back to top
2.5 C
Узбекистан
Среда, 25 декабря, 2024

Узбекская пианистка на сцене «Карнеги-холл»

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,150ПодписчикиПодписаться

Интервью с молодой, яркой и талантливой соотечественницей Узбекистана – ДИЁРОЙ ТУРСУНОВОЙ

Выпускница РСМШИ имени В.А. Успенского и Государственной консерватории Узбекистана, а также «Syracuse University» и «Mannes School of Music» США, Диёра Турсунова, живя и работая сейчас в Нью-Йорке, поделилась с нами своей творческой жизнью, впечатлениями и победами, настигших ее на другом континенте мира. Она является лауреатом таких международных конкурсов среди молодых пианистов как «Le muse» (Италия, 2011 г), Heddy Kilian Empire State Competition (Rochester, NY, 2019 г), The Golden Key Festival (New York, USA, 2020 г) и Clara Schumann International Competition (USA 2022 г).  Сегодня Диера искренне вспоминает и сердечно благодарит родной Узбекистан, педагогов и наставников, а также своих близких и друзей, которые оказали огромное влияние на формирование ее личности. Ведь только там, находясь далеко за пределами родного края, понимаешь и осознаешь насколько важно получить качественное образование, насколько дороги родные люди и насколько важно дальше продолжать, и совершенствовать свое мастерство. Ее профессиональное музыкальное образование, полученное в Узбекистане, стало настоящим трамплином, который позволил ей покорить одну из престижных мировых площадок – зал КАРНЕГИ- ХОЛЛ.

— Диера, расскажите нам, как вы пришли в музыку? Это Ваш личный выбор или выбор родителей? Почему свою жизнь связали именно с фортепиано?

— Я родилась в семье профессиональных музыкантов. Моя мама — Хуршида Хасанова, композитор, является профессором кафедры «Композиции и инструментовки» Государственной консерватории Узбекистана, а папа – Вахобжон Турсунов, музыкант, педагог, исполнитель на ударных инструментах.

По маминой линии у нас сложилось поколение музыкантов: мой дедушка был чангистом и играл в ансамбле «Лязги», а тетя – Ирода Ганиева – музыковед, и.о. профессора кафедры «Истории и теории узбекской музыки» Государственной консерватории Узбекистана.

Несомненно, мои родители повлияли на мой личный выбор, так как с детства я была окружена творческой атмосферой. Мне вспоминается, что мама, всегда сочиняя музыку, играла на фортепиано. Я постоянно слышала звуки фортепиано, и они пленили меня: мне нравилось это звучание, и я не могла не выбрать этот прекрасный инструмент. Помимо этого, окружение моих родителей также оказало на меня большое влияние: в наш дом всегда приходило много артистов, поэтов, писателей, творческих людей. Мама, сочиняя музыку, обговаривала тексты песен с авторами, и я была свидетелем этого непрерывного творческого процесса в доме. Я думаю, что моя судьба была уже предопределена: звуки клавиш пропитывали меня полностью. Также родители часто водили меня по разным концертам, фестивалям, конкурсам. Музыка сопровождала меня буквально везде…

Расскажите о своем самом ярком детском впечатлении.

— Я помню, что одним из самых моих ярких детских впечатлений было участие и творческая жизнь в вокально-инструментальном ансамбле «Севинч», который был создан моей мамой, Хуршидой Хасановой, и ее коллегой, Саодат Музафаровой, в Республиканском дворце школьников. Когда я была маленькая, мы пели песни, написанные моей мамой, так как детский репертуар – это ее направление. Она известна в республике именно как композитор детской песни.

Мы очень много выступали на таких правительственных концертах как «Мустакиллик», «Навруз», «9 мая», «8 марта», которые проходили на таких известных концертных площадках Ташкента как «Туркестон», «Дружба народов», «Консерватория» и др. Это было очень яркое время моего счастливого детства, связанное с теплыми и радостными воспоминаниями для меня. Вы знаете, выступать на сцене перед публикой в красивом костюме, исполнять песни моей мамы, танцевать и быть частью коллектива – это настоящее удовольствие.  Я уже тогда поняла, насколько мне нравится заниматься музыкой и слиться с ней в «унисон». Меня это очень вдохновляло и заряжало.

—  Диера, вы являетесь выпускницей музыкальной школы-интерната имени В.А. Успенского —  одного из престижных средних музыкальных заведений Узбекистана, в которое попадают далеко не все. Расскажите о годах, проведенных там.

 — Школа-интернат В.А.Успенского – это настоящее испытание для любого музыканта, который туда попадает. Я проходила там все этапы: начиная с вступительных экзаменов и заканчивая выпускными. В 1 класс я поступила к Дильдоре Джамаловой, у которой проучилась 2 года. В 3-ем классе меня перевели к Марату Гумарову, а в 4-5 классе к Марии Ахаджановой. Перечисляя эти фамилии, я думаю, что я искала именно своего педагога, который доведет меня до выпуска. Ею стала Ирина Аванесовна Арустамова, у которой я уже проучилась до конца.

Ирина Арустамова является ученицей Евы Мовсесянц. Как известно, школа Успенского славится двумя школами двух разных сильных педагогов – Попович и Мовсесянц. Я являюсь представительницей школы Мовсесянц, так как методика, ее стиль исполнения и технические приемы ее по традиции передались и мне. Я помню, как мы с Ириной Аванесовной, работали над техникой и художественным образом, оттачивая мое мастерство день ото дня.  Это было настоящее удовольствие для меня.  Ирина Аванесовна привила мне любовь к музыке, к фортепиано. Я стала заниматься больше, увлекаться по-настоящему, у меня стало получаться лучше. Мне стало очень интересно разучивать даже самые сложные произведения. Я очень благодарна ей за знания и за то, что она меня научила любить свое дело.

Наверное, самое сложное для меня было то, что школа В.А.Успенского – это профессиональная подготовка с детства, это высокие требования и конкурентная среда. Экзамены были очень сложные и нас строго оценивали: пятерку получить было не просто, ее надо было заслужить, хорошо и уверенно играя. Я помню, как я серьезно относилась и готовилась к каждому экзамену. Школа Успенского воспитала во мне трудолюбие, выносливость и дисциплину. А также мои одноклассники, окружавшие меня, вдохновляли и мотивировали заниматься еще больше, работать над собой часами за инструментом. Я помню этих выдающихся пианистов, наших старшеклассников, когда они выходили на сцену концертного зала нашей школы. Мне тоже хотелось достичь такого уровня и играть как они.  Я помню, как они тщательно готовились к международным конкурсам, и я вдохновлялась этой непередаваемой творческой атмосферой и окружением, слушала, как завороженная, исполнение этих одаренных музыкантов.

Любили ли вы музыкально-теоретические предметы?

— Да, я очень любила музыкальную литературу. Мне было интересно посещать эти уроки, потому что там всегда играла музыка на пластинках, педагог увлекательно рассказывал, и мы погружались со всех сторон в мир звуков. По музыкальной литературе я училась у Василевской и Плазинской, по сольфеджио и гармонии у Русака Марка Борисовича. Это уникальные педагоги, которые также заложили во мне фундамент знаний, которым я пользуюсь до сих пор. Я очень благодарна им за то, как они отдавались своему делу, как они прививали интерес и любовь к таким сложным историческим и теоретическим предметам.

Диера, следующим этапом вашего образования стала Государственная консерватория Узбекистана. Как вы поступили в это заведение? Нравилась ли Вам учеба в консерватории?

— В 2011 г, когда я была учащейся III курса школы В.А.Успенского, я выиграла международный конкурс среди молодых пианистов «Le muse» в Италии. Это позволило мне поступить на бюджетной основе в Государственную консерваторию Узбекистана. Этому событию я очень благодарна моей стране, так как участие в международных конкурсах предоставляет возможность поступления без экзаменов. Я искренне благодарна педагогам, которые вложились в меня, ведь это была большая удача для меня.

Если вспоминать учебу в консерватории, то первый год я училась у Эльмиры Миркасымовой, а второй у Мадины Файзиевой и у нее же я закончила.

Мне очень нравилось то, что в консерватории можно было играть как современную, так классическую музыку. В консерватории я участвовала на различных фестивалях, концертах, исполняя премьеры ныне живущих композиторов. Мне было интересно играть самую разную музыку, потому что консерватория не ограничивается только классическими опусами. Я играла как на концертах класса, так и участвовала на концертах композиторов. Особо мне нравилось интерпретировать сочинения современных авторов.

Еще будучи студенткой, я поехала на мастер-класс в Германию и это было самым ярким впечатлением. Мне нравилось посещать «Лабораторию современной музыки», где работал ансамбль «Омнибус». С разных стран к нам приезжали известные музыканты из Европы и Америки, представляя современную музыку. Меня вдохновляли их концерты, мастер-классы, тренинги, практические лекции. Через «Лабораторию современной музыки», я начала раскрывать для себя новые возможности: технику и выразительность мира современной интерпретации. Меня это захватывало, и новая музыка меня очень притягивала. В то время, когда я посещала лекции в «Лаборатории современной музыки», к нам приезжал знаменитый пианист из Франции – Жан-Пьер Колло. Джахонгир Шукур, узбекский композитор, один из основателей лаборатории, сказал мне, что приезжает пианист из Франции и ты можешь участвовать на мастер-классах, где он играет спектральную музыку таких композиторов, как Шаррин, Штокхаузен и Мессиан. У него я получила новые знания в исполнительской интерпретации: это внимание к нюансам — к примеру, 4 пиано, 4 форте (сильные контрасты), это новое извлечение звука, это новое отношение к инструменту. Я безумно хотела участвовать на всех мастер-классах этого пианиста, и он мне сказал, что следующий мастер-класс будет во Фрайбурге (Германия). Я с большим энтузиазмом подала заявку, получила грант и приглашение на участие в этом мастер-классе.  

— Диера, как вы переехали в США? В какие университеты поступили? Ведь магистратура стала вашим следующим этапом в образовании.

— в 2016 г. я закончила консерваторию с отличием и решила продолжить свое обучение в магистратуре. Я подавала в 5 университетов, среди которых был «Indiana University Bloomington», «Carnegie Mellon University», «Manhattan School of Music» и др. Везде я прошла отбор, но я выбрала «Syracuse University».  

Так я, с 2019 по 2021 гг.  обучалась на степень магистра по игре на фортепиано в Сиракьюзском университете («Syracuse University»), на основе полного гранта (Full Scholarship) и ассистентуры (Graduate Assistantship). Я прошла прослушивание, моя игра им очень понравилась, и я начала учиться.  Параллельно с учебой я также проходила ассистентуру у Стивена Хеймона, а также я работала аккомпаниатором, что покрывало мои карманные расходы.

Система образования в Америке очень отличается от нашей тем, что в магистратуре есть основные предметы, которые являются обязательными. Плюс большой в том, что студентов не заставляют учить экономику, культурологию или историю, но был предмет «Исследование», на котором объясняли, как писать эссе. Очень много предметов было на выбор и можно было зарегистрироваться на любой из них. Многие, например, предметы проходили в цифровом формате и имели строгие требования по срокам.

Сложно было то, что ты учишься самостоятельно, нет рядом родных и близких. Ты попадаешь в эту новую среду, новую страну и приходится привыкать, преодолевать языковой барьер, научиться выражать свободно мысли. Но особо мне нравилось заниматься в университете органной импровизацией. Она меня очень увлекала, и я в ней растворялась.

После моей отличной учебой в «Syracuse University» 2-х годичной магистратуры, с 2021 по 2023 гг. я обучалась в «Mannes School of Music» на программе «Professional Studies Diploma» под руководством Павлины Доковской и Владимира Валяревича (по специальному фортепиано). Помимо специальности, я очень хотела освоить уроки джазовой импровизации, интерпретацию джазовых ансамблей и новые жанры.

В «Mannes School of Music» я много экспериментировала, открывала для себя новые горизонты. К примеру, мы играли для немого кино, импровизировали сразу и играли коллективно. Я сразу вспомнила лекции, которые проходили в «Лаборатории современной музыки», так как этот ансамбль использует «МКРК» – метод коллективной резонансной композиции, то есть играть и сочинять всем коллективом на ходу. После уроков, я поняла, что такое коллективная импровизация и почему этот метод является одним из уникальных.

Нью-Йорк для меня заиграл новыми красками, это очень динамичный город, где можно раскрыть себя по-новому. Я начала экспериментировать в электронной музыке, я встретила новых профессоров, которые имели такие награды как «Греми». Я много получила вдохновения от происходящего.

Мне сложно сравнивать нашу и их сиcтему, но точно могу сказать, что плюс нашей системы в том, что у нас есть профессиональная подготовка музыкантов с детства, это уникальные заведения среднего звена – музыкальная школа-интернат им. В.А.Успенского и специализированная школа-интернат им. Р.М. Глиэра. Их школы не имеют такого интенсива, и для нас это очень ценное, что у нас в стране есть такие заведения, где мы действительно можем получить базовые знания.

— Диера, мы подходим с Вами к кульминации нашего интервью и сейчас речь пойдет о «Карнеги-холл». Расскажите, как вам удалось покорить эту престижную мировую музыкальную площадку?

— Мой дебют в «Карнеги-холл» состоялся в ноябре 2022 года.  Эмоции были неизгладимые, впечатления незабываемые. Я помню, как я с волнением готовилась к этому дню. Это было радостное событие для меня и для моих родных. Я играла в «Карнеги-холл» в рамках гала-концерта «Ассоциации классической музыки Нью-Йорка». Вместе со мной там были и другие участники, которые играли как сольную, так и камерную музыку. Я помню, что там была просто замечательная акустика … Прекрасное звучание инструмента Steinway… И очень теплое принятие публикой…Я исполнила там сочинение М. Равеля «Jeux D’eau» («Игра воды»).

— Диера, а чем вы сейчас занимаетесь? Где работате?

-Сейчас я преподаю. Я работаю преподавателем по фортепиано в музыкальной школе и органистом в церкви. Я руковожу хором, отвечаю за музыкальную часть в воскресной службе. В данное время я готовлюсь к концерту, который состоится в феврале и марте, учу новый репертуар, временами стараюсь сочинять и для других инструментов. Я хочу, конечно, больше сочинять для фортепиано и исполнять на сцене свои сочинения


— Диера, мы знаем, что вы много выступали с сольной и камерной музыкой в США и за рубежом, включая выступления в Carnegie Hall Weill Hall, Lincoln Center (Bruno Walter Auditorium), фестивале Mannes Sounds, General Consulate New York, Bohemian National Hall (Czech Center New York), Setnor Auditorium (Syracuse, NY), Ensemble-Akademie Freiburg (Германия) а также в апреле  2023 г состоялся Ваш сольный концерт в Bohemian National Hall Czech Center New York, а в мае 2023 г — премьера собственной композиции в Lincoln Center, New York. А о чем вы мечтаете сейчас? Какая у Вас творческая мечта?

— Я очень скучаю по Узбекистану. Я мечтаю о своем сольном концерте на Родине. Я хочу сыграть с оркестром и подарить публике незабываемые эмоции. Мне очень важны интересы публики. Что им нравится? Что они хотят услышать?

— Что можете посоветовать будущим музыкантам?

— Я желаю ставить свои цели и идти к ним. Ведь нет ничего невозможного. Если мы открыты миру и мир откроется перед нами.

     — Диера, благодарю Вас за содержательную беседу, надеюсь, что Ваша творческая мечта обязательно сбудется, а мы с радостью будем ждать Вас на Родине: ведь узбекская земля щедра на таланты.                                                    

 Беседу вела музыковед, Алина Кутлучурина, доктор философии по искусствоведению PhD Государственной консерватории Узбекистана.

Фотографии из личного архива Диеры Турсуновой

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Акбар Джураев стал серебряным призером Олимпийских игр Париж-2024

Представитель сборной Узбекистана по тяжёлой атлетике Акбар Джураев добавил в ряд своих наград и серебряную медаль Париж-2024. Узбекистанский спортсмен,...

Больше похожих статей