История двадцатая. Часть 4. Глава вторая
После распада в 1988 г. ансамбля «Садо», каждая из его солисток вышла на свою эстрадную орбиту. Азиза и Мила закрепились в России. Кумуш осталась в Узбекистане, о том, как сложилась ее творческая биография, шла речь в предыдущей публикации «Страниц…». На очереди «ДОЧЬ АЗИИ» АЗИЗА
Когда я встретился с Азизой за несколько дней до ее отъезда на «Всесоюзный телевизионный конкурс молодых исполнителей современной советской песни «Юрмала-88»» (таково было полное название этого эстрадного форума), она удивила меня спокойствием и уверенностью. Казалось, впереди обычная гастрольная поездка, обреченная на успех. Азиза знала себе цену, была уверена в успехе и он состоялся.
Азиза блестяще выступила на юрмальской сцене «Дзинтари» с песнями «Наманганские яблоки» (муз. Шамиля Рамазанова, сл. народные в обработке Ало Ходжаева) и «Добрый ангел» (муз. Руслана Шарипова, текст Петра Сулоева). В клипе ниже звучат только «Яблоки».
Выступление Азизы в Юрмале произвело фурор. Она представила «Яблоки…» — добрый старый узбекский шлягер в неожиданно новом прочтении: скороговорка рэп, призывные звуки карная, зажигательная подача, волнующая пластика, хипповый хайратник, блестящий костюм и сама Красавица! Просто Огонь!
Перед конкурсом в Юрмале свыше двухсот вокалистов приняли участие в региональных прослушиваниях по всему СССР. В Москве за право поехать в Латвию продолжили борьбу 45 претендентов. Были отобраны двадцать два, в их числе Азиза и Юлдуз Усманова, которая дебютировала на эстраде всего полтора года до того. Молодая певица не добилась успеха, но сегодня в Узбекистане ее называют «примадонной узбекской эстрады».
Вместе с девушками из Узбекистана в Юрмале побывала тогда зав. отделом главной редакции музыкальных программ УзТВ Любовь Юхнова. При самом деятельном ее участии с 1986 г. в Ташкенте проводились отборочные туры на поездку в Юрмалу. Любовь была «надеждой и опорой» Азизы и Юлдуз и в Москве, и Юрмале.
На конкурсе в Юрмале победителем стал Александр Малинин, Азиза заняла третье место, но произвела огромное впечатление на публику, получив «Приз зрительских симпатий» и дерзкий титул «самые длинные ноги Юрмалы». Плюс к этому приз «Самой экстравагантной участнице» от рижской фабрики «Дзинтарс» — огромная коробка парфюмерии, которую пришлось отправлять из Юрмалы в Ташкент специальной посылкой. Девушка из Узбекистана потрясла Юрмалу и талантом, и оригинальностью исполнения, и супер-мини, и эполетами. Тем, что называют драйвом.
В 2002 г. в интервью американскому телеканалу RTV International[1] Азиза так прокомментировала юрмальский успех: «Я стала лауреатом конкурса. Нас было 30 девчонок и 15 ребят, среди девочек всего одна победительница, то считается, что я заняла первое место… По-восточному вообще все первые места надо уступать мужчинам. Подумав об этом, я и не стала перешагивать через Сашку Малинина».
«Победа Азизы, — это не победа эстрады Узбекистана, говорила мне Люба[2] после поездки. Это, прежде всего, ее личный успех. Она обладает замечательными, я бы сказала «бойцовскими», качествами, которые на таких конкурсах и вообще на эстраде абсолютно необходимы. Поддержка из Ташкента, конечно, была. В этом году артисты впервые выступали под оркестровые фонограммы. Это эффективнее, чем приглашать большой оркестр, которому раньше приходилось за несколько дней разучивать все партии. У нее было прекрасное звучание. Она привезла в Юрмалу очень качественные оркестровые фонограммы. Они записывались в Ташкенте, на студии «Мелодия». Ее директор Аида Ибрагимова постаралась создать максимальные условия для успешной работы. Отлично проявил себя звукорежиссер Алексей Умурзаков»
Тогда же я спросил Любовь Юхнову о том, насколько обоснованны слухи о возможном уходе Азизы из «Садо». Ведь в интервью перед отъездом в Юрмалу она сказала твердо: «Пока есть «Садо», я с ним». Но, когда после конкурса Азизу спросили, что ей может дать участие в нем, она ответила; «Рекламу «Садо» — во-первых, во-вторых, конкурс может стать началом моей сольной карьеры».
«Судите сами, ответила Любовь. — После Юрмалы она вместе с другими победителями уехала на 10 дней в Польшу. Уже есть приглашения на сольные выступления от ведущих концертных залов страны. В конце лета – начале сентября Азиза будет петь в «России», потом — Ленинградский концертный зал «Октябрь», Госконцерт организует лауреатам 40-дневную гастрольную поездку по Волге, а Советский комитет защиты мира пригласил их в США для участия в советско-американской акции мира. Как видим, Азиза поневоле отдаляется от «Садо». Эти проблемы решать, конечно, самим участникам ансамбля». Мое мнение — ей пришло время работать самостоятельно».
О юрмальском успехе Азизы писала и главная партийная газета «Правда» (01.1988): «Азиза Мухамедова… Стремительный выход на сцену — словно продолжается начатое где-то за сценой бурное излияние чувств. Шлягер «Наманганские яблоки» узнаваем — и неузнаваем. Ведь стиль рэп (подчеркнутое скандирование слогов), один из из самых ходовых в арсенале рок-музыки, вдруг соединился со скороговоркой восточного базара. Сочетая восточное и европейское, броскую манеру поведения и хорошие вокальные данные, Азиза создает своеобразный сценический «имидж» — одновременно и легкомысленный, и железно-волевой».
Александр ПОПОВ
Автор благодарит за помощь при подготовке материала Азизу и ее сестру Гульнару
Продолжение следует
[1] http://aziza-muhamedova.narod.ru/topaller2002.htm
[2] Любовь Юхнова -зав. отделом Главной редакции музыкальных программ УзТВ. В тексте она представлена выше на юрмальском фото.