День был крайне необычным. Моя младшая дочь, которая давно выросла из розового и даже испытывала некоторое отвращение к этому цвету, смотря на свои детские фото, в этот раз пол дня потратила на розовую сумочку и блузку в тон. Сюда же были приложением новая помада полупрозрачного оттенка жевательной резинки Love is… и тени оттенка Cupcake pink.
Я наблюдала за всем этим с некоторым недоумением и настороженностью, в конце робко предложив сменить, наконец, кроссовки на розовые черевички в тон предстоящему событию. И, как ни странно, у меня это получилось. Именно в тот день трудный подросток превратился в прекрасную молодую леди. Если бы не премьера «Барби» режиссёра Греты Гервиг в кинотеатрах страны, этот прекрасный час наступил бы много позже.
Как вы и догадались, кульминацией всей многочасовой подготовки к событию, конечно же, был поход в кинотеатр. И мы не были разочарованы. Грета Гервиг блестяще построила свой фильм, это почти как парк развлечений, где вам не нужна карта. Мы совершенно естественно катались на предложенных режиссёром аттракционах, это было весело, смешно и с ветерком.
«Барбиленд» — это Земля Барби, страна, где решены все женские проблемы. Ты можешь быть идеальной белокурой легкомысленной красоткой в розовых коротких платьях, то есть т.н. «стереотипной Барби», живущей бесконфликтной жизнью, где есть пляжи и ежедневные танцевальные вечеринки с друзьями.
Еще Барби — это президент Барбиленда, юристы, врачи, литераторы, отмеченные высокими наградами, и просто беременные Барби всех цветов кожи и разных типов фигур. Здесь нет плохой погоды, нет стрессов, нет страхов и никакого патриархата.
Собирательный образ мужчин в лице различных Кенов — это всего лишь приятели Барби, они никак не влияют на сложившийся барби-уклад жизни. Кен очень не уверен в себе и беспокоен, он чувствует себя комфортно только в случае, если Барби обращает на него внимание, а это случается не так часто и не имеет серьёзных последствий. Ведь у кукол нет первичных половых признаков.
Да, с появлением куклы Барби мир девочек сильно изменился. В начале картины показана сцена с девочками, которые довольствовались пухленькими кулами-пупсами в пелёнках и коляске, нас с детства приучали к мысли о материнстве, без всяких самодостаточных Барби-президентов, для которых быть мамой — личный выбор.
Но благодаря Рут Марианне Хэндлер, соосновательнице компании Mattel, создательнице куклы Барби, мир маленькой девочки значительно изменился. Mattel регулярно критиковали за гендерно-ориентированные и сексистские игрушки, они были слишком красивы, слишком худы и даже усиливали стереотипы о недалёкости женщин.
Например, когда в 1992 году куклы впервые научились произносить слова, первые фразы были: «Математика — это сложно» и «Пойдём по магазинам».
Но наступил 2023 год и розовый стал символом феминистской направленности благодаря переосмыслению концепции Барби. Пройдитесь по ташкентским ТРЦ, многие витрины магазинов приобрели розовый оттенок, Барби на время премьеры — двигатель торговли, а в кинотеатрах — полные залы.
Барбиленд жил своей безмятежной жизнью, пока у Барби внезапно не начались повторяющиеся мысли о смерти и целлюлите, а ее стопа внезапно не стала плоской, что не предполагает изящные высокие каблуки… Здесь-то и начались проблемы, оказалось, что и в Барбиленде есть тёмные пятна в лице странной, одинокой Барби-яги, с которой когда-то жестоко обошлись в реальном мире, отчего она стала не как все идеальные Барби, но её мудрый совет отправиться в реальный мир и найти девочку, у которой появились тёмные мысли о смерти сподвигнули нашу главную героиню на нелегкое путешествие.
Кен конечно увязался за ней.
В реальном мире Барби ждёт много неприятных открытий. Девочка, которая всё еще играет в куклы — вовсе не девочка, а уже взрослая женщина, у которой есть дочка-подросток, с которой складываются сложные отношения. Девочка не признаёт никаких Барби, выглядит как обычный тинейджер в джинсах и кедах, между ней и мамой чувствуется напряжение, и как это исправить пока ответа нет.
Это частая ситуация в семье и я была очень счастлива, что пошла на этот фильм вместе с дочерью, между нами не всегда всё бывает гладко, этот фильм показал, как это смотрится со стороны, что чувствует мама и как для неё важен эмоциональный контакт со своей дочерью.
Это очень женское кино, местами радикально феминистское, что далеко не всем нравится, судя по некоторым рецензиям на фильм. Но я не вижу проблемы, практически на всем протяжении своего существования Голливуд работал на мужчин: от «Терминатора» до «Лица со шрамом», от «Хищника» до «Мальчиков в Вегасе», палитра довольно широкая и разнообразная, так что можно и терпимее реагировать.
Мама девочки — сотрудник Mattel, фирмы-производителя культовых кукол. Именно она, находясь не в лучшем настроении, и была автором рисунков Барби, размышляющей о смерти, что является табу в прекрасном Барбиленде. Пока главная героиня Барби — Марго Робби пытается понять происходящее в реальном мире, Кен открывает для себя патриархат в худших его проявлениях и разносит эту «инфекцию» по всему Барбиленду, который под его чутким руководством становится «Кен-домом».
В независимости от цвета кожи, фигуры и социального статуса, все Барби превратились в безотказных домохозяек, готовых подавать пиво и с широко открытыми глазами «проявлять интерес» к перипетиям «Крёстного отца» при совместном просмотре фильма с Кеном. Все домики Барби заняты кенами, и только при большом одолжении в них можно пожить в качестве подружки без серьёзных обязательств со стороны мужчины.
Конечно, в финале фильма в сказочном Барбиленде всё встало на свои места. Девочки хитростью и упорством, а главное, совместными действиями вернули себе свои позиции и статус. Кены были в некотором недоумении и слегка разочарованы. Им было предложено стать самодостаточными и насколько я понимаю, построить свой прекрасный идеальный мир без претензий на территорию Барби. Быть Кеном — этого достаточно, это уже очень много, и совсем необязательно навязчиво претендовать даже на временное совместное ведение хозяйства с прекрасной Барби. Это называется Kenough.
Барби же обещала, что не каждый день будет проводить весёлые вечеринки с подружками, а всё-таки иногда найдётся время и на Кена. Вряд ли такой поворот понравился мужчинам в кинозале.
Кстати, несмотря на то, что была выпущена в продажу Барби в хиджабе, на экране мы её не увидели. Зато первый ряд наполовину был занят девушками с покрытой головой и мне интересно было бы услышать их мнение о фильме. Модель Барби в хиджабе посвящена американской саблистке Ибтихадж Мухаммад: ««Думая о своем пути, о жизни девочки-мусульманки, попавшей в фехтовальный спорт, я вспоминаю людей, которые заставляли меня думать, что этот мир не для меня. Все эти люди, которые не верили в меня, эта Барби — для вас», — подчеркнула чемпионка мира.
Не очень понятно, каких людей имела ввиду чемпионка — то ли это её семья и окружение родственников, а может те, кто впервые увидел её в спортзале и, неудивительно, если оба варианта верны. В любом случае, для режиссёра хиджаб — это всё-таки символ патриархального традиционного общества, видимо, поэтому мы не увидели соответствующую Барби на экране.
Но я думаю, не стоит за это критиковать Грету Гервиг, всё-таки её Барбиленд — это модель радикального матриархата. Однако, фильм заканчивается очень неожиданно. Страшно сказать, но Барби настолько прониклась проблемами реальной жизни женщин, что у неё появилась вагина и в последней сцене она записалась к гинекологу. А раз так, то нас ждёт интересное продолжение, ведь владельцы компании Mattel надеются создать целый мир сиквелов «Барби». И у меня впечатление, что Барбиленд станет не столь идеальной конфетно-розовой планетой, зато в реальной жизни мир станет не так строг к женщинам как сегодня.