История 17
С 1972 г., — читаем на сайте «Яллы», руководителем ансамбля становится Фарух Закиров. Ансамбль начинает жизнь профессионального гастролирующего коллектива с характерными для него делами и заботами: выступлениями в республике, поездками по стране, плановыми репетициями, студийными записями, заботами о репертуаре…
Первое заграничное турне «Яллы» состоялось в том же 1972 г., они побывали в ГДР, Болгарии, Румынии, в Польше коллектив стал лауреатом фестиваля «Варшавская весна-72». “Ялла” были одним из немногих советских ВИА, которым было разрешено выступать за рубежом.
В 1973 г. коллектив из Узбекистана представлял эстраду СССР на X Всемирном фестивале молодежи и студентов в Берлине. Музыканты выступали не только в столице ГДР, но и в других городах социалистической Германии. Например, на улице в городе Галле. Тогда прозвучали песни «Бойчечак» и на немецком языке Wie Schade («Как жаль»).
Одетые в пиджаки цвета хан-атласа музыканты очень колоритно смотрелись на крыше «дискомобиля» стоимостью 100 000 марок, который подкатили работники молодежного радио и телевидения ГДР (Jugendfernsehen DDR). Немцы записали это выступление и теперь его можно увидеть в Интернете.
В 1972 г. на фирме «Мелодия» «Ялла» записывает первый миньон «Киз бола» с четырьмя песнями, затем на фирме Amiga выходит «сорокопятка» на немецком языке с двумя фестивальными песнями… «Yalla – Wie Schade («Как жаль»)/ Das Wird Ein Tag Sein» («Настанет день») (1975).
Любопытная запись была сделана в 1976 г., когда ансамбль выпустил пластинку «Салом, фестиваль!» к традиционному Ташкентскому международному кинофестивалю. В нее вместе с тремя песнями был включен кавер (исполнение чужой песни) легендарной «Леди в черном» (Lady in Black) суперпопулярной тогда британской рок-группы Uriah Heep. Узбекская версия называлась «Нав Ниҳол«. На пластинке вместо авторства Uriah Heep было написано: «Инглиз ҳалк кўшиги» — «английская народная песня». Автор узбекского текста Тураб Тула. Здесь заметим, что текст для обложки по существовавшему тогда обычаю, готовила фирма грамзаписи «Мелодия». Музыканты, конечно, имели право голоса. Но последнее слов было за «Мелодией». К тому времени СССР три года как присоединился к Международной конвенции по охране авторских прав и в 1975 г. The Rolling Stones даже первой из западных рок-групп получили авторский гонорар за четыре песни, выпущенные в СССР. Песни западных авторов в СССР тогда нередко называли народными. К западной народной музыке претензий, обычно, не было, в отличие от современной. Это была одна из трещин в «железном занавесе» через которую в СССР просачивалась рок- музыка.
В 1978 г. выходит сорокопятка «Ялла» – Звезда Востока» с четырьмя песнями. Название ей дал написанный еще в 1970 г. Давидом Тухмановым суперизвестный одноименный хит, посвященный отстроенной после сильного землетрясения столице Узбекистана, а фраза «Ташкент — Звезда Востока, столица мира и тепла» обрела самостоятельное звучание, как характеристика обновленного города. Хорошо встретила публика и танцевальную «Песню друзей» Евгения Ширяева в исполнении солистки ансамбля Ларисы Кандаловой.
Песни ансамбля периодически записывались не только фирмой «Мелодия» на виниловых пластинках, но и на гибких пластинках специализированного музыкального журнала «Кругозор». Яркими моментами творческой биографии «Яллы» тех лет стали выступления в роли приглашенного гостя в программе созданного великим певцом Узбекистана Батыром Закировым Ташкентского мюзик-холла «Путешествие Синдбада-морехода».
Между тем, как уже говорилось, в 1974 г. из группы ушел Сергей Аванесов, в 1976 г. ее покинул Алиаскар Фатхуллин. В ансамбле он был не только музыкантом, но и писал тексты песен. У него родился второй ребенок, хотелось больше внимания уделять семье. Но не сложилось. Дирекция Узбекконцерта употребила власть и назначила Алиаскара художественным руководителем ансамбля «Наво», выросшего из группы «Синтез» ташкентского политеха. Он руководил «Наво» до начала 1980-х а потом ушел работать в мир кино. На рубеже 1978-79 гг. покинул ансамбль Григорий («Грига») Пушен, которого называли лучшим бас-гитаристом Узбекистана. На место ушедших приходили другие музыканты. Такие перемены в составе были первыми сигналами грядущего творческого кризиса, когда репертуар ансамбля стал терять творческую оригинальность, каждый из участников стал видеть по-своему будущее ансамбля, а в целом в коллективе стали появляться настроения усталости, предвестники творческого спада.
В 1977 г. по инициативе Фаруха Закирова в группе в качестве эксперимента появились девушки на бэк-вокал: Мамура Курбанова, Саима Абдураимова (Майя Курбанова), третья солистка пока не установлена. Они выступали как трио менее года, успели съездить на гастроли в Карши, после чего двое из них ушли из ансамбля. Но их голоса звучат до сих пор в студийной записи песни «Сумаляк». Мамура осталась в «Ялле», а солисток, покинувших ансамбль сменили Елена Живаева и Светлана Бабаханянц. Они выступали с «Яллой» до 1983 г.
Но в 1979 г. наступил переломный момент, реальный творческий кризис, когда ансамбль исчерпал свои возможности, потерял веру в себя и в будущее. «Ялла» стала терять популярность. Из ансамбля ушли почти все музыканты. С Фарухом остался только Шахбоз Низамутдинов, но и он покинул ансамбль по состоянию здоровья, проблема была серьезная – подозрение на опухоль головного мозга.
В это непростое время на помощь Фаруху пришел старший брат Батыр Закиров. У него тоже была большая творческая проблема. Прекратил существование созданный им в 1972 г. Мюзик- холл, первый в Средней Азии и третий в СССР. В заботах о спасении «Яллы» Батыру Закирову было легче перенести закрытие Мюзик-холла. «Он мне тогда очень помог, — вспоминает в интервью сайту «Ферганские новости» Фарух Закиров. — Привлек из Москвы видных деятелей музыкальной культуры. В Ташкент приехали поэт-песенник Юрий Энтин, художник Алла Коженкова[1],которая создала для нас совершенно потрясающую эксклюзивную коллекцию костюмов и оригинальное оформление сцены для новых концертных программ, директором которых на какое-то время стала Злата Хазанова {жена Геннадия Хазанова}». Лучшие люди советской эстрады помогли ансамблю из Узбекистана обрести второе дыхание.
Создатель и фронтмен группы «Уч Кудук» Зиёд Ишанходжаев, выступавший одно время в «Ялле» отмечал: «Золотое время ансамбля «Ялла» началось… в конце 70-х. Так получилось, что Евгений Ширяев уехал в Москву, а Фарух Каримович занял его место. Он в корне поменял репертуар группы и ее состав. За какое-то короткое время «Ялла» получила мировое признание… Закиров очень чувствовал настроения людей, то, что им нужно было».
Александр ПОПОВ
Автор благодарит за помощь при подготовке материала Саиму Абдураимову и братьев Ильясовых
Продолжение истории музыкальной эстрады Узбекистана следует.
На заставке: «Ялла» в Берлине (1973). Слева направо: Алиаскар Фатхуллин (клавишные), Виталий Зубарев (гитара), Григорий Пушен (бас-гитара, вокал), Наргиз Байханова (вокал), Шахбоз Низамутдинов (вокал), Владимир Шерин (ударные), Евгений Ширяев (худ.рук.), Исмаил Джалилов (вокал). За пределами кадра случайно остались Фарух Закиров и Игорь Халиков. Фото: Guenter Gueffroy, Berlin
[1] Алла Коженкова, выпускница ЛГИТМиК, известная московская художница, наделенная замечательным профессиональным чутьем, безупречным вкусом, тонким видением и пониманием восточного колорита. За время работы на сцене оформила более 400 спектаклей, включая зарубежные постановки.