back to top
2 C
Узбекистан
Четверг, 26 декабря, 2024

Использование инструментария надзора для препятствия развитию банковского сектора

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,150ПодписчикиПодписаться

На днях Центральным банком введены ограничения на автокредитование коммерческих банков, тем самым — ЦБ данными рестрикциями фактически определил, сколько автомобилей должно быть в стране. Об этом решении банки и жители страны узнали постфактум. Остается надеется, что Центральный банк в скором будущем, предоставит конкретное количество завозимых и производимых автомобилей и других видов потребительской продукции, на которые имеются острый спрос.

Все это подается населению как неотлагательные меры для снижения рисков банков, проводимых в рамках денежно-кредитной политики, тогда как права и пожелания потребителей отходят на второй план, что создает негативное отношение к банкам и их услугам.

Хотя Указом Президента Республики Узбекистан от 9 января 2018 года № УП-5296 «О мерах по коренному совершенствованию деятельности Центрального банка Республики Узбекистан» была создана отдельная служба в структуре Центрального банка для защиты прав потребителей, а также повышения доступности финансовых услуг и финансовой грамотности населения.

Целью данной службы, в том числе являлось создание условий для расширения спектра и объемов потребительских услуг, в том числе и автокредитов. Однако на практике Центральный банк принимает меры ровно наоборот, что еще больше сокращает и без того ограниченный спектр банковских потребительских кредитов.

Есть ли в Узбекистане лишние автомобили?

Для сравнения, обеспеченность автомобилями на 1000 человек населения в России (2022) – 328, в Казахстане (2022) – 189, в Узбекистане (2022) – 87. Фактически теперь мы знаем максимум, который установил ЦБ — 111 авто на 1000 человек. Догонять Казахстан по одному из важнейших показателей страна не планирует.

Пока развивающиеся страны поддерживают производство автомобилей как один из драйверов роста экономики — а авто это и важный ресурс для развития бизнеса, Центральный банк Узбекистана ограничивает доступ населения к покупке авто.

И не важно, что автопром имеет мультипликативный̆ эффект: одно рабочее место в автомобилестроении обеспечивает, по разным оценкам, 7–10 рабочих мест в смежных отраслях.

Что будет дальше?

Развитие теневого рынка. Те, кто не смогли взять кредит в банке, теперь пойдут занимать у «частников» наличные?

Даже обывателю нетрудно догадаться, что принятые меры по ограничению объема выдаваемых потребительских автокредитов на практике могут привести к таким негативным последствиям, как:

  • снижение потребительского спроса как на производимые, так и на ввозимые автомобили;
  • увеличение объемов финансирования потребностей населения из источников теневого оборота, в силу высокой доходности и обеспеченности автокредитов самими автомобилями, которые являются весьма ликвидным товаром на местном рынке;
  • сокращение объемов производства и бизнес-активности населения с последующим снижением налоговых поступления в бюджет – банки, в отличии от «частников», платят налоги исправно и в полном объеме.

Остаются непонятными методы Центрального банка по стимулированию потребительского кредитования?

Каким образом данное ограничение было обосновано при наличии высокой потребности у населения на данный вид кредита, имеются ли какие-либо расчеты?

Если данная мера вводится в отношении коммерческих банков, то какова ситуация с небанковскими кредитными учреждениями, имеются ли отраслевой анализ и сценарии последствий вводимых ограничений?

В конечном счете, как данные меры согласуются с теми мерами, принятыми в области развития и расширения отраслей экономики согласно Стратегии «Узбекистан 2030», где коммерческим банкам поручено довести объем годового кредитования в банковской и финансовой системе до 40 млрд. долларов.

Все эти вопросы, на которых нет ответа, свидетельствуют о том, что вводимые ограничения являются поспешными и не имеют глубокой проработки с бизнес-сообществом и населением.

Что это говорит о стране потенциальным инвесторам?

Правила игры меняются стремительно, а значит, о долгосрочном планировании и инвестициях речи и не может идти.

Способствовать повышению транспарентности финансового сектора страны в целом может последовательная деятельность Центрального банка Республики в партнерстве с ведущими финансовыми организациями страны — но о партнерстве и транспарентности речи также не идет.

Представьте себе, согласно той же Стратегии «Узбекистан 2030» предусмотрено привлечение на банковский рынок страны не менее 4 крупных авторитетных зарубежных банков, которые, соответственно, имеют широкий спектр банковских услуг для населения, в том числе потребительских кредитов, а также программ лояльности и других удобств. Смогут ли в данном случае отечественные банки оставаться на плаву в силу отсутствия у них опыта и достаточного спектра потребительских услуг для работы с населением?

Возможно, приоритетными являются задачи по наращиванию объемов и видов кредитов для развития отрасли потребительского кредитования и широкому внедрения ИТ-решений, которые позволяют вести контроль банковских продуктов и снижать уровень рисков по ним. Не так ли?

Как это повлияет на долгосрочные цели страны?

В июле 2023 года Президентом Республики Узбекистан была поставлена цель – довести объем ВВП до 160 миллиардов долларов в 2030 году. ВВП Узбекистана раскладывается на следующие компоненты: потребление частного сектора (2022) 56%, инвестиции (2022) 30%, а также потребление государственного сектора и торговый баланс (2022) 14%. Фактически сейчас ЦБ ограничивает потребление частного сектора и инвестиции. Это ставит под вопрос возможность достижения заявленной Президентом страны цели.

Цифровизация экономики, привлечение инвестиций, реализация Стратегии «Узбекистан 2030» также оказываются под вопросом — как и деятельность коммерческих банк во главе с Центральным банком.

Давайте подумаем каким образом ограничение выдачи потребительских кредитов повлияет на экономику?

Выданные кредиты создают платежеспособный спрос у населения и юридических лиц. Появление данного спроса на рынке побуждает к увеличению объемов тех или иных потребительских товаров и услуг со стороны производителей. Бесконечное повторение данного цикла и приводит к постоянному росту потребления, производства и, в конечном итоге, к росту ВВП.

Одним словом, стимулирование спроса посредством выдачи кредитов приводит в движение цепочку потребления и производства. В свою очередь, цели монетарной политики и те меры, которые принимаются со стороны регулятора, в конечном счете, должны создавать благоприятные условия для работы данного механизма.

Центральный банк, с точки зрения его надзорных и регуляторных целей, до принятия решения по введению ограничительных мер, должен был обеспечить проведение эффективного, устойчивого и справедливого функционирования рынка банковских и финансовых услуг, эффективный контроль и надзор, с обеспечением доступности финансовых услуг, защиты прав потребителей и повышения их финансовой грамотности.

В целом в банковской системе Узбекистана по состоянию на 1 августа 2023 года банки страны имеют NPL в среднем в размере 3,7%, при этом банки с госдолей 3,9%, а другие банки 3%. Объем NPL ниже 4 процентов свидетельствует о том, что даже по международным требованиям так называемого Базельского комитета по банковскому надзору скорее всего является допустимой нормой учитывая специфику банковской деятельности. При таких показателях введение в отношении коммерческих банков каких-либо ограничений по выдаче кредитов является необоснованным.

Вывод

Исходя из потребностей населения, и с учетом обеспеченности и ликвидности автокредитов, имеется ли необходимость во введении таких ограничительных мер остается для потребителей сомнительным.

Оставим данные размышления для регулятора.

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Про ограничения автокредитов статья отличная. Ждём статью про ограничения конвертации.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Акбар Джураев стал серебряным призером Олимпийских игр Париж-2024

Представитель сборной Узбекистана по тяжёлой атлетике Акбар Джураев добавил в ряд своих наград и серебряную медаль Париж-2024. Узбекистанский спортсмен,...

Больше похожих статей