025 годы;
– «Дорожная карта» в области образования на 2024-2025 годы;
– «Дорожная карта» в области агропромышленного комплекса на 2024-2026 годы;
– План совместных мероприятий по развитию сотрудничества в сфере карантина растений;
– План мероприятий в сфере туризма на 2024–2025 годы.
Кроме того, в рамках визита подписан График взаимных визитов делегаций регионов Республики Узбекистан и Республики Беларусь в 2024 году. В тот же день, 8 февраля, президенты ознакомились с возможностями производственного комплекса TEXNOPARK в Ташкенте. Объединяя 16 производств и логистический центр, TEXNOPARK является одним из самых инновационных, высокотехнологичных производственных комплексов в Центральной Азии.
Следующий день Александр Лукашенко и Шавкат Мирзиёев посвятили не менее важному направлению – сотрудничеству в сферах спорта и туризма. Накануне страны подписали программу сотрудничества в спортивной сфере на 2024-2025 годы и план мероприятий по развитию сотрудничества в туризме. Президенты посетили горнолыжный комплекс «Амирсой» под Ташкентом, где пообщались в неформальной обстановке. Александр Лукашенко ознакомился с возможностями комплекса и опробовал горнолыжные трассы.
Консолидация граждан вокруг руководства Узбекистана и общественный контроль – залог успешного развития государства и всего региона
Республика Узбекистан под руководством Президента Шавката Мирзиеева стала настоящим центром притяжения и взаимодействия разных государств мира, поскольку открывает для них широкие возможности в Центральной и Средней Азии. Страны на постсоветском пространстве, включая Россию и Беларусь, получают через Узбекистан широкие возможности для реализации политики разворота на Восток в условиях введенных Западом санкций. Реализации совместных проектов в Евразии во многом способствует сходство менталитетов узбеков и белорусов (а также других народов на постсоветском пространстве), в которых развито гостеприимство, доброжелательность, настрой на конструктивное взаимовыгодное сотрудничество в социально-экономической, политической и культурно-гуманитарной сферах.
В условиях многополярности Узбекистан и Беларусь выходят за рамки двусторонних отношений, по сути, речь идет о дальнейшем полномасштабном развитии интеграционных процессов в Евразии. Беларусь рассматривает пути диверсификации товарооборота посредством постепенной переориентации на Восток. В этом отношении Узбекистан, во многом благодаря политике главы государства, является центром обеспечения взаимодействия с разными тюркоязычными странами, прежде всего, с Азербайджаном и Казахстаном.
Президент Шавкат Мирзиеев лично работал над созданием и теперь уже руководит реализацией концепцией внешней политики «Новый Узбекистан», которая должна наполнить международное сотрудничество Узбекистана новым конкретным содержанием. Глава государства определил дальнейшие цели и поставил важнейшие задачи, направленные на обеспечение последовательного повышения уровня благополучия и благосостояния населения страны.
Одно из центральных мест заняли вопросы проведения эффективной внешней политики, способной обеспечить необходимые условия для реализации масштабной программы реформирования и модернизации всех сфер жизнедеятельности общества и государства.
Шавкат Мирзиёев указал на необходимость совершенствования внешнеполитической стратегии республики и принятия обновленной концепции деятельности в этой сфере. При том особо подчеркнута важность обеспечения последовательности, проводимой Узбекистаном открытой, проактивной и конструктивной внешней политики.
Востребованность концептуализации внешнеполитической деятельности обусловлена высокой динамикой трансформации Узбекистана, переходом к новому этапу формирования демократического правового государства с развитой рыночной экономикой. Можно без преувеличения сказать, что в стране закладывается фундамент новой эпохи Ренессанса, требующей качественно новых подходов во внешней политике.
В этих условиях принятие указанной Концепции внешнеполитической деятельности призвано ускорить последовательное формирование благоприятной внешней среды для устойчивого внутреннего развития страны, эффективного продвижения национальных интересов на международной арене и поступательного повышения конкурентоспособности экономики страны на мировом рынке. В связи с этим сегодня первоочередными задачами являются консолидация и мобилизация всех внутренних и внешних ресурсов для безусловного достижения национальных целей развития.
В целом системный анализ базовых принципов и характерных черт современной внешнеполитической стратегии Узбекистана демонстрирует глубокую продуманность проводимой внешней политики, которая сегодня могла бы служить в качестве образцовой модели для многих стран, особенно в условиях, когда международные отношения переживают кризис доверия, дефицит диалога и взаимовыгодного сотрудничества.
Характерной чертой современной внешней политики Узбекистана является прагматизм в выстраивании взаимоотношений со всеми традиционными партнерами, а также странами ближнего и дальнего зарубежья. Достижение этих целей невозможно без сопровождения запущенных масштабных внутренних реформ соответствующей региональной стратегией, налаживания тесных отношений с ближайшими соседями, координации планов в рамках международных организаций, таких как ООН, ШОС, СНГ, Тюркский совет, ВТО, ЕАЭС, ЕББР, и других структур.
Внешнеполитические интересы Узбекистана основываются, прежде всего, на приоритетах внутреннего развития, что фактически означает очевидный сдвиг в сторону экономизации международного сотрудничества страны, усиление экономического прагматизма во внешних связях.
Учитывая масштабную и продуктивную работу Президента Узбекистана по стремительному развитию международного сотрудничества страны на благо ее народа, гражданам государства необходимо сплотиться вокруг его руководства и всеми силами помогать проводить в жизнь все планы и инициативы. Важно обеспечить полноценный общественный контроль выполнения указов Президента Узбекистана, соблюдения действующего законодательства, четкого исполнения администрациями регионов оперативных поручений из центра. Общественный контроль и совместная работа гражданского общества на благо родной страны должны быть в приоритете сегодня и сформировать для будущих поколений традицию ответственного личного отношения к развитию Республики Узбекистан и всего региона в целом.
Исмат КУЧИЕВ