Моему внуку исполняется 7 лет и в этом году он пойдет в школу. По сути, это будет последнее поколение «первоклашек», которые родились еще в том, другом Узбекистане, в Узбекистане-2016. Был ли он лучше, или хуже, чем тот, который пришел ему на смену, и мы имеем сейчас? — об этом еще долго будут полемизировать СМИ и общественность. А я лишь констатирую тот факт, что он был другим. Это был другой Узбекистан. И думаю, вы согласитесь со мною, если вам довелось стать свидетелем, а еще лучше участником того масштабного переформатирования страны, которое пришлось на данный период.
Перемены, действительно, затронули все сферы нашей жизни. Возьмем, к примеру, наше главное национальное достояние, каковым на протяжении многих десятилетий считался хлопок. Что мы имели? В 2016 году переработка волокна в стране едва достигала трети от выращенного урожая, доля принудительного и детского труда при его сборе составляла 14%, к бойкоту узбекского сырца и изделий из него примкнуло более 330 фирм и компаний, в том числе известнейшие мировые бренды. Что мы имеем сейчас? К 2023 году переработка «белого золота» в Узбекистане достигла 100%, принудительный и детский труд полностью искоренены, а все препятствия для экспорта устранены и ограничения сняты. И теперь на внешние рынки республика направляет не сырье, а готовую продукцию с высокой добавленной стоимостью. Все это стало возможным за счет глубоких реформ в сельском хозяйстве в целом, и формирования хлопково-текстильной кластерной системы, в частности.
Благодаря этому, родители нынешних первоклашек могут быть уверены в том, что их детей, уже никто не будет отвлекать от занятий в школе для участия в сельхозработах. Возможности этих малышей, и моего внука в том числе, получить качественное образование, включая высшее, будут гораздо шире. Ведь количество ВУЗов в стране с 2016 по 2022 год увеличилось в 2,5 раза до 198, а охват молодежи высшим образованием за тот же период с 9% повысился до 38%. К моменту же, когда эта детвора будет заканчивать школу, данные показатели еще более возрастут.
Наилучшей иллюстрацией к стартовавшим в 2016 году социально-экономическим реформам в Узбекистане стал выстраиваемый диалог между властью и населением. Стране, развернувшейся лицом к накопившимся проблемам, была предложена совершенно новая повестка дня, в целом отвечавшая сформировавшимся на тот период запросам общества и, отличавшаяся невиданным для Узбекистана уровнем открытости и откровенности.
Могли ли мы представить себе 7 лет назад существование такого института как Народные приемные, куда можно будет обратиться с беспокоящей нас проблемой, предложением или инициативой? И надеяться на то, что представители органов власти и управления не просто выслушают обращающегося, а будут обязаны (конечно же в рамках Закона и в пределах своих полномочий) найти удовлетворяющий его ответ?! А для чего как не для облегчения нашего повседневного быта за счет ликвидации всевозможной волокиты и упрощения документооборота, реформирована и сфера государственных услуг, которых в 2016 году оказывалось только 12, причем исключительно предпринимателям, а в настоящее время насчитывается почти 280, и уже для всех категорий населения?!
Могли ли мы представить себе (хотя, наверное, очень хотели), что исчезнут валютные спекуляции и можно будет в любом банке страны спокойно приобрести доллары для оплаты за рубежом учебы наших детей или лечения наших родителей? Могли ли мы представить себе, что возможности для наших собственных поездок на отдых в дальнее, или к родственникам в ближнее зарубежье настолько расширятся с открытием границ? А торговля с соседними странами? Если в 2017 году товарооборот Узбекистана с государствами Центральной Азии составлял 2,6 млрд долларов, то по итогам года минувшего он достиг 7,5 млрд., то есть увеличился троекратно! Ну а возросший уровень взаимопонимания и взаимостремления, укрепления культурных и духовных связей с братскими народами никакими цифрами не измерить! Сегодня это уже общепризнанный факт: наша страна за прошедшие годы превратилась в своеобразного драйвера интеграционных процессов в регионе. И это касается всех сфер.
Могли ли мы представить себе, что сравнительно недавно, в 2015-2016 годах во многом обособленный, полузакрытый Узбекистан, откажется от многих ограничительных мер и начнет позиционировать себя в качестве страны, нацеленной на широкомасштабную модернизацию и полноценное интегрирование в цивилизованное глобальное социально-экономическое пространство? Не знаю, насколько уместно это сравнение, но 7 лет назад наша страна пробудилась словно природа после зимней спячки, и стряхнула с себя груз инерционного развития, осознавая необходимость назревших динамичных преобразований.
Новая инвестиционная политика и меры по поддержке предпринимательства послужили толчком к реализации современных экономически выгодных, при этом социально ориентированных проектов в области транспорта и коммуникаций, энергетики и сельского хозяйства, в различных отраслях промышленности и сегменте услуг, в медицине, в образовании, в невероятно преобразившемся туристическом секторе и других сферах, способствуя насыщению рынка, росту конкурентоспособности отечественных товаров, решению проблем занятости населения, в целом повышению качества жизни. Жить стало интереснее, не правда ли?
И наблюдать за происходящим в условиях раскрепощения СМИ и открытой полемики по вопросам общественно значимой тематики. Могли ли мы представить себе такой уровень либерализации медиа-пространства в 2016 году? Ой сомневаюсь….
Я только вскользь, что называется навскидку упомянул о некоторых результатах реформ в отдельных сферах нашей жизни за годы, прошедшие с момента рождения моего внука. Разумеется, для подробного рассказа об осуществленном за эти 7 лет в упомянутых нами, да и других сферах, одной публикации недостаточно, ибо, как говорил классик «нельзя объять необъятное». При этом, после всего выше сказанного не должно возникать впечатление, что у нас все благополучно и все сложности в Узбекистане преодолены. Нет. Проблемы есть. Мы их не скрываем. А находим и открыто обсуждаем пути их решения.
Какие общественные запросы сегодня наиболее актуальны? Искоренение коррупции и борьба с чиновничьим произволом? Да! Дееспособный парламент и прозрачность правительственных решений? Да! Конкурентная экономика и равноправие участников рынка? Да! Экологичная энергетика и разумное градостроительство? Сохранение исторических ценностей и последовательная демократизация? Тоже Да! И не только это.
Допущенные ошибки, существующие проблемы и звучащая критика не должны снижать нашего общего настроя на перемены. Ведь взяв курс на обновление, Узбекистан обязан его придерживаться, настойчиво решая самые сложные задачи! И какими бы грандиозными не казались нам наши достижения за предыдущие 7 лет, думается, следующие 7 лет должны быть не менее, а скорее всего, даже более созидательными.
Хотя бы еще и для того, чтобы те, кто, как и мой внук, в этом году пойдут в школу, повзрослев, могли бы гордиться нашими нынешними свершениями, а не задумываться над тем, что страна снова нуждается в обновлении.
Рахимджан Махкамов, публицист