back to top
10.3 C
Узбекистан
Суббота, 16 ноября, 2024

Консультативная встреча открыла новый этап регионального сотрудничества в транспортной сфере

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,040ПодписчикиПодписаться

Хорошей традицией в нашем регионе стало проведение ежегодно с 2018 года по инициативе лидера Узбекистана Шавката Мирзиёева Консультативных встреч Глав государств Центральной Азии. Без преувеличения можно констатировать, что подобные мероприятия проходят на фоне продолжающейся позитивной динамики регионального сотрудничества.

Характерной особенностью нынешнего саммита стало то, что лидеры особое внимание уделили вопросам развития взаимодействия в транспортной сфере и интегрирования региона в международную транспортно-транзитную систему. В частности, участники приняли Пятистороннее соглашение об укреплении взаимосвязанности наземного транспорта в Центральной Азии, имеющее важное практическое значение дляразвития новых партнерских отношений сотрудничества.

Подписание этого документа означает, что лидеры государств взяли курс на формирование интегрированной транспортной инфраструктуры, как ключевого драйвера экономического роста и реализации потенциала ЦА.

Как заявил Президент Узбекистана в своем выступлении, «регион вновь возвращает себе историческую роль транспортного хаба, соединяющего Запад с Востоком и Север с Югом».

Аналогичная оценка просматривалась и в речах всех глав государств Центральной Азии, а также президента Азербайджана Ильхама Алиева, принявшего участие в Саммите в качестве почетного гостя.

Взаимодействие в формировании разветвлённой транспортно-коммуникационной системы позволит в полной мере реализовать транспортно-транзитный потенциал Центральной Азии по следующим причинам.

Во-первых, согласно оценкам ООН, к 2050 году спрос на грузовые перевозки в мире вырастет в 3 раза. Такая тенденция является прямым вызовом для стран Центральной Азии, не имеющих выхода к морю, по которому сегодня осуществляется более 80% всего объема мировой торговли.

Во-вторых, по данным ЮНКТАД, продукция стран, отдалённых от моря, практически не представлена на международных торговых рынках, а на долю этих государств приходится менее 1% мирового экспорта. В этой связи, чтобы конкурировать на внешних рынках, страны Центральной Азии вынуждены в ущерб своим интересам снижать цены, идти на достаточно дорогие импортные сделки.

Не случайно Глава Узбекистана в своем выступлении заявил, что транспортная замкнутость серьезно сдерживает экономический рост стран региона. Он отметил, что доля затрат на транспортировку грузов в центральноазиатских государствах доходит до 50% от конечной стоимости товаров, что почти в 5 раз выше среднемирового показателя – 11%. «В результате наши экономики вынуждены нести транспортную нагрузку в два – три раза больше, чем в развитых странах», подчеркнул Ш.Мирзиёев.

С учетом этого, для дальнейшего повышения транспортного потенциала наших стран Президент Узбекистана предложил в рамках встреч отраслевых министров: 1)  разработать соглашение о транспорте и транзите в Центральной Азии; 2) сформировать конкретные механизмы продвижения эффективных транспортных коридоров для выхода на рынки Китая, стран Южной Азии и Ближнего Востока, Евросоюза с применением сквозных тарифов, выгодных для бизнеса; 3) подготовить Программу мер по либерализации рынка транспортных услуг, оптимизации разрешительных процедур; 4) рассмотреть вопросы создания интегрированной цифровой Платформы международных перевозок.

Несомненно, реализация этих инициатив станет важным подспорьем для решения насущных задач, стоящих перед каждым государством Центральной Азии:

— оптимизируются и гармонизируются таможенные
и другие процедуры вдоль международных транспортных маршрутов, проходящих по территориям наших стран;

— будут согласовываться общие подходы по созданию надежной транспортно-коммуникационной системы, обеспечивающей выход
к важнейшим международным рынкам и морским портам;

— сформируется единое интегрированное транспортное пространство в Центральной Азии, активизируются совместные усилия по развитию существующих и формированию новых транспортных коридоров, что повысит конкурентоспособность государств региона на мировом рынке;

— будет обеспечиваться прозрачность транзитных перевозок путем цифровизации транспортных коридоров.

По расчетам экспертов ООН, решение всех задач по обеспечению выхода товаров на мировые морские порты могло бы за 10 лет повысить ВВП стран Центральной Азии как минимум в 2 раза.

Следует отметить, что в вопросе взаимодействия в транспортно-транзитной сфере между лидерами государств Центральной Азии утвердился общий консенсус, подкрепляемый схожими инициативами, сложение которых станет, несомненно, важным фактором совместного продвижения на этом пути.

В частности, президент Туркменистана С.Бердымухамедов предложил рассмотреть возможность запуска Центральноазиатской транспортно-логистической платформы.

Лидер Казахстана Касым-Жомарт Токаев обратил внимание на роль Транскаспийского международного транспортного маршрута в деле полноценной реализации транспортно-логистического потенциала всего региона. «В среднесрочной перспективе объемы перевозок по данному коридору могут быть увеличены в пять раз», отметил президент Казахстана. Он также заявил, что казахстанская сторона приветствует готовность стран Центральной Азии к участию в проектах по планомерному повышению пропускной способности Транскаспийского транспортного маршрута путем внедрения цифровых решений и модернизации инфраструктуры.

Президент Кыргызской Республики С.Жапаров заявил о необходимости превращения региона в связующее звено между Севером и Югом, Западом и Востоком, наращивая его транспортно-коммуникационный потенциал с выходом на морские порты. Глава Кыргызстана подчеркнул, что для устранения барьеров и препятствий, улучшения процедур прохождения границ и транзита между странами региона нужна только политическая воля.

В свою очередь, глава Азербайджана И.Алиев заявил о готовности Баку удовлетворить растущий спрос стран Центральной Азии на грузоперевозки через железную дорогу «Баку – Тбилиси – Карс». По его словам, в следующем году грузопоток по этой дороге будет увеличен в пять раз и достигнет 5 млн тонн.

Таким образом, Душанбинская Консультативная встреча продемонстрировала серьезный настрой каждого государства Центральной Азии к совместному развитию транспортной инфраструктуры региона, а также диверсификации внешнеторговых маршрутов.

Со своей стороны, Узбекистан за последние годы принимает активные меры по взаимодействию с соседними странами в сфере транспорта.

С 2016 года Ташкент разблокировал и наладил транспортно-коммуникационные сообщения с соседними республиками.  За 2016-2022гг. количество авиарейсов между Узбекистаном и странами Центральной Азии выросло почти в 2 раза, а число пассажиров в 2,1 раза. Кроме того, между нашими государствами были открыты новые и восстановлены пассажирские автобусные маршруты, что привело к неоднократному росту количества таких рейсов между Узбекистаном и соседними странами за последние 7 лет.

Одним из важных событий стало открытие в 2017 году между Узбекистаном и Туркменистаном железнодорожных и автомобильных мостов Туркменабат-Фараб через Амударью. Историческим событием также стало открытие в 2018 году между Узбекистаном и Таджикистаном линии железной дороги Галаба-Амузанг, соединяющей Сурхандарьинскую и Хатлонскую области.

Налажено скоростное железнодорожное сообщение между Узбекистаном и Казахстаном. Все эти меры привели к заметному увеличению объёма грузоперевозок между нашими странами.

Общая доля стран Центральной Азии в совокупном объеме грузоперевозок всеми видами транспорта Узбекистана выросла с 75% в 2019г. до 79% в 2022г. В частности, ж/д транспортом рост составил 3,9% с 35 млн т в 2019г. до 40 млн т в 2022г.; автомобильным транспортом – 24,1% с 8,1 млн т до 12,9 млн т; воздушным транспортом – 9,7% с 43тыс. т до 78,5 тыс. т.

В Стратегии «Узбекистан-2030», утвержденной Президентом Узбекистана 11 сентября 2023г., поставлены конкретные задачи по поднятию на качественно новый уровень практического взаимодействия в Центральной Азии путем усиления тесного регионального сотрудничества в приоритетных направлениях, особенно в транспортно-коммуникационной сфере.

Сегодня наши соседние страны активно поддерживают флагманские транспортно-транзитные проекты Узбекистана, реализация которых будет способствовать повышению привлекательности Центральной Азии как транзитного центра международных коридоров Восток-Запад и Север-Юг.

К примеру, на предыдущих саммитах президент Казахстана К.Токаев заявил о готовности Астаны участвовать в строительстве ж/д «Мазари-Шариф–Кабул–Пешавар» путем обеспечения поставки материалов для строительства железнодорожных путей.

Этот проект обеспечит страны Центральной Азии кратчайшим выходом к портам Индийского океана, соединит Южную Азию с рынками Центральной Азии, России, Китая и Европы. Его реализация позволит существенно сократить время на транспортировку товаров из Пакистана в Узбекистан с нынешних 35 дней до 3−5 дня, а также снизить стоимость доставки грузов почти в 3 раза.

Лидер Таджикистана Э.Рахмон подчеркнул актуальность инициативы Узбекистана по укреплению взаимосвязанности Центральной и Южной Азии, как важного фактора повышения значимости нашего региона в качестве международного транспортного узла.

В свою очередь президент Кыргызстана С.Жапаров заявил о важности скорейшей реализации ж/д «Китай-Кыргызстан-Узбекистан» в деле повышения транзитного потенциала региона. Ввод в эксплуатацию данного маршрута сократит расстояние из Китая в Юго-Восточную Европу до 900 км, что равно 7-8 дням. По данным АБР, сокращение времени в пути на одни сутки по этому коридору могло бы увеличить объем торговли между странами до 5,7%.

Кроме того, в октябре 2022 года в ходе государственного визита Ш.Мирзиёева в Ашхабад президент С.Бердымухамедов выразил готовность к совместной работе по развитию транспортного маршрута «Узбекистан-Туркменистан-Каспийское море» с выходом в Европу, а также скорейшей реализации проекта транспортного коридора «Узбекистан-Туркменистан-Иран-Оман-Катар».

Это поспособствует созданию надежного сообщения для перевозки пассажиров и грузов между странами Центральной Азии и портами Персидского залива и Оманского моря.

Подытоживая, можно констатировать, что взаимодействие в транспортной сфере приобретает стратегический характер для всех государств Центральной Азии и встреча в Душанбе продемонстрировала их высокую заинтересованность в формировании новой региональной модели транспортно-коммуникационной взаимосвязанности.

В этом плане, Узбекистан при поддержке стран Центральной Азии и близких партнеров продолжит активную транспортную дипломатию, которая позволит синхронизировать национальные проекты государств региона с международными транспортными коридорами Север-Юг и Запад-Восток и превратить Центральную Азию в важное звено межрегиональной взаимосвязанности.

Жасур Рахматов, Главный научный сотрудник ИСМИ при Президенте Республики Узбекистан

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Акбар Джураев стал серебряным призером Олимпийских игр Париж-2024

Представитель сборной Узбекистана по тяжёлой атлетике Акбар Джураев добавил в ряд своих наград и серебряную медаль Париж-2024. Узбекистанский спортсмен,...

Больше похожих статей