История одиннадцатая
В ташкентской консерватории 1 февраля 2023 г. прошел памятный концерт, посвященный юбилейной дате — 85 лет со дня рождения замечательного композитора, аранжировщика, дирижера и организатора музыкальной жизни, Заслуженного артиста Узбекистана Евгения Петровича Живаева, легенды музыкальной эстрады республики. Музыка звучала в исполнении Джаз-оркестра Государственной филармонии Узбекистана во главе с его художественным руководителем Народным артистом Узбекистана Мансуров Ташматовым. При жизни Евгений Живаев был дирижером этого оркестра. Но уже 11 лет выдающегося музыканта, феномена эстрады Узбекистана, нет с нами. Он трагически ушел из жизни в январе 2012 г.
Где возник первый в СССР диксиленд? Из тех, кто в теме, одни уверено скажут — в Ленинграде, другие, те, что тоже в теме, возразят – в Ташкенте. И будут правы. Потому что оба оркестра возникли в 1958 г. Сторонники ташкентской версии утверждают, что музыканты из столицы Узбекистана опередили ленинградцев на месяц, другой. В Ташкенте такой коллектив появился в конце лета, в Ленинграде – в октябре. Москва в любом случае опоздала. Инициатором создания диксиленда в Узбекистане вместе с Альбертом Малаховым (тогда студентом композиторского факультета консерватории) был сын офицера Красной Армии, молодой музыкант Евгений Живаев, будущая звезда узбекской эстрады. Именно они организовали первый в СССР диксиленд, состоявший из студентов консерватории.
Творческая биография Евгения Живаева началась в музыкальной школе им. В. А. Успенского при Ташкентской государственной консерватории. Закончив ее и получив среднее образование в школе № 50, Евгений Живаев в 1955 г. поступил в консерваторию. Ко времени ее окончания Евгений уже имел хорошую репутацию аранжировщика в музыкальном мире города. Здесь отметим, что он был дважды дипломированный выпускник консерватории: сначала по специальностям теория и музыковедение, а позже, когда работал в радиокомитете — дирижирование и хоровое пение.
Еще во время учебы в консерватории Евгений выступал пианистом в танцевальном оркестре клуба Окружного Дома Офицеров (ОДО), здесь стал делать первые аранжировки, а позже стал руководителем коллектива. Здание ОДО хорошо сохранилось до наших дней. Теперь здесь размещаются факультеты Ташкентского Государственного Юридического университета.
Клуб ОДО был очень прогрессивным местом. Здесь был большой концертный зал с качественной акустикой, хорошая танцплощадка под открытым небом. Оркестр считался одним из лучших в городе, в его исполнении звучали международные хиты тех лет «Текила» и «Бесаме мучо». В так называемых «паузах» Евгений Живаев играл на фортепиано клавиры из джазовой оперы Джорджа Гершвина «Порги и Бесс» (она была его дипломной работой), музыку Петра Ильича Чайковского, к примеру, вальс из оперы «Евгений Онегин». Музыкантов называли виртуозами, чародеями… Хотя были и другие мнения. В ОДО постоянно проходили концерты, танцевальные вечера, другие развлекательные мероприятия. Здесь выступали первые ташкентские рок-группы, рок-ансамбли, приезжавшие в Ташкент, на сцене ОДО проходили джэм-сейшны с музыкантами Ташкента и джазменами, гостившими в столице Узбекистана. В ОДО играли ведущие ташкентские джазовые музыканты: И. Алёшин, Ю. Ананьев, Сергей Гилёв, Михаил Гольденцвейг, Эдуард Горожанин, Юрий Живаев, Р. Клеблеев, Л. Хавкин, Б. Шамшидов, М. Шапиро…
В начале 1960-х гг. на танцах в ОДО оркестр Живаева собирал до двух тысяч человек. Также при ОДО во второй половине 1980-х гг. была создана одна из первых, если не первая, в городе официальная студия звукозаписи с очень обширным плейлистом, где предлагалось «все», что было тогда на слуху.
В 1962 (63?) г. после отъезда Анатолия Кролла в Тульскую филармонии Евгению Живаеву предложили должность дирижера в Эстрадном оркестре Узбекистана. Впервые он вошел в его состав в декабре 1959 г. и проработал в этой должности относительно недолго. Может еще и потому, что заняв эту позицию не оставил других увлечений. Молодой, талантливый музыкант был в Ташкенте, что называется нарасхват. Сейчас уже трудно восстановить хронологию событий, но до, во время и после работы в Эстрадном оркестре Узбекистана он играл с разными составами в Клубе КГБ в оркестре Анатолия Францкевича, в кинотеатре «Молодая гвардия» в оркестре Евгения Жданова, работал в оркестре Дворца культуры железнодорожников…
Вместе с Альбертом Малаховым (тогда студентом композиторского факультета консерватории) он, как уже было сказано, организовал первый в СССР диксиленд, состоявший из студентов консерватории. Это были (цитирую по mytashkent.uz): «Р. Гафаров, Ф. Мамышев — трубы, В. Свиридов—кларнет, Юрий Живаев — тенор-саксофон, Виктор Казаков, Г. Вергилесов — тромбон, С. Порецкий — контрабас, Эдуард Горожанин — ударные и сам Евгений Живаев — фортепиано». С диксилендом выступала выпускница консерватории Ольга Бардина. И этот состав репетировал и выступал, прежде всего, в том же ОДО. Играли традиционный джаз, аранжировки произведений Дунаевского, Скорадомского, Цфасмана… «Музыканты Ленинградского Государственного оркестра под управлением Бадхена, — вспоминал Евгений Живаев, приехав на гастроли в Ташкент и послушав наш диксиленд, … были поражены умением наших музыкантов самостоятельно импровизировать, что было большой редкостью в те годы»
Как руководитель Евгений Живаев прекрасно проявил себя, помог подняться и занять высокие места на культурном Олимпе Узбекистана многим выдающимся деятелям Узбекской эстрады. Среди них Мухаббат Шамаева, Рано Шарипова, Мансур Ташматов…
Он был требователен и скромен, не просил для себя, но был настойчив, если требовалось кому-то помочь. По характеру перфекционист, говорил своей дочери: «Или делай хорошо или вообще не делай». Любил жизнь, пользовался успехом у женщин.
Конфликтовал с композитором Муталем Бурхановым. Тому ужасно не нравилось, что в оркестровом переложении его песни из фильма «Дорога за горизонт» появился саксофон. С гитарным соло он, скрепя сердце, согласился, но развратный саксофон!?
Прекрасно чувствовал музыку, мог простую мелодию превратить в большое произведение. Легко записывал песни на ноты со слуха.
Десятки песен, исполненных в блистательной оркестровке Евгения Живаева, хранятся в «золотом фонде» узбекского радио. В их числе музыка диксиленд-ансамбля, созданного Евгением Живаевым при консерватории. Этот коллектив первым в Узбекистане стал стремиться исполнять музыку в духе «Третьего течения», смысл которого был определен в 1961 г. его основателем американским джазменом Гюнтером Шулером, как «новый жанр музыки, расположенный примерно на перепутье джаза и классической музыки». В записи, организованной музыкальной редакцией Госкомитета по радиовещанию, участвовал молодой дирижер Государственного оркестра Узбекистана Анатолий Кролл, не так давно приехавший в Ташкент. А инициатором выступил Станислав Мансуров, который в первой половине 1960-х гг. (!) вел передачи о джазе на Узбекском радио. Всего вышло 16 передач.
В 1964 г. Евгений Живаев и композитор Энмарк Салихов организовали эстрадный оркестр Узбекского Радиокомитета. Евгений стал его дирижером, Энмарк – художественным руководителем. (К слову, Энмарк не узбекское имя, а аббревиатура «Энгельс/Маркс»). Позже Оркестр Радиокомитета превратился в Эстрадно-симфонической оркестр Узбекского радио и телевидения. Впоследствии значительная часть творческой жизни Живаева была связана с биг-бэндом им. Батыра Закирова (худ. рук. Мансур Ташматов), где он также дирижировал.
Биг-бэнд им. Батыра Закирова. Дирижер — Евгений Живаев. Худ. рук.- Мансур Ташматов.
Жизненный путь Евгения Живаева закончился на должности главного дирижера джаз-оркестра «Узбекистан» им. Батыра Закирова. Выдающийся музыкант, феномен эстрады Узбекистана, Евгений Петрович Живаев был убит в ночь с 7 на 8 января 2012 г.
Заслуженная артистка Узбекистана Рано ШАРИПОВА назвала Живаева «монументальным музыкантом», который делал «бесподобные аранжировки с огромным уважением к каждому штриху мелодии, к каждому слова текста, душу вкладывал в узбекские песни, с которыми работал. Благодаря знакомству и работе с Евгением Петровичем духовно обогатились бесчисленное множество певцов».
Фотоочерк о Евгении Живаеве в формате видео. Автор Андрей Хохлов, супруг Елены Живаевой.
Образно охарактеризовал творчество Живаева Фарух Закиров: «Если включить воображение…, его партитуры представляются мне в виде деревьев. Представьте себе дерево с ветками, где каждый листочек и стебелёк похожи на ноты, «четвертушки», «шестнадцатые», «целые». Каждые знаки, диезы – это, как лепесточки цветов. И если собрать воедино эти «партитуры-деревья», какой же потрясающей красоты и масштаба был бы сад! И в этом саду не было бы ни одного повторяющегося дерева! Вот такое наследие оставил Евгений Петрович».
Биг-бэнд им. Батыра Закирова. Дирижер — Евгений Живаев. Худ. рук.- Мансур Ташматов. Соло на трубе — Инар Исфандияров.
Заслуженная артистка Узбекистана Куммуш Раззакова, начинавшая в знаменитом ансамбле «Садо» вместе с Азизой Мухамедовой и Милой Романиди, возвела Евгения
Петровича Живаева в ранг Стража, Кавалера музыки.
Автор благодарит за помощь при подготовке материала супругов Андрея Хохлова и Елену Живаеву, Грега Пушена и Рауфа Кадырова.
Александр Попов
Продолжение следует
На заставке: Фото 6 Эстрадно-симфонический оркестр Узбекского радио и телевидения под управлением Евгения Живаева. Фото из архива Андрея Хохлова
https://club.berkovich-zametki.com/?p=25499
Женя — мой «Крестный» в музыке. Здесь всё написано.
В главе «ОДО».
Спасибо автору молодец. Воспроизвел дух времени.
Боря Шамшидов.