Узбекистан страна известная своими традициями. История государственности Узбекистана, насчитывает 2700 лет, за это время был создан богатый культурный исторический пласт, каждый период нашей страны оставил свой отпечаток, и бесценный след в истории Узбекистана. Процесс культурного взаимообогащения с соседними странами, и мировым сообществом носил непрерывный характер, этому способствовали культурные, торговые, и дипломатические связи. Сейчас на современном этапе развития, когда народ Узбекистана встал на путь демократического развития, вопрос сохранения традиций, их преумножение, жизнеспособность и соответствии традиций современным запросам – является важным вопросом, требующим нового осмысления, и освещения.
С этими и иными вопросами по заданной выше теме, мы обратились к Алексею Улько – лингвисту, культурологу, участнику многочисленных международных конференций по культурологии.
Ринат Сагитов: Традиции тормозят развитие демократии или нет?
Алексей Улько: для начала нужно разобраться что мы считаем демократией, и что такое традиции? Демократия – это вопрос самоуправление, делегация власти с низов вверх, выборность власти. Традиции – это нечто передаваемое из поколения в поколение, практики, формы поведения. Традиции не всегда рационализированы, их оправдание в том, что они существовали ранее. Есть традиции, имеющие логическое обоснование, и они перестают быть традициями, так как становятся необходимостью, например, мыть руки перед едой. В некоторых культурах празднуют день рождения, в некоторых нет. Сама по себе традиция, передаваемая из поколения в поколение, не несет угрозы демократии. Проблема, когда традиция возводится в культ и становится более значимой чем закон или права.
Ринат Сагитов: Назовите традиции, которые тормозят развитие демократии?
Алексей Улько: В каждой культуре своя специфика. Все что связано с ущемлением прав людей, подрывает основы демократии, и благосостояние общества, все что навязывается вопреки законодательству, подрывает демократию. Иногда манипулирование и навязывание прячутся за традициями. Толкователи традиций берут на себя право говорить, что является традиционным, а что нет. Происходит манипуляция традициями, для собственных целей. Все что связано с ущемлением гражданских прав, ущемлением законодательства, тормозит развитие и традиций, и демократии. Традиция не должна противоречить законодательству и правам человека. Закон – это рациональная схема, включающая в себя правовую норму, и ответственность, однако навязывание человеку чего-то сверх закона, может тормозить развитие демократии. Например, детские браки в некоторых культурах ранее были традицией, но сейчас, на современном историческом этапе развития они противоречат законодательству и искореняются и применимы в современном обществе быть не могут. Любая ситуация когда то, что-то называют традицией, вступает в противоречие с законодательством, является проблемной в развитии демократии.
Ринат Сагитов: Назовите традиции способствующие развитию демократии?
Алексей Улько: Пример Швейцарии. В Швейцарии традиционно низовое самоуправление, выборной демократии, и это способствует развитию демократии на современном этапе. Пример Индонезии, страна с большинством мусульманского населения, в ней демократичное правление с 1998 года после ухода Сукарно. Начались реформы, но в ней сохранился совет старейших как элемент традиционной культуры, который является частью их демократии. Пример Ботсваны, бывшей колонии Великобритании там также сохранился совет старейших, как дополнение существующей там демократии. Интересные примеры в международном опыте, когда традиции способствуют развитию демократии — существуют.
Ринат Сагитов: Что вы можете сказать, о влиянии традиций на Узбекистан?
Алексей Улько: В Узбекистане, традиции сами по себе интересны, заслуживают максимального бережного и уважительного отношения и изучения. Однако в некоторых случаях традициям придается ореол неизменности и вечности. Традиции, развиваются изменяются, и мы это понимаем. Узбекистан прошел несколько этап и периодов развития. Создается миф о неизменности традиций. Миф о неизменности традиций является основой для манипулирования обществом. Нужно помнить и о менталитете, мы часто слышим, что-то соответствует менталитету что-то нет. Менталитет также изменяется, есть исторический пример кочевых народов ЦА: казахов и туркмен. Сто пятьдесят лет назад туркмены считались царским колониальным правительством «безбашенным» народом. Сейчас туркмены один из самых законопослушных народов. Казахи, имеющие сейчас высокой уровень экономического развития, также изменились, по сравнению с тем, что было сто пятьдесят лет назад. Менталитет – это гибкое понятие им нельзя злоупотреблять.
Ринат Сагитов: Задайте сами себе самый важный вопрос по данной теме?
Алексей Улько: Я хотел бы сказать о демократии. Демократия – это система распределения власти. Это структурный вопрос построения власти, с низу вверх, с верху в низ и т.д.. Однако у нас часто путают демократию и либерализацию. Страна находится в периоде реформ и у народа есть выбор двигаться в сторону либерализации, с принципами не навязывания ценностей, разделения общественного и личного. Здесь на первое место встают принципы толерантности, взаимоуважения и мирного взаимодействия. Например, свобода слова у нас присутствует и развивается, десять лет назад наше интервью было бы невозможно, сдвиг в лучшую сторону, в этом плане есть, и этот сдвиг в лучшую сторону нужно продолжать, и развивать, действуя по принципу здесь и сейчас.
Ринат САГИТОВ.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции