back to top
5.5 C
Узбекистан
Пятница, 27 декабря, 2024

Реалии генерального плана. Мнение профессионала. Часть вторая

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,150ПодписчикиПодписаться

Концепция совершенствования генеральных планов городов. Мнение профессионала. Часть первая

Известно, города рождаются и развиваются по строго регламентированному порядку. Имя ему – генеральный план. Иногда его называют ещё — мастер-планом. Именно этот план расписывает до мельчайших подробностей, как жить городу, в какой-то временной плоскости: сколько он будет иметь к намеченному сроку жителей, какие и где вырастут новые жилые районы, что за инфраструктура появится, транспортные сообщения, инженерные сети, социальные объекты и прочее. Ещё недавно такие документы имели все города Узбекистана и они определяли направления, характер и масштабы использования городских территорий на уровне закона. Однако в настоящее время мы становимся свидетелями многочисленных случаев игнорирования и нарушений генеральных планов, что вызывает много вопросов, нареканий и недопониманий.

Почему стало возможным такое неуважение, откровенное игнорирование элементарных правил градостроительства?

 Город, как мы знаем, — это вовсе не то, что нас окружает сегодня. Это, прежде всего, плотный, хорошо организованный, остроумно придуманный в течении своего исторического развития ансамбль и анклав пространств.

Он разрушается и деформируется усилиями «больших» людей, которые не понимают и не хотят понимать его природы, не чувствуют и не оценивают городские пространства.

Практика свидетельствует, что в основе такого отношения к городу, к его составляющему генплану  лежит нередко, осознание этими руководителями своей временности, низкого уровня профессионализма, отсутствие квалификации, управленческого искусства, а иногда и личностно-корыстные интересы.

Город всегда управлялся и управляется властью. Поэтому, современное градостроительство – это вектор сверху вниз, без учета мнения профессионального архитектурного сообщества. В отличие от подавляющего большинства европейских стран, где градостроительная повестка всегда формируется с подачи профессионалов. Отсюда – ошибки и неудачи.

Чтобы изменить ситуацию в городах к лучшему, нужно создать другие редакции генеральных планов, чтобы вдохнуть в них новое понимание нынешних реалий. Их идеологией должны стать здравый смысл, в сочетании с материальными возможностями как городов, так и самих жителей.

В новых генеральных планах необходимо отразить – все структурные изменения произошедшие в экономике, иные подходы и методы организации жилищного строительства, новые принципы организации систем социального обслуживания и формирования среды. Если, еще недавно в городах основным заказчиком строительства было государство, то сегодня ситуация резко изменилась: — появились тысячи новых реальных заказчиков и исполнителей.

Отсюда и возникает потребность в документах, которые бы четко определяли новые условия застройки и изменяли бы процедуру выдачи разрешений на проектирование и строительство.

Новизна градостроительной документации подразумевает создание на территориях, охваченных генпланом, отдельных градостроительных зон, что давно уже практикуется на Западе. Вся площадь города зонируется на участки, предположим на 5-10-20 гектаров. По каждому из них разрабатывается десяток – два основных требований: не дальше, не шире, не выше, сколько должно быть зелени, социальных объектов, асфальта, стоянок для машин и прочее.

Это очень сложная профессиональная работа, но такой подход автоматически снимает коллизии. Заказчикам и исполнителям не нужно будет ходить по инстанциям, выпрашивая условия застройки. Им только останется придерживаться установленных жестких правил игры. За этим будут наблюдать профессиональные архитектурно-градостроительные советы, и экспертные службы. Раз в год или два будут готовиться изменения по зонированию, передаваться на утверждение в хокимияты, после чего заноситься в компьютерную систему и становиться юридически закрепленной нормой, обязательной для всех.

Признаком стабильности и действенности генпланов, как мы знаем, являются показатели территориального роста, жилого фонда и обеспеченности жильём. Это в свою очередь, остро акцентирует внимание на решении проблем расширения городов. Если в одном, образно говоря из наиблагополучнейших городов республики на душу населения приходится 18-21  м2 жилой площади, то в Европе эта цифра равна 30-35, а в Швеции и США достигает уже 50 м2 . И чтобы дотянутся до такого уровня, нам нужно будет построить ещё один такой же город. Вопрос: Где? Так как возможности  многих наших городов ограничены. И даже несмотря на это, прирезать землю под застройку по законодательству затруднительно. Как правило «хозяева» земли такого согласия не дают.

Поэтому необходимо срочно разработать законодательный акт по резервированию земель для перспективного развития городов. Интересен в этом отношении зарубежный опыт резервирования территорий и отвода земель. Скажем во Франции, есть закон об ассоциации города и близлежащей территории. По нему коммуны или советы подписывают соглашение с городом, вокруг которого они расположены, и градостроительные проблемы решают вместе, с обоюдной пользой.

В Китае с крестьянами, обрабатывающими землю, отнесенную к резервной, заключается соглашение, где оговариваются условия – что сюда строители придут – через 5 лет, на другой участок – через 10 лет, на третий – через 15 лет. То есть людей предупреждают, чтобы они не занимались самостроем, не бросали свои капиталовложения на ветер.

Мы же пока что имеем то, что имеем – примеры нежелания властей совместно сотрудничать на пригородных территориях, что приводит к лишним затратам и потерям с обеих сторон.

Пригородные территории городов хаотично застраиваются – без дорог, инженерных сетей, даже вертикального планирования. Конечно, этот «шанхай» можно ввести в будущем в генплан, — по факту, только планировка и благоустройство, прокладка сетей и дорог обойдется теперь в значительную сумму. Соответствующие  изменения необходимо внести и в Земельный кодекс, который абсолютно не рассчитан на строительство в условиях городов при их тесной связи с пригородом.

Всё это, не только, позволило бы улучшить процедуру отслеживания всех процессов инвестирования в городах и перекрыло бы много лазеек для нарушений, а значит, увеличило бы приток капитала. Наверное, всё таки, следует прислушаться к замечаниям и советам профессионального архитектурного сообщества, которое переживает ныне не лучшие времена, и доверять им. Так как в градостроительство, как раз сейчас необходимо закладывать основы более счастливой, зажиточной жизни для будущего поколения. Одним из камней в этом фундаменте и являются генеральные планы городов.

Только мнение, ничего личного                                 

Б. Магдиев. Главный архитектор проектов ГУП «Узшахарсозлик ЛИТИ»                                                             

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. «Город всегда управлялся и управляется властью» — а в н.в, мелкими Клерками -временщиками Исполнительной власти на местах и Их, активистами-мошенниками. Коррупция-мошеннические схемы в этой сфере деятельности — Зашкаливает. Они, отодвинули в сторону проф.-специалистов и этому им способствовала Гос.Власть.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Акбар Джураев стал серебряным призером Олимпийских игр Париж-2024

Представитель сборной Узбекистана по тяжёлой атлетике Акбар Джураев добавил в ряд своих наград и серебряную медаль Париж-2024. Узбекистанский спортсмен,...

Больше похожих статей