back to top
6.9 C
Узбекистан
Воскресенье, 12 января, 2025

Страницы Истории Музыкальной Эстрады Узбекистана. Музыка Энмарка Салихова

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,180ПодписчикиПодписаться

История двенадцатая

Энмарк Шакирович Салихов (12. 09. 1934, Ташкент – 05. 03. 2022, Подмосковье).  

Узбекский советский композитор, Заслуженный деятель искусств Узбекской ССР, Заслуженный деятель музыкальных искусств России.

Будущий композитор вырос в большой семье, где и родители, и дети были связаны с музыкой. Она часто звучала в доме. С ней и художественным творчеством связали свою жизнь четверо из пятерых детей. За хорошую учебу родители подарили Энмарку, — имя создано из начальных букв широко известных фамилий Энгельс и Маркс- старшему из детей, аккордеон.

Спустя короткое время юный музыкант уже подбирал на слух популярные мелодии. В 1954 г. он поступает в Ташкентское государственное музыкальное училище им. Хамзы, спустя четыре года продолжает обучение в Ташкентской консерватории. В годы учебы Энмарк Салихов пишет фортепианные пьесы, романсы, проводит творческие встречи, тематические концерты. В 1960 г. пишет симфоническую поэму «Памяти генерала Рахимова», павшего на войне узбекистанца, Героя Советского Союза.

Энмарк Салихов во время гастролей по Украине (Тернополь) в 1962 г.

В конце консерваторского обучения в 1963 г. на студии Узбекского радио была сделана первая запись музыкального произведения молодого композитора – симфонической поэмы, посвященной 40-летию УзССР. Скоро Энмарк Салихов становится известен в музыкальном мире республики. Во время учебы в консерватории он заинтересовался песенным творчеством и уже вскоре после ее окончания в 1964 г. создает блестящий шлягер — веселую, задорную песню «Киз бола» («Озорница») — шедевр узбекского эстрадного искусства, написанный на стихи Пулата Мумина, в будущем Заслуженного деятеля искусств УзССР, народного писателя Узбекистана. Изящный мелодический рисунок в ней органично сочетался с ярко выраженным танцевальным характером песни. С годами песня обрела богатую событийную биографию. «Киз бола» планировалась для фильма, но, как бывает в кино, в него не вошла. Фонограмма, однако, была записана на грампластинку, которая ушла в народ, приобрела всесоюзную известность. Это был большой творческий успех.

Тогда же в 1964 г. Энмарк Салихов становится художественным руководителем эстрадного оркестра Узбекского Радиокомитета, фактически основанного им вместе с талантливым ташкентским композитором Евгением Живаевым, ставшим музыкальным руководителем. Впоследствии оркестр Радиокомитета стал называться Оркестром симфонической и эстрадной музыки Узгостелерадио. Солистка оркестра Мухаббат Шамаева, известная исполнительница макомов, первой спела «Киз болу».

Первая исполнительница песни «Киз бола» Мухаббат Шамаева в начале творческого пути.

Спустя шесть лет «Киз бола» оказалась первой песней, которую начал репетировать ансамбль Ташкентского театрально-художественного института (ТТХИ) им. А. Островского. Впоследствии он прославился как «Ялла». Мало того, своим названием этот популярный коллектив обязан «Озорнице». Поначалу молодой коллектив назвали «ВИА ТТХИ». Но под таким корявым названием весной 1971 г. никак нельзя было участвовать во всесоюзном конкурсе «Алло, мы ищем таланты». Помог один из создателей ансамбля, преподаватель института, режиссер, в будущем Народный артист УзССР Анатолий Зухурович Кабулов. Услышав, как на репетиции «Киз болы» музыканты напевают в начале песни «Я-ла-я-ла…», он предложил назвать назвать ансамбль «Ялла» и разъяснил: «Слово это очень точно и красиво характеризует ваш жанр. В узбекском песенном искусстве ялла — это жанр, вышедший из фольклора, с веселыми, зажигательными ритмами песен». Обретение имени состоялось 9 марта 1971 г.  около 11 часов вечера.

Песня «Киз бола» в исполнении ансамбля «Ялла»

Зажигательная «Киз бола» с экзотичным звучанием рубаба и дойры принесла ансамблю победу в финале конкурса «Алло, мы ищем таланты» в Москве. С того времени «Озорница» заняла прочное место в репертуаре не только «Яллы», но и в целом узбекской эстрады, не переставая звучать по сей день.

 «Киз бола» фактически стала главным хитом звезды узбекской эстрады Натальи Нурмухамедовой. Она уловила многообещающий джазовый потенциал песни и удачно использовала его сначала на «Всесоюзном конкурсе на лучшее исполнение песен стран социалистического содружества «Крымские зори» в Ялте в 1983 г. (Первая премия), а спустя год  произвела фурор на международном фестивале Internationales Schlagerfestival Dresden — 84 в Дрездене (ГДР). Блестяще исполнив «Киз болу», Наталья стала Лауреатом Первой премии и была удостоена неофициального титула «Леди ироничного джаза».

Наталья Нурмухамедова исполняет знаменитый хит «Киз бола».

В эстрадном жанре Энмарк Салихов дебютировал с «Фестивальным маршем» и «Песней о Ташкенте», написав их для ансамбля «Юность», который в составе советской делегации ездил на VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве в 1957 г. В инструментальном квартете «Юности» Энмарк Салихов играл на аккордеоне.

Пропуск Энмарка Салихова в общежитие, где размещалась делегация Узбекистана во время фестиваля.

Годом позже участники «Юности» вместе с музыкантами ташкентского оркестра Дмитрия Соколова стали базовым составом первого Государственного эстрадного оркестра Узбекистана. Энмарк Салихов играл в нем на фортепиано, став одним из основателей этого исторического музыкального коллектива.

Уже в конце 1950-х гг. в биографии Энмарка Салихова как основные направления творчества начинают вырисовываться эстрадная и джазовая музыка. В Ташкентской консерватории, которую он окончил в 1963 г. углубился его интерес к джазу. В том числе и благодаря талантливым преподавателям. Прежде всего, это Совет Афанасьевич Варелас, Борис Исакович Зейдман и Юзеф Гейсманович Кон, большой любитель джаза и превосходный импровизатор. У него дома Энмарк познакомился с контрабасистом Сергеем Гилевым, в будущем президентом Ташкентского джаз-клуба, грамотным теоретиком, музыкальным историком, автором уникальной книги об истории джаза «Беседы о джазе».

Инструментальная версия «Умид» в исполнении молодежного эстрадно-симфонического оркестра. По лицам слушателей хорошо видно как дорога им эта песня. Особенно женщинам.

Среди эстрадных произведений, написанных Энмарком Салиховым, автору этих строк больше других пришлась по душе стилизованная под босанову композиция «Умид» («Надежда», 1973)  с характерными ритмическим рисунком, атмосферным настроением и элегантными национальными интонациями. Она входила в репертуар Батыра Закирова и продолжает сегодня жить на эстрадной сцене Узбекистана. В том числе и в роскошной оркестровой инструментальной версии.

Песни Энмарка Салихова звучали в исполнении уже названной Натальи Нурмухамедовой, Рано Шариповой, Батыра и Фаруха Закировых, Мансура Ташматова, Вадима Муллермана, Валерия Ободзинского, Льва Лещенко и других певцов.

Как эстрадный композитор Энмарк Салихов написал около ста песен на стихи советских поэтов. В их числе известный Народный поэт республики ташкентец Александр Файнберг и один из лучших поэтов-песенников тех лет Онегин Гаджикасимов.

Помимо песенного жанра, Энмарк Салихов написал музыку примерно к двадцати фильмам. Тринадцать кинопесен композитора вошли в альбом «Энмарк Салихов – Музыка для кино».

Москва, финал конкурса «Песня-75». Рано Шарипова исполняет «Осенние мечты» Энмарка Салихова на стихи Онегина Гаджикасимова

Энмарк Шакирович писал симфонии, симфонические поэмы, струнные квартеты, вариации для фортепиано, музыку к драматическим спектаклям, в том числе «Улугбек» (А. Шейх-заде) и «Дурочка» по пьесе Лопе де Вега, стал автором первой узбекской оперетты «Похождения Насреддина», балета «Пламенная песня», мюзиклов «Подарки феи Ойгуль» и «Чудесная дойра» (по пьесе ташкентской писательницы Дины Рубиной).

В 1971 г. Энмарк Шакирович возглавил Государственный эстрадный оркестр Узбекистана, который годом позже получил приглашение в только что созданный Ташкентский мюзик-холл. Вместе с группой других композиторов он пишет музыку для его первой программы «1973-е Путешествие Синдбада-Морехода».

Спустя два года композитор вошел в состав жюри Главного эстрадного международного конкурса стран социалистического содружества Międzynarodowy Festiwal Piosenki Polskiej в польском Сопоте. Тогда на сцене этого престижного музыкального форума Эсон Кандов впервые представил эстраду Узбекистана и стал лауреатом третьей премии в номинации «Польская песня» с популярным тогда хитом Płoną góry, płoną lasy («Пламенеют горы, пламенеют леса») польской рок-группы «Червоны гитары» на узбекском языке под названием «Ормонларга конарокшом» («Я хочу мечтать»).

С 1981 г. по 1988 г. Энмарк Салихов был начальником управления музыкальных театров Министерства культуры Узбекской ССР, которое занималось утверждением репертуара и организацией крупных театрально-зрелищных мероприятий, другой работой по развитию музыкального искусства в УзССР. В 1984 г. Энмарк Салихов был удостоен звания Заслуженный деятель искусств Узбекской ССР.

Когда в 1988 г. в Узбекистане было воссоздано «Музыкальное общество Узбекистана», Энмарк Салихов организовал в 1990 г. первую в истории Узбекистана поездку за рубеж ансамбля макомистов на фестиваль старинной музыки стран Магриба.

Уже после распада СССР композитор занимался преподавательской деятельностью на созданном в 1997 г. факультете эстрадного исполнительства в Ташкентской консерватории, был его первым заф. кафедрой. Энмарк Шакирович давно мечтал об открытии такого факультета и много сделал для этого. Просуществовал факультет, однако, недолго. Но и за короткое время состоялось несколько концертов и выездных выступлений.

Энмарк Салихов был категорически против отношения к эстраде как к легкому жанру. Часто напоминал о необходимости держаться в творчестве национальных корней, одновременно внимательно наблюдая за новейшими тенденциями современной музыки и применяя их в музыкальной работе.

Энмарк Шакирович с супругой Людмилой Петровной Бессарабовой и в окружении внуков. Город Фрязино. Фотографии из архива семьи Салиховых.

В 2005 г. Энмарк Шакирович Салихов переехал в подмосковный город Фрязино, где продолжал активно заниматься творческой деятельностью. Его выбирают Президентом общественной организации музыкальных деятелей Московской области, в 2016 г. он получает благодарность от министра культуры РФ. На новом месте Энмарк Шакирович открывает эстрадно-джазовое отделение Детской школы искусств и становится его заведующим. Вместе с ним работает его жена Людмила Петровна Бессарабова, артистка Государственного Ташкентского театра музыкальной комедии (оперетты), постановщица пьесы «Дурочка» с музыкой ее супруга, награжденная в Узбекистане Орденом Дружбы Народов.

Композитор не терял связи со многими узбекскими музыкантами, успешно работал, строил планы… Но 5 марта 2022 г. его сердце остановилось. В возрасте 88 лет он покинул этот мир.

Автор благодарит за помощь в подготовке материала вдову композитора Людмилу Петровну Бессарабову. В статье использованы материалы исследовательской работы Л. Б. Галеевой.

Александр Попов

Продолжение следует

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Акбар Джураев стал серебряным призером Олимпийских игр Париж-2024

Представитель сборной Узбекистана по тяжёлой атлетике Акбар Джураев добавил в ряд своих наград и серебряную медаль Париж-2024. Узбекистанский спортсмен,...

Больше похожих статей