back to top
16.2 C
Узбекистан
Пятница, 20 сентября, 2024

Как должна проходить предвыборная агитация в избирательной кампании

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
6,820ПодписчикиПодписаться

В Узбекистане начинается предвыборная агитация кандидатов на пост президента. В 5 июня на очередном заседании ЦИК республики зарегистрировал всех четырех кандидатов на досрочные выборы главы государства, выдвинутых пятью политическими партиями. 7 июня стартовала предвыборная агитация политическими партиями, кандидатами в Президенты Республики Узбекистан.

Как известно, период предвыборной агитации представляет собой пик избирательной кампании. В это время кандидаты предпринимают наиболее активные усилия для того, чтобы их политические платформы, программы стали более узнаваемыми и привлекательными, и они в результате получили максимальную поддержку избирателей. На практике у участников избирательной кампании возникает желание использовать наиболее эффективные формы и способы ведения предвыборной агитации  

Предвыборная агитация и ее значение.

Предвыборная агитация – это важная стадия избирательного процесса, свидетельствующая о степени демократичности проведенных выборов. Эта стадия начинается со дня регистрации кандидатов в Президенты Республики Узбекистан.

    В соответствии со ст. 44 Избирательного кодекса: «Предвыборная агитация — деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и направленная на побуждение избирателей к голосованию за кандидата или политическую партию.». Как известно, она осуществляется в следующих основных формах: публичные дебаты, дискуссии, пресс-конференции, интервью, выступления, собрание избирателей, размещение роликов о кандидатов, политической партии.

Предвыборная агитация в первую очередь направлена на распространение информации о кандидатах либо призыв к гражданам принять участие в голосовании. Вместе с тем, неправильно полагать, что распространение любой информации о кандидатах может расцениваться как предвыборная агитация. Таковой является только распространение информации, которая имеет целью побудить или фактически побуждает избирателей голосовать за определенных кандидатов или против них. Поэтому для того, чтобы какую-либо информационную акцию признать предвыборной агитацией, необходимо установить, что ее проведение направлено на формирование у избирателей мотивации голосовать за или против определенных кандидатов. В этой связи такие действия, как публикация в печати биографических сведений о кандидате, а также распространение информации о форуме (съезде и конференции) политической партии, нельзя считать предвыборной агитацией, если такие сведения и информация прямо не побуждают избирателей голосовать за или против определенных кандидатов.

Важной особенностью этой стадии является создание равных условий для реализации прав кандидатов и выдвинувших их политических партий в сфере:          

       -использования СМИ для проведения предвыборной агитации;

       -проведения встреч с избирателями как на собраниях, так и в другой удобной для избирателей форме.

       -представления права выступать с программой своей будущей деятельности.                                                                        

      Вопросы предвыборной агитации нашли отражение в 9 главе (ст.ст.45-48) Избирательного Кодекса Республики Узбекистан.

Какие гарантии предоставлены кандидатам в ходе избирательной кампании?

           Избирательным законодательством Республики Узбекистан гарантируется реализация принципа равенства прав кандидатов при проведении предвыборной агитации путем:

— представления права иметь до 15 доверенных лиц для кандидатов в Президенты Республики Узбекистан. Они помогают им в проведении избирательной кампании, ведут агитацию за избрание, представляют его интересы в отношениях с государственными органами и общественными объединениями, избирательными комиссиями (ст.43 Избирательного кодекса).

-освобождения кандидатов от производственных или служебных обязанностей на время проведения встреч с избирателями, выступлений на предвыборных собраниях, по телевидению и радио;

— реализации права на бесплатный проезд на всех видах государственного пассажирского транспорта (за исключением городского пассажирского транспорта, такси и заказных рейсов других видов транспорта) в пределах Республики Узбекистан;

— покрытие командировочных и других расходов кандидатов за счет  средств, выделенных на проведение выборов (ст.41 Избирательного кодекса);

-обязанность органов государственного и хозяйственного управления, органов государственной власти на местах, общественных объединений, а также органов самоуправления граждан бесплатно предоставлять кандидатам  оборудованных помещений для проведения встреч, оказания помощи в получении необходимых справочных и информационных материалов (ст.48 Избирательного кодекса);

-принятия ЦИК специального нормативно-правового акта о порядке использования СМИ кандидатами, политическими партиями при проведении предвыборной агитации во время избирательной кампании;

-представления права иметь наблюдателей от политических партий, выдвинувших кандидатов, представителей СМИ и международных организаций и других государств (ст.8 Кодекса);

— осуществления права на заявления и жалобы, связанные с нарушением прав кандидатов, посредством обращения в избирательную комиссию и в суд.

     Кроме вышеперечисленных гарантий, кандидат в Президенты Республики Узбекистан не может быть привлечен к уголовный ответственности, арестован и подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия Генерального прокурора Республики Узбекистан. Не допускается привод, а равно досмотр личных вещей, багажа, транспорта, жилого и служебного помещения кандидата в Президенты Республики Узбекистан (ст.41 Кодекса).

      Следует подчеркнуть, что равенство прав кандидатов на выборную должность обеспечивается равными возможностями распространения агитационных материалов, к котором относятся печатные и иные материалы агитационного характера, предназначенные для массового распространения с целью побудить избирателей к участию в выборах и к голосованию за тех или иных кандидатов или против них. Запрещается проведение агитации, сопровождаемой представлением избирателям бесплатно или на льготных условиях товаров, услуг (кроме информационных), а также выплатой денежных средств. В избирательном законодательстве закреплен также запрет проведения агитации в день выборов. Не допускается также распространение недостоверной информации, а также сведений, порочащих честь и достоинство кандидатов (ст.44 Избирательного кодекса).

   Использование  современных избирательных технологий

Современные избирательные технологии предлагают широкий арсенал средств, связанных с ведением предвыборной агитации через средства массовой информации (СМИ). В соответствии со ст.  45 Избирательного кодекса агитация осуществляется через СМИ, сети телекоммуникаций, а также всемирную информационную сеть Интернет; посредством выпуска и распространения печатных, наглядных, аудиовизуальных и других агитационных материалов (плакаты, листовки и другие материалы); посредством проведения встреч с избирателями.

   Однако некоторые приемы предвыборной агитации расцениваются избирательными комиссиями как неправомерные, вследствие чего их использование может привести к прекращению участия кандидатов в избирательной кампании. В этой связи первостепенную важность имеет решение такой задачи, как правомерное поведение участников избирательной кампании, ограничение от злоупотребления правом на предвыборную агитацию. 

 Совершенствование технологий избирательного процесса в Узбекистане связано не только с накоплением собственного опыта проведения выборов, но и с изучением мировой практики в этой области. Так, закреплена норма о запрещении предвыборной агитации не только в день выборов, но и за день до начала голосования. Это предоставит избирателям дополнительное время, чтобы еще раз обдумать свое решение, а также исключит возможность различных злоупотреблений и нарушений накануне голосования. Думается, что введение моратория на осуществление предвыборной агитации за день до голосования снизить «внешнее» давление и создает возможности для самостоятельного и взвешенного выбора гражданами.

Одним из методов, часто используемых кандидатами с целью привлечения внимания к своей личности в период избирательной кампании, является интенсивная реклама их коммерческой и иной деятельности в период избирательной кампании. В этой связи очень важно строго соблюдать  избирательное законодательство.

Нередко в ходе предвыборной агитации возникают серьезные столкновения политических позиций представителей различных политических партий. Вместе с тем некоторые кандидаты, желая усилить агитационное воздействие на избирателей, пытаются нарушить границы юридически и этически дозволенного. Игнорирование установленного порядка проведения предвыборной агитации может иметь для нарушителей самые серьезные последствия. Законодательством многих стран мира предусмотрены правила предвыборной агитации, за нарушение которых может последовать снятие кандидатов с регистрации, а при определенных обстоятельствах они могут привести к признанию выборов недействительными. Поэтому участникам избирательных кампаний необходимо очень хорошо знать правила проведения предвыборной агитации и быть информированными о предоставленных им правах и гарантиях. Знание правовой стороны предвыборной ситуации в определенных случаях позволит кандидатам защитить себя от неправомерных действий со стороны своих оппонентов в избирательной кампании.

Эффективность избирательного законодательства Узбекистана также во многом зависит от применения норм права гражданами, их политико-правовой активности.

Особенности роли СМИ в предвыборной кампании

  Учитывая уровень развития демократии в обществе и правосознания населения в ходе проведении выборов  участие средства массовой информации (СМИ), которое следует начинать задолго до выборов и условно разделить этот процесс на несколько этапов, каждый из которых служит реализации определенных целей и задач. Поскольку, значительную часть сведений о партиях и политиках граждане получают через СМИ.

    Первый этап должен быть направлен на обеспечение полной информированности избирателей об их правах и обязанностях по отношению к выборам, достижение достаточного уровня избирательной и гражданской грамотности избирателей. СМИ должны за полгода (за несколько месяцев) до проведения выборов стать источником знаний о выборах, вызвать у населения интерес к ним, а также создать атмосферу открытых дебатов. На СМИ лежит функция гражданского воспитания населения, которое представляет собой долгосрочный процесс обучения граждан основам демократического общества и гражданским обязанностям.

Второй этап участия СМИ в выборах наступает после официального назначения дня выборов и состоит из трех стадий: образование органов организации выборов, избирательных участков, выдвижение кандидатов и их регистрация; предвыборная агитация и пропаганда; проведение голосования, подсчет голосов и подведение итогов выборов.

Данный этап является основным, т.к. СМИ в это время должны работать оперативно, вовремя информировать граждан о технологии проведения выборов (где, когда и как голосовать), разъяснять порядок выдвижения кандидатов, знакомить население с их платформами, взаимодействовать с избирательными комиссиями, политическими партиями, органами самоуправления граждан и т.д.

Третий этап деятельности СМИ в период выборов должен охватывать вопросы, связанные с подведением итогов проведения выборов, анализом допущенных нарушений, извлечением уроков.

В целом, СМИ целесообразно разрабатывать свои стратегию и тактику участия в выборах, умело пользоваться правами, предоставленными журналистам законодательством Республики Узбекистан, а также применять рекомендации ЦИК Республики Узбекистан по вопросам участия СМИ в предвыборной агитации.

В заключение хотелось бы отметить, что эффективность законодательства Республики Узбекистан о выборах связана с демократизацией политической системы, становлением многопартийности, развитием рыночных отношений в экономике, свободным развитием средств массовой информации, формированием гражданского общества. Все это также обуславливает необходимость прочных знаний избирательного законодательства и практики его реализации всеми участниками избирательного процесса, что будет способствовать более полному осуществлению принципа свободы выбора, дальнейшему усвоению гражданами демократических ценностей  выборов в Узбекистане.

О. МУХАМЕДЖАНОВ, Профессор ТГЮУ, доктор юридических наук

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Акбар Джураев стал серебряным призером Олимпийских игр Париж-2024

Представитель сборной Узбекистана по тяжёлой атлетике Акбар Джураев добавил в ряд своих наград и серебряную медаль Париж-2024. Узбекистанский спортсмен,...

Больше похожих статей