Влияние прессы на избирателей, на формирование их электоральных предпочтений, а также на то или иное их отношение к институту выборов общеизвестно. Средства массовой информации, участвующие в освещении этих важнейших внутриполитических событий, выполняют очень важную социальную миссию – они способствуют обеспечению реализации права граждан на получение максимально полной, всесторонней информации об избирательных кампаниях, участвующих в них кандидатах и политических партиях, их программах.
Не исключение и Узбекистан, где во время предстоящих выборов Президента ожидания общественности, связанные с деятельностью масс-медиа достаточно высоки. Ибо, кому как не прессе, олицетворяющей собой «четвертую власть», и именно в период выборов, не выполнять свое главное социальное предназначение – доводить до аудитории оперативную и достоверную информацию о наиболее значимых общественно-политических явлениях и процессах, важнейшее из которых в нашей стране состоится 9 июля?
Интерес к нему будет повышаться по мере приближения этой даты, и, разумеется, в течение предстоящих недель, эта тема, и все что с ней связано, будет занимать все более весомое место в газетных и интернет-публикациях, телевизионных и радио репортажах.
Как будет освещаться предвыборная кампания в Узбекистане? Как она будет организована? Какова специфика деятельности масс-медиа на этом этапе? Каковы их функции и права? Обязанности и возможности? Вопросы, ответы на которые, большей частью содержатся в юридической плоскости, но иногда относящиеся и к сфере этической. Хотя, если мы имеем в виду всевозможные коллизии с вопросами морали, то они обычно не появляются, если деятельность СМИ не выходит за правовые рамки, и это касается не только периода выборов. Ибо там, где работает Закон необходимость в других регуляторах обычно не возникает.
Каким же образом работу прессы в столь ответственные периоды регламентирует отечественное законодательство?
Прежде всего, оно, конечно же, гарантирует СМИ свободу передавать и комментировать новости, имеющие отношение к избирательному процессу, статья 82-я обновленной Конституции Узбекистана так и гласит «Цензура не допускается».
«Представители средств массовой информации имеют право освещать все мероприятия по подготовке и проведению выборов, присутствовать в помещениях для голосования в день выборов, в том числе при подсчете голосов», говорится в статье 35 Избирательного кодекса Республики Узбекистан
Однако при этом, полномочия медиа-структур должны быть подтверждены документами, выданными Центральной избирательной комиссией, областными, районными и городскими избирательными комиссиями, иными словами, в соответствии с международно-принятыми стандартами, на таких мероприятиях пресса должна быть аккредитована.
Согласно Положению о порядке аккредитации представителей средств массовой информации в период избирательной кампании, размещенному на интернет-сайте Центральной избирательной комиссии Узбекистана, масс-медиа (в зависимости от своего ранга, статуса или охвата) могут обратиться для аккредитации в ЦИК, областные, районные и городские избирательные комиссии со дня официального объявления начала избирательной кампании и, как правило, не менее чем за 15 дней до назначенных выборов.
На рассмотрение этих обращений выделяется не более 5 дней. Срок полномочий СМИ начинается со дня получения удостоверения об аккредитации и заканчивается в день официального объявления итогов голосования.
Здесь уместно напомнить, что предыдущие президентские выборы в нашей стране освещало около полутора тысяч сотрудников прессы, представлявших 197 национальных СМИ и 233 журналиста из более чем 140 авторитетных иностранных масс-медиа. В ходе избирательной кампании было подготовлено свыше 76 тысяч медиа-материалов. Следует ожидать, что в связи со все более возрастающим вниманием мирового сообщества к общественно-политическим процессам в Узбекистане, интерес зарубежной прессы и к предстоящим президентским выборам будет не менее высоким.
Что касается отечественного медиа-сообщества, то президентские выборы станут особым этапом и в деятельности такого его сегмента, как партийная печать, которой предстоит отстаивать интересы выдвинутых политическими партиями кандидатов, а значит участвовать в полемике по актуальным аспектам их предвыборных программ, отражающих различные концепции дальнейшего общественно-политического развития Узбекистана. Будет достаточно интересно понаблюдать за тем, как они воспользуются этим своеобразным шансом воздействия на электорат в условиях политической конкуренции и гарантируемой им, как и всем другим участникам освещения выборов, гласности и открытости этого процесса.
В любом случае такие важнейшие политические процессы как выборы становятся для СМИ своеобразными экзаменами на зрелость и соответствие своему профессиональному статусу и предназначению. Надеемся, что масс-медиа Узбекистана справятся с ними успешно.
Рахимджан Махкамов, публицист