back to top
1.9 C
Узбекистан
Понедельник, 13 января, 2025

Чтобы помнили! Страницы истории музыкальной эстрады Узбекистана. «Ялла». Ансамбль за рубежом

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,180ПодписчикиПодписаться

История 17

В годы громкой славы «Яллы» казалось, что ее концертные афиши появлялись в Ташкенте нечасто. «Смотри-ка, раскатались по столицам да заграницам», — говорили некоторые.

Особенно часто, на мой субъективный взгляд, «Ялла» выступала в ГДР, где принимала участие в съемках разных музыкальных телепрограмм. Впору было говорить, что «Ялла» прописалась в Берлине. Несколько лет они, например, ездили на традиционную серию праздничных концертов вместе с ансамблями соцстран и Запада в Берлин и Дрезден.

Как уже отмечалось в предыдущих выпусках, первая зарубежная поездка «Яллы» состоялось в 1972 г. Они проехали по ГДР, Болгарии, Румынии, Польше. В 1973 г. представляли эстраду СССР на X Всемирном фестивале молодежи и студентов в Берлине. Выступали и в других городах ГДР. Например, в городе Галле, где состоялся концерт на улице. Тогда прозвучали песни «Бойчечак» и на немецком языке Wie Schade («Как жаль»).

За исполнение народной песни «Яллама ёрим» музыкантам «Яллы» в ГДР было присвоено звание лауреатов и вручена золотая медаль фестиваля. Ее и еще одну песню включили в сборник Parade der Schlagerstars ’73 («Парад шлягеров ’73») (ГДР, Amiga). Также, музыканты подготовили пятнадцать песен на немецком языке и около половины из них вошли в списки популярности молодежного радио ГДР (Jugend Radio).

Музыкальный руководитель «Яллы» Евгений Ширяев (в кепке) с музыкантами ведущей тогда в ГДР рок-группы Puhdys на водной прогулке по Берлину

Потом музыканты еще много раз выступали в ГДР и в ФРГ. Познакомились с участниками гэдээровской рок-группы Puhdys – самой популярной тогда в социалистической Германии. В музыкальном молодежном журнале ГДР Melody und Rhythmus после успешных выступлений «Яллы» вышла статья «Рубаб – в ритмах бита». «Несомненно, — писал журнал, — что они оставили в нашем сознании свой след, пополнили наши музыкальные познания совершенно незнакомым нам направлением в бит-музыке – это, несомненно, может оказать существенное и позитивное влияние на наше представление об этом новом стиле в популярной музыке»[1]. В той гастрольной поездке в составе «Яллы» было четырнадцать человек.

Wie Schade – стала реально хитовой песней. В оригинале это арабская народная мелодия. Фарух Закиров сделал ее аранжировку, автор текста на немецком языке J. Hamburger. Песня из тех, что называют «вечнозеленой». Она обрела немалую популярность в Европе. Музыканты также записали на немецком языке песню Das wird ein Tag sein («Настанет день»)/Schirjajew — Kasimow, немецкий текст Dt. Brandenstein. Обе песни были выпущены в ГДР в 1975 г. на диске миньон («сорокопятка»). В 1979 г. Wie Schade была включена в сборный диск Rhytmus на фирме Аmiga. Она оказалась не забыта даже в XXI в., когда датская музыкальная радиостанция Radio Rini & Dini включила ее в диджейской аранжировке в свою ротацию. А сама песня о том, как «Он встретил девушку прекрасную как заря, а она на него ноль внимания и прошла мимо. Но он не может ее забыть, и никак не может успокоиться. Как жаль, что так все получилось».

Песня «Яллы» Wie shade в дисковерсии на датском радио Radio Rini & Dini

Первый творческий контакт с зарубежными музыкантами у «Яллы состоялся в 1971 г. с польской рок-группой Czerwone gitary («Червонэ гитары»), когда та приехала на гастроли в Ташкент. Музыканты познакомились. За дружеским столом ташкентцы подарили полякам рубаб и пояснили как играть. Тогда в музыкальной сфере царила заложенная Джорджем Харрисоном мода «на все восточное».

Płoną góry, płoną lasy («Пылают горы, пылают леса») в исполнении Czerwone gitary («Червонэ гитары»), с использованием узбекского музыкального инструмента

В новой песне Płoną góry, płoną lasy («Пылают горы, пылают леса») польского ансамбля уже звучал узбекский народный инструмент. Его экзотичное звучание очень органично, особенно во вступлении, вписалось в музыкальную ткань песни. «Играя на рубабе, — говорил позже Краевски, мы старались передать атмосферу Узбекистана, который мы со своими коллегами-музыкантами всегда вспоминаем с удовольствием».

«Ялла» исполнила польскую песню на узбекском языке, а потом и на русском под названием «Лес горит в огне заката».

«Ялла» в отличие от многих советских ВИА часто выступала за рубежом. Им рукоплескали зрители Венгрии, Монголии, Чехословакии, Мексики, ФРГ, в американском городе Сиэтле — побратиме Ташкента. Они выступали с концертами в Афганистане. Осенью 1980 г. во время трехнедельных гастролей во Вьетнаме их концерты посетили более 150 тыс. человек.

Однажды «Ялла» играла на приеме во дворце афганского правительства, когда президентом там был Мохаммад Наджибулла. «Прием совпал с моим днем рождения,рассказывал Фарух Закиров, — и президенту сказали об этом. Идет концерт. Ближе к концу на сцену из зала поднялся Наджибулла, расстегнул ремешок своих часов и подарил их мне. Скромные такие — позолоченные «Сейко».Я долго их носил, а потом сын выпросил. Однажды он пришел домой в большом недоумении. Оказывается, совершенно неожиданно часы соскользнули у него с руки, и стекло, ударившись об асфальт, разлетелось вдребезги. Несколькими часами позже по телевидению передали, что Наджибулла ушёл из жизни». Президент Афганистана Наджибулла был зверски убит талибами 27 сентября 1996 г.

Александр ПОПОВ

Продолжение музыкальных историй следует

На заставке: Обложка альбома Parade der Schlagerstars ’73, на котором были записаны две песни «Яллы»


[1] Полностью прочитать статью можно здесь: http://via-era.narod.ru/Ansambli/Yalla/gdr2.htm

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Акбар Джураев стал серебряным призером Олимпийских игр Париж-2024

Представитель сборной Узбекистана по тяжёлой атлетике Акбар Джураев добавил в ряд своих наград и серебряную медаль Париж-2024. Узбекистанский спортсмен,...

Больше похожих статей